Глава
района Сергей Ложечник отметил вначале, что людей с особенными потребностями с
каждым годом становится больше не только в республике, но и во всем мире. Если
раньше об этом предпочитали умалчивать, то сегодня говорят открыто.
- -Беларусь в 2015 году присоединилась к
Конвенции ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательства создавать равные
условия для людей с ограниченными возможностями. Мероприятия по поддержке лиц с особенностями
психофизического развития реализованы в рамках госпрограмм по социальной защите
и содействию занятости населения. Усилия направлены в большей степени на
создание условий для вовлечения социально уязвимых категорий граждан в жизнь
общества. Наша цель - убрать барьеры,- отметил председатель райисполкома.
Праву
лиц с инвалидностью на получение образования придается особое значение,
вводится принцип инклюзии. Это подчеркнул в докладе заместитель председателя
Лидского райисполкома Геннадий Владыко.
- Суть инклюзивного образования в наиболее
полном включении в совместный образовательный процесс обучающихся с разными
образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями
психофизического развития, с инвалидностью. Таких детей в районе 3846,
количество увеличивается ежегодно. Учитывая разнообразие и вариативность их
образовательных потребностей, возрастающую ответственность их родителей и
необходимость повышения толерантности в обществе, в районе реализуется План
развития инклюзивного образования на 2020-2022 годы, - проинформировал
Геннадий Владыко.
Приоритетным в реализации плана является создание адаптивной образовательной и безбарьерной среды, что затрагивает интересы как детского, так и взрослого населения. В районе обеспечивается комплекс мероприятий, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения с ограниченными возможностями и инвалидностью. На создание адаптивной среды в 2016-2020 годы направлено более 305 тысяч рублей.
Надо
понимать, что развитие инклюзивного образования - не только задача сферы
образования. Это одно из направлений государственной социальной политики,
развитие которого возможно только при взаимодействии медицины, сферы труда и
социальной защиты, учреждений образования и всех участников образовательного
процесса.
О концептуальных подходах к подготовке кадров, содержанию учебных программ и других аспектах этой темы рассказала начальник управления образования Ольга Тарасюк. Она акцентировала, что задачи инклюзивного образования в большей мере решаются в рамках работы 92 классов и групп интегрированного обучения и воспитания. Также в районе есть два учреждения специального образования - Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения. Значимая часть инклюзивного образования – включение учащихся данной категории совместно со здоровыми сверстниками в деятельность в части воспитания и социализации. Кружковой работой в учреждениях различных ведомств охвачено 68,1 % детей с особенностями развития и 56,3 % детей с инвалидностью, но лишь 2,5 % таких детей заняты в объединениях по интересам и спортивных секциях.