МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(декабрь 2023 г.)
«О противодействии коррупции»
Материал подготовлен
Управлением Следственного комитета Республики Беларусь
по Гродненской области
На основании Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» Следственный комитет является государственным органом, участвующим в борьбе с коррупцией и осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, в соответствии с законодательными актами.
В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институционные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных в том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.
Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность.
Территориальными следственными подразделениями Гродненской области за 11 месяцев текущего года окончено производство передачей прокурору для направления в суд по порядка 45 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 50 обвиняемых.
Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:
- статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за преступление, связанное с хищением имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, санкция данной статьи предусматривает наказание от 4 до 12 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- статьям 430 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам получения и дачи взятки, санкции статей предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и до 7 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа соответственно;
- статьям 424 и 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями и превышению власти или служебных полномочий, санкции статей предусматривают наказание от 3 до 10 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- статье 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту злоупотребления властью, бездействия власти либо превышении власти, санкция статьи предусматривает наказание от 2 до 12 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Справочно: Следственным управлением УСК по Гродненской области в 2023 году завершено расследование ряда уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений.
Среди них уголовное дело в отношении должностного лица, занимающего ответственное положение одного из сельских исполнительных комитетов Гродненской области, которая в один из дней августа-сентября 2022 года, получила в качестве взятки от индивидуального предпринимателя (далее – ИП) денежные средства в сумме 1000 долларов США за благоприятное решение вопросов, входящих в её компетенцию, а именно за заключение договоров на оказание услуг между ИП и сельским исполнительным комитетом по удалению деревьев на территории кладбищ данного исполкома.
Действия обвиняемой квалифицированы по ч.3 ст.430 (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В августе 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Должностное лицо приговорено к наказанию в виде 5 лет 3 месяцев лишения свободы, со штрафом в размере 300 базовых величин, что составляет 11100 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Аналогичное преступление совершила врач-терапевт одной из участковых больниц Гродненской области, которая в период времени с 01.02.2021 по 29.07.2022 неоднократно получала от граждан в качестве взятки денежные средства за выдачу без наличия на то оснований листков нетрудоспособности.
Действия обвиняемой квалифицированы по ч.ч. 1 и 2 ст. 430 (получение взятки повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В октябре 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Врачу назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы со штрафом 350 б.в. в сумме 12 950 руб. с лишением права занимать должности, связанные с выполнением юридически значимых действий на 5 лет. На основании ст. 77 ч.2 УК последней применена отсрочка исполнения наказания в виде л/св на 3 года.
Новогрудским районным отделом следственного комитета завершено расследование уголовного дела в отношении гражданина О., который в январе 2023 года выступил пособником в посредничестве в передаче взятки должностному лицу одного из предприятий г. Новогрудка. Действия обвиняемого квалифицированы по ч. 2 ст. 432 (посредничество во взяточничестве, совершенное повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В июне 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Обвиняемому О. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. На основании ст. 77 ч.2 УК последнему применена отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы на 2 года.
Примечательно, что лицо, виновное в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки, освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Несмотря на принятые государством усилия по приданию прозрачности деятельности государственных учреждений и предприятий в сфере закупок, в данной области также продолжают фиксироваться коррупционные правонарушения.
Справочно: Вороновским РОСК завершено расследование уголовного дела в отношении руководителя одного из сельскохозяйственных предприятий района, который будучи председателем постоянно действующей комиссии по закупкам товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, без проведения процедуры закупки в феврале 2023 года заключил с ООО договор поставки белкового сырья (шрот) объемом 60 тонн на общую сумму 88 932 рублей, в нарушение п.2.3 указанного договора поставки дал указание находящемуся в его подчинении осуществить предоплату в адрес ООО денежных средств в размере 50 000 рублей путем их перевода на предоставленный расчетный счет. При этом поставка товара в адрес вышеуказанного сельскохозяйственного предприятия не была произведена.
Действия должностного лица квалифицированы по ч. 3 ст. 426 (превышение власти должностным лицом, повлекшие тяжкие последствия) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Уголовное дело в мае 2023 в порядке ст. 262 УПК передано прокурору для направления в суд.
Следует отметить, что коррупция является серьезной общественно-политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государства, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.
Учитывая указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.
Общими механизмами профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются:
исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативно правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;
обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно-коммуникационных технологий при их осуществлении;
совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков, обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;
совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;
повышение эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;
развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;
обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;
осуществление деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;
повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;
периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.
Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией:
создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организацией в данной сфере;
оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;
внедрение системы оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;
изучение влияния практики применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведения электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.
Предупреждение коррупции в публичном секторе:
использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;
внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;
оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;
повышение активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;
расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;
обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
Территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению коррупционных преступлений.
Грамотные и профессиональные действия сотрудников Следственного комитета, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений.