Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

17.05.2024
 Материал подготовлен

комитетом по труду занятости и социальной защите 
Гродненского облисполкома

 

Состояние института семьи является важнейшим индикатором социально-демографического «здоровья» государства. Поэтому в нашей стране государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.

Законодательством Беларуси обеспечивается действенность системы социальной защиты матери и ребенка, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права, создает конкретные условия для их реализации. Семьям с детьми оказывается государственная поддержка по обеспечению доступности жилья, предоставляются преференции в системе образования, здравоохранения, при налогообложении. Остановимся подробнее на гарантиях, предоставляемых семьям с детьми в сфере социальной защиты.

Для семей, воспитывающих детей, в Республике Беларусь предусмотрено 11 видов государственных пособий.

Самое значимое из них – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Оно установлено на уровне 35–40% среднего заработка по стране, причем для всех получателей независимо от того, застрахованы они или нет. Размер данного пособия перерассчитывается дважды в год, с 1 февраля и 1 августа в связи с ростом среднемесячной заработной платы, в настоящий момент размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка составляет 606 рублей, на второго и последующих – 692 рубля.

Не менее значительны и размеры единовременных пособий при рождении ребенка: с 1 мая текущего года выплата при рождении первого ребенка составляет порядка трёх с половиной тысяч рублей,  при рождении второго и последующего – без малого пять тысяч рублей. Размер указанной выплаты перерассчитывается четыре раза в год с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

По состоянию на 1 апреля 2023 года системой государственных пособий охвачено 42 457 детей Гродненской области. В частности, в организациях и органах по труду, занятости и социальной защите Гродненской области выплачиваются:

- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – на 23 391 ребенка;

- пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей – на 5 566 детей;

- пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – на 13 500 детей.

За 1 квартал 2023 года в области выплачено 1 704 пособия в связи с рождением ребенка, 1 597 пособий женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.

С 1 января 2015 г. в Республике Беларусь введен новый вид долгосрочной поддержки многодетных семей — семейный капитал (единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, если с учетом родившегося (усыновленного) ребенка в семье воспитываются не менее троих детей до 18 лет).

Программа была рассчитана на 5 лет — с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г., размер семейного капитала составлял 10 000 долларов США.

За 2015 – 2019 гг. местными исполнительными распорядительными органами Гродненской области было принято девять с половиной тысяч решений о назначении семейного капитала.

Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 программа «Семейный капитал» продлена на 2020 – 2024 годы.

С 1 января 2020 г. семейный капитал назначается в белорусских рублях, размер его ежегодно индексируется с нарастающим итогом на величину индекса потребительских цен за предыдущий год для сохранения его покупательной способности.

В 2020 году размер семейного капитала составлял 22 500 рублей, в 2021 году – 23 737 рублей, в 2022 году – 25 995 рублей, в текущем году размер семейного капитала составляет 29 950 белорусских рублей.

Семья может реализовать право на назначение семейного капитала один раз. Если семейный капитал был назначен семье по программе 2015-2019 гг., то права на назначение семейного капитала по программе 2020-2024 гг. у нее нет.

Средства семейного капитала предоставляются семьям для использования в Республике Беларусь в полном объеме либо по частям в безналичном порядке после истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала.  Досрочно (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) средства могут быть использованы по одному или нескольким направлениям:

- строительство (реконструкция), приобретение жилых помещений либо долей в праве собственности на них, погашение задолженности по кредитам, займам организаций, предоставленным на указанные цели, и выплату процентов за пользование этими кредитами, займами;

- получение на платной основе высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях образования Республики Беларусь, учреждениях высшего и среднего специального образования потребительской кооперации Республики Беларусь и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси;

- получение следующих платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения:

- приобретение лекарственных средств,  медицинских изделий при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии, ортопедии;

- стоматологические услуги (протезирование зубов, дентальная имплантация с последующим протезированием, ортодонтическая коррекция прикуса);

- приобретение для членов семьи с инвалидностью (с нарушениями органов зрения, опорно-двигательного аппарата) товаров, предназначенных для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

За период с января 2015 по апрель 2023 годаисполнительными распорядительными органами Гродненской области принято порядка 15 000 решений о назначении семейного капитала, более 8 000 решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала. Из них:

- на улучшение жилищных условий – 6 976 (85%);

- на получение образования – 465 (6%);

- на получение медицинских услуг – 750 (9%).

Действующим законодательством предусмотрен ряд льгот в области пенсионного обеспечении для матерей, родивших пять и более детей, и родителей детей-инвалидов с детства.

Справочно: В Гродненской области пенсию по возрасту получают 2,4 тыс. многодетных матерей и 2,8 тыс. родителей детей-инвалидов

Во-первых, это более ранний выход на пенсию по возрасту - на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста;

Во-вторых, для этой категории граждан снижены до 5 лет требования по наличию страхового стажа для реализации права на досрочную пенсию по возрасту. Одним из требований для реализации права на трудовую пенсию является наличие страхового стажа, стажа с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В текущем году - это 19 лет, к 2025 году потребуется 20 лет страхового стажа.

Кроме того, С 1 января 2021 года уменьшена продолжительность страхового стажа для женщин, родивших и воспитавших до 8 летнего возраста четверых детей. Для реализации права на пенсию по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста им потребуется всего лишь 10 лет страхового стажа.

Дополнительные гарантии предусмотрены и для семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Указом Президента с 1 января 2021 года введена норма, согласно которой социальная пенсия, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степени утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначаетсяв размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Таким образом, размер социальной пенсии для указанной категории граждан увеличился почти в два раза.

Согласно законодательству женщинам, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня». назначается пенсия за особые заслуги перед республикой Беларусь.

Справочно: 33 женщины Гродненской области получают пенсию за особые заслуги перед республикой.

Пенсия за особые заслуги устанавливается Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь.

Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет, назначаемой в соответствии с пенсионным законодательством или законодательством о государственной службе в Республике Беларусь, и повышения за особые заслуги.

Размер повышения за особые заслуги определяется Комиссией в каждом конкретном случае с учетом заслуг гражданина, которому устанавливается пенсия за особые заслуги, и не может превышать 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Справочно: минимальный размер пенсии по возрасту 88,03 рубля.

Законодательство о труде Республики Беларусь предусматривает ряд дополнительных мер и гарантий по охране труда женщин.

Установлены гарантии при приеме на работу. Так, запрещается отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одинокому родителю –  с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет).

Запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда.

Беременных женщин запрещается привлекать к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направлять в служебную командировку.

Женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия.

Для некоторых категорий работающих женщин и работников, имеющих семейные обязанности, установлены особенности определения срока действия контракта. Так, срок действия контракта с беременной женщиной с ее согласия продлевается на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.

Наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт:

- с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, - на срок не менее чем до окончания указанных отпусков;

- с работающей матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, - на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Кроме того, контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются без их согласия.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ТК беременным женщинам в соответствии с заключением ВКК или МРЭК снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных или опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

По желанию лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, оно может работать на условиях неполного рабочего времени:

- по основному месту работы - по другой профессии рабочего, должности служащего;

- либо по другому месту работы с выплатой ежемесячного государственного пособия по государственному социальному страхованию в полном размере.

 Также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 289 ТК наниматель обязан установить неполное рабочее время по просьбе:

- беременной женщины;

- женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет.

Законодательство гарантирует предоставление лицам, воспитывающим детей, свободных от работы дней. В частности, дополнительный свободный день в неделю в семье, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет,  может предоставляться матери или отцу, опекуну (попечителю) детей.

За время предоставления свободного дня в неделю за работником сохраняется средний дневной заработок, а расходы на его оплату производятся за счет средств нанимателя.

Также родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет предоставляется дополнительный свободный день в месяц за счет средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию женщины, имеющей двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет, в летнее или другое удобное время.

Также наниматель обязан предоставлять женщинам, имеющим двоих и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет по их желанию кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.

Трудовым Кодексом Республики Беларусь установлены гарантии в части запрета прекращения трудовых отношений с такими работниками, как:

- беременные женщины;

- женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

- одинокие родители, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

- одинокие родители, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет);

- работающие отцы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком вместо матери.

 С 2020 года у отцов и отчимов появилось право на отпуск при рождении ребенка. Так, ст. 186 ТК  установлено, что при рождении ребенка и воспитании его в семье наниматель обязан по желанию отца (отчима) ребенка предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.

Семьи с детьми имеют право и на другие гарантии, предоставляемые законодательством и коллективными договорами.

В Республике Беларусь с 1 января 2001 года функционирует государственная адресная социальная помощь (ГАСП) с целью реализации адресного, индивидуального подхода при оказании материальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам.

Критерием отнесения семей к категории малообеспеченных является бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Система ГАСП включает четыре социальные выплаты:

- ежемесячное и единовременноепособие, которые предоставляются на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности;

- пособие на приобретение предметов гигиены;

- обеспечение питания детей первых двух лет жизни.

В Гродненской области в 1 квартале 2023 г. государственную адресную социальную помощь получили 8 690 граждан на общую сумму 4 387 тысяч рублей, из них ежемесячное социальное пособие получили 1 269 человек, единовременное пособие – 274 человека, пособие на приобретение средств гигиены – 6 573 человека и помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни получили 574 ребенка.

Семьям, воспитывающим детей, предоставляются различные виды социального обслуживания: социально-педагогические, социально-психологические, услуги няни.

Государственным учреждением социального обслуживания «Василишковский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» семьям Гродненской области предоставляется услуга ухода за детьми-инвалидами. За период пребывания ребенка на «социальной передышке» оплачивается только стоимость его питания. При этом все социальные гарантии родителям сохраняются: выплата пенсий и пособий производится в полном размере.

Таким образом, в Республике Беларусь институт семьи охраняется и поощряется государством, создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством, обеспечивается правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.
© Лидский районный исполнительный комитет, 2024.