Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Положение о разработке программ энергосбережения

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров

Республики Беларусь

14.10.2015 № 855

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц (далее, если не определено иное, – программы энергосбережения).

2. Программы энергосбережения – документы, содержащие комплекс организационных, технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение задач энергосбережения, с определением приоритетных направлений реализации государственной политики в этой сфере, а также путей максимального, экономически целесообразного использования имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов в республике, отрасли, регионе, у юридического лица.

3. Основными задачами разработки и реализации программ энергосбережения являются:

проведение эффективной целенаправленной государственной политики в сфере энергосбережения, координация деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в целях сдерживания роста их валового потребления, замещения импортируемых топливно-энергетических ресурсов местными и создания необходимых условий для повышения уровня энергетической безопасности республики;

решение наиболее значимых организационных, технических, экономических проблем общегосударственного, межотраслевого или отраслевого характера по приоритетным направлениям энергосбережения;

концентрация ресурсов научно-технического и производственного комплексов на указанных направлениях;

получение максимально возможной экономии импортируемых топливно-энергетических ресурсов и увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов по отношению к уровню их потребления за период, предшествующий началу реализации соответствующих программ.

4. В программы энергосбережения включаются энергосберегающие мероприятия, к которым относятся:

мероприятия, обеспечивающие внедрение на действующих объектах новых технологий, оборудования, устройств, систем автоматизации, регулирования, контроля расхода и потребления энергоресурсов, новых схемных решений, проектные и научно-исследовательские работы по этим направлениям, тепловая модернизация зданий и теплофизический контроль эффективности ограждающих конструкций зданий и сооружений, предварительной изоляции трубопроводов, в результате реализации которых достигается экономия топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) или снижение предельных уровней потребления энергоресурсов;

реконструкция, модернизация, новое строительство энергетических мощностей, объектов и коммуникаций с использованием местных топливно-энергетических ресурсов, возобновляемых и вторичных энергоресурсов, избыточного энергопотенциала (избыточное давление пара, природного газа), предварительной изоляции трубопроводов, в результате эксплуатации которых достигаются экономия топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции (работ, услуг), замещение импортируемых топливно-энергетических ресурсов или снижение предельных уровней их потребления;

мероприятия, стимулирующие энергосбережение (информационное обеспечение, разработка нормативно-технической документации, обучение и переподготовка специалистов для сферы энергосбережения, энергетическое обследование (энергоаудит) юридических лиц).

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

5. Республиканская программа энергосбережения разрабатывается Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации (далее – Департамент по энергоэффективности), являющимся ее заказчиком-координатором, на 5 лет и в установленном порядке представляется на рассмотрение и утверждение в Совет Министров Республики Беларусь до 25 мая года, предшествующего году начала реализации программы. В республиканской программе определяются приоритетные направления энергосбережения.

6. Республиканская программа энергосбережения должна содержать:

цели и задачи программы, возможные способы их реализации;

технико-экономическое обоснование;

информацию о ее научном обеспечении (при необходимости);

мероприятия, обеспечивающие достижение целей и решение поставленных задач;

перечень крупных проектов в рамках реализации ее мероприятий;

ресурсное обеспечение реализации мероприятий с указанием источников финансирования;

оценку эффективности и возможных результатов ее выполнения, выраженных в конкретных экономических показателях;

ожидаемые результаты от реализации программы.

7. Внесение изменений и дополнений в республиканскую программу энергосбережения осуществляется по предложению заказчика – координатора программы на основании решения Совета Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ
ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

8. Во исполнение республиканской программы энергосбережения республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в пределах своей компетенции ежегодно разрабатываются и утверждаются по согласованию с Департаментом по энергоэффективности краткосрочные отраслевые программы энергосбережения на один год. Данные государственные органы и организации являются заказчиками этих программ.

9. Отраслевые программы разрабатываются на основании аналогичных программ по энергосбережению (заявок) подчиненных (входящих в состав) организаций, которым доводятся показатели в сфере энергосбережения, а также с учетом мероприятий в сфере энергосбережения, запланированных к реализации государственными программами.

10. Методическое руководство разработкой отраслевых программ энергосбережения осуществляет Департамент по энергоэффективности.

Разработке отраслевых программ энергосбережения должны предшествовать:

формирование предложений подчиненными организациями, в том числе на основании результатов проведенных энергетических обследований (энергоаудита) и обоснования инвестиций;

отбор этих предложений для включения в программы.

11. Рассмотрение и согласование отраслевых программ энергосбережения осуществляется Департаментом по энергоэффективности в течение 15 дней с даты их представления, а в случае несогласования программы в указанный срок представляется письменный ответ с мотивацией отказа. Согласованные отраслевые программы энергосбережения в пятидневный срок утверждаются руководителями (заместителями руководителей) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.

12. Отраслевые программы энергосбережения разрабатываются на долгосрочный и краткосрочный периоды.

13. Долгосрочные отраслевые программы энергосбережения разрабатываются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь (если суммарное годовое потребление топливно-энергетических ресурсов юридическими лицами, подчиненными (входящими в состав) этим органам и организациям, составляет 1,5 млн. тонн условного топлива и более), на 5 лет и до 1 мая года, предшествующего началу
их реализации, представляются на согласование в Департамент по энергоэффективности.

14. Долгосрочные отраслевые программы энергосбережения должны содержать:

цель и задачи;

механизм реализации и контроля за ходом их выполнения;

анализ потребления топливно-энергетических ресурсов за предыдущую пятилетку;

анализ состояния и перспективы развития отрасли;

потенциал энергосбережения по основным направлениям и прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на соответствующую перспективу;

ожидаемые результаты от реализации программ.

15. Краткосрочные отраслевые программы энергосбережения разрабатываются на 1 год и до 20 апреля года, предшествующего году начала их реализации, представляются на согласование в Департамент по энергоэффективности.

16. Краткосрочные отраслевые программы энергосбережения должны содержать:

показатели в сфере энергосбережения;

основные направления энергосбережения;

мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с указанием ожидаемых результатов и их экономической эффективности, в том числе условной годовой экономии и экономии, полученной после внедрения до конца года, окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования.

17. По одному из мероприятий каждого приоритетного направления краткосрочной отраслевой программы энергосбережения должно быть разработано и приложено технико-экономическое обоснование, выполненное в соответствии с методическими рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий, техническими нормативными правовыми актами и другими документами, подтверждающими эффективность планируемых к внедрению мероприятий.

18. В установленные сроки для подготовки проекта закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Министерство финансов представляются прогнозные расчеты потребности в средствах республиканского бюджета для финансирования мероприятий краткосрочных отраслевых программ энергосбережения.

19. В недельный срок после утверждения краткосрочных отраслевых программ энергосбережения их копии или перечни согласованных мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения представляются заказчиками программ в соответствующие облисполкомы, Минский горисполком.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

20. Региональные программы энергосбережения (областные и г. Минска) разрабатываются облисполкомами и Минским горисполкомом на один год во исполнение республиканской программы энергосбережения и на основании краткосрочных (ежегодных) отраслевых программ энергосбережения, заявок и программ структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, программ энергосбережения юридических лиц, находящихся на территории соответствующего региона, с включением мероприятий, запланированных к реализации государственными программами в сфере энергосбережения, и согласовываются с Департаментом по энергоэффективности. Облисполкомы и Минский горисполком одновременно являются заказчиками региональных программ энергосбережения и распорядителями бюджетных средств.

21. Методическое сопровождение разработки региональных программ энергосбережения обеспечивают областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности.

22. Региональные программы энергосбережения должны содержать:

показатели в сфере энергосбережения;

основные направления энергосбережения;

мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с указанием ожидаемых результатов и их экономической эффективности, в том числе условной годовой экономии и экономии, полученной после внедрения до конца года, окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования.

23. По одному из мероприятий каждого приоритетного направления региональной программы энергосбережения должно быть разработано и приложено технико-экономическое обоснование, выполненное в соответствии с методическими рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий, других документов, подтверждающих эффективность планируемых к внедрению мероприятий.

24. Региональные программы энергосбережения до 20 мая года, предшествующего году начала их реализации, направляются на согласование в Департамент по энергоэффективности, где рассматриваются и согласовываются в течение 15 календарных дней.

25. Согласованные региональные программы энергосбережения в десятидневный срок утверждаются облисполкомами и Минским горисполкомом.

26. В случае несогласования региональной программы энергосбережения Департамент по энергоэффективности в указанный в пункте 24настоящего Положения срок представляет письменный ответ с мотивацией отказа.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

27. Государственные организации с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 100 тонн условного топлива и более, иные юридические лица с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тыс. тонн условного топлива и более ежегодно разрабатывают краткосрочные программы энергосбережения.

28. Краткосрочные программы энергосбережения юридических лиц должны содержать:

показатели в сфере энергосбережения;

основные направления энергосбережения;

мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с указанием ожидаемых результатов и их экономической эффективности, в том числе условной годовой экономии и экономии, полученной после внедрения до конца года, окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования.

29. По одному из мероприятий каждого приоритетного направления краткосрочной программы энергосбережения юридического лица должно быть разработано и приложено технико-экономическое обоснование, выполненное в соответствии с методическими рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий, техническими нормативными правовыми актами и другими документами, подтверждающими эффективность планируемых к внедрению мероприятий.

30. Краткосрочные программы энергосбережения юридических лиц до 1 апреля года, предшествующего году начала их реализации, представляются на согласование:

при потреблении ими топливно-энергетических ресурсов от 1,5 до 25 тыс. тонн условного топлива в год – в областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

при потреблении ими топливно-энергетических ресурсов свыше 25 тыс. тонн условного топлива в год – в Департамент по энергоэффективности. Предварительно программы согласовываются с областными и Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и с облисполкомами и Минским горисполкомом, за исключением организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго».

31. Республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, после согласования в пятидневный срок утверждаются краткосрочные программы энергосбережения подчиненных (входящих в их состав) юридических лиц. Краткосрочные программы энергосбережения юридических лиц без ведомственной подчиненности до 1 апреля года, предшествующего году начала их реализации, утверждаются руководителями (заместителями руководителей) этих юридических лиц.

32. Краткосрочные программы энергосбережения управлений жилищно-коммунального хозяйства облисполкомов и Минского горисполкома, комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов до 1 апреля года, предшествующего году начала их реализации, согласовываются Департаментом по энергоэффективности после предварительного согласования с областными и Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

ГЛАВА 6
УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

33. Разногласия, возникающие в ходе согласования заказчиками отраслевых и региональных программ энергосбережения с Департаментом по энергоэффективности, урегулируются в рабочем порядке путем проведения согласительных совещаний с принятием взаимоприемлемых решений.

34. В случае неурегулирования разногласий до 1 октября года, предшествующего году начала реализации программ энергосбережения, заказчик имеет право инициировать обсуждение спорных вопросов у Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы энергосбережения.

ГЛАВА 7
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

35. Источниками финансирования мероприятий программ энергосбережения могут быть средства республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе предусматриваемые на финансирование программ энергосбережения), собственные средства исполнителей программ, кредиты банков, другие источники, не запрещенные законодательством.

36. Департаментом по энергоэффективности ежегодно разрабатывается и утверждается по согласованию с Министерством экономики перечень финансируемых из средств республиканского бюджета основных мероприятий в сфере энергосбережения, направленных на осуществление соответствующей деятельности в рамках международного сотрудничества и привлечения инвестиций, совершенствование информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения, а также на реализацию наиболее актуальных социально ориентированных проектов.

37. В установленные сроки для подготовки проекта закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год в финансовые управления облисполкомов, Минского горисполкома представляются прогнозные расчеты потребности в средствах местных бюджетов для финансирования мероприятий региональных программ энергосбережения. Для организации финансирования мероприятий копии утвержденных региональных программ энергосбережения в начале года их реализации направляются в Министерство финансов.

38. В случае изменения размера предусмотренных на цели энергосбережения бюджетных ассигнований после утверждения республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год, изменения установленных показателей в сфере энергосбережения, а также при возникновении по объективным причинам необходимости замены (исключения) мероприятий отраслевые и региональные программы энергосбережения и программы энергосбережения юридических лиц подлежат корректировке.

ГЛАВА 8
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

39. Изменения и дополнения, вносимые в программы энергосбережения, согласовываются с Департаментом по энергоэффективности и утверждаются в соответствии с порядком, предусмотренным в пунктах 11, 20, 24, 25, 30–32настоящего Положения.

Не допускается внесение изменений и дополнений в программы энергосбережения после окончания срока их реализации, за исключением корректировки сумм денежных средств, предусмотренных для реализации мероприятий программы.

40. Контроль за ходом реализации утвержденных отраслевых и региональных программ энергосбережения осуществляют заказчики соответствующих программ (при этом по региональным программам энергосбережения – совместно с соответствующими управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов) и в пределах своей компетенции Департамент по энергоэффективности.

41. Результаты реализации отраслевых и региональных программ энергосбережения рассматриваются в Департаменте по энергоэффективности ежеквартально в сроки, установленные соответствующими графиками.

42. Ответственность за нецелевое использование средств, выделенных на выполнение программ энергосбережения, несут заказчики и исполнители этих программ в соответствии с законодательством.

 

© Лидский районный исполнительный комитет, 2024.