Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Вступительная кампания 2023 года пройдет с рядом новшеств

13.12.2024
Вступительная кампания 2023 года пройдет с рядом новшеств
Говоря об основных подходах при корректировке правил проведения вступительной кампании, Президент в августе этого года поставил три основные задачи: увидеть абитуриента, не потерять одаренную, талантливую молодежь и прекратить беготню между университетами. Необходимые изменения уже разработаны. В чем они заключаются? Об этом шла речь на совещании у Президента с привлечением к разговору широкого круга специалистов.

Увидеть студента

Вступительная кампания — вопрос, который так или иначе затрагивает многих. Учитывая чувствительность момента, приготовления к «новому сезону» начинаются загодя. Так, правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также правила приема лиц для получения среднего специального образования были утверждены в январе. Тем не менее по требованию Президента они подверглись корректировке.

Например, на протяжении ряда лет в Беларуси действует система сдачи централизованного тестирования. Это эффективная и проверенная схема. Но проблема в том, что университеты видят новоиспеченного студента только 1 сентября, когда уже начинается учебный год. В то же время в ряде случаев необходимо оценить не только знания, но и мотивацию молодых людей при выборе профессии. Именно для учета всех моментов специалисты разработали изменения, которые будут реализованы уже вступительную кампанию.

ЦТ и ЦЭ

Одно из главных новшеств — введение централизованного экзамена как формы выпускной аттестации общеобразовательных школ. Причем вместо четырех прежних теперь выпускники будут сдавать только два экзамена. По словам министра образования Андрея Иванца, «за» высказались все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя и родители.

В итоге после окончания 11-ти классов выпускники будут сдавать два ЦЭ: один, обязательный, — по русскому или белорусскому языку, второй — по выбору из тех предметов, по которым предусмотрено ЦТ. Затем поступающие в вузы будут сдавать один дополнительный экзамен в форме централизованного тестирования. А зачисление в университеты пройдет по результатам двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. В таком подходе министр образования видит решение проблемы той самой беготни между вузами.

— Ранее была предусмотрена возможность сдачи четырех ЦТ, и, условно говоря, молодой человек мог выбрать специальность от лирика до физика, — говорит руководитель ведомства. — Сегодня, когда мы оставляем формат сдачи двух ЦЭ и одного ЦТ, мы четко уверены, что он выберет то направление, с которым хочет связать свою дальнейшую жизнь.

Сертификаты ЦЭ будут действовать два года. Если выпускник школы после 11-го класса не планирует сразу поступать, он может сделать это через год-два. Также есть отдельная норма, по которой выпускники прошлых лет имеют право сдать три ЦТ.

Воспитательный момент

В перечень документов для поступления теперь включается и характеристика. Специалисты поясняют: все университеты проводят анкетирование и диагностику абитуриентов, но пока результаты будут обработаны, вузы получают эту информацию только через месяц, а то и два. Характеристика же даст возможность собрать данные заранее. Министерство образования уже разработало форму документа из 11 пунктов. Среди них — анкетные данные, семейный статус, информация о хобби, правонарушениях, если они были, и многое другое.

— Отдельный пункт посвящен участию в мероприятиях патриотической и трудовой направленности. Сегодня мы говорим о том, что это важнейшие элементы воспитательной работы в школе, — подчеркивает Андрей Иванец.

Все новшества, озвученные на совещании у Президента, будут внесены в действующие правила приема в вузы и учреждения среднего специального образования и опубликованы для всеобщего ознакомления до конца года.

Нагрузки — меньше, мотивации — больше

Анна Королевич, директор Боровлянской средней школы № 3:

— Введение централизованного экзамена снимает с выпускников двойную нагрузку. И родители, и дети обрадовались тому, что один из этих экзаменов будет на выбор. Это дает последним больше свободы. Так как раньше мамы и папы жаловались: ребенок — гуманитарий, и оценка за экзамен по математике тянет его аттестат вниз. Сейчас же будет так: ты гуманитарий, пожалуйста, сдавай тот предмет, который дается тебе легче.

Также положительный момент — сдача одного теста по профильному предмету при поступлении в вуз. В результате нагрузка на абитуриента меньше, а мотивация поступить на желаемую специальность выше. Ведь часто было такое, что если не хватило баллов в одно место, то абитуриент направлялся в другое, где меньше баллов. И это шло вразрез с его интересами. Уверена, новая система позволит большему количеству мотивированных ребят поступить в университеты.

Духовное развитие имеет значение

Лилия Кирьяк, заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания:

— Централизованный экзамен как вид итоговых испытаний для выпускников школ мы закрепили еще при разработке обновленного Кодекса об образовании. Основная цель — привлечь в вузы наиболее мотивированных, одаренных, а главное, целеустремленных и трудолюбивых выпускников школ, гимназий и лицеев, а в перспективе — компетентных специалистов для всех сфер жизнедеятельности страны. А для этого у наших ребят есть несколько путей. Во-первых, республиканские олимпиады. Не только победители получают возможность поступления без экзаменов, но и обладатели похвальных листов смогут поступать вне конкурса. Победители областного этапа уже в эту вступительную кампанию станут зачисляться в региональные учреждения высшего образования. Во-вторых, появится рейтинг участников университетских олимпиад. И каждый университет установит определенное количество мест для таких ребят. Следовательно, если есть 5 мест, то первые пять ребят из этого рейтинга будут зачислены на бюджет. Третий источник отбора будущих студентов — это наш Национальный детский технопарк, закрепленный в кодексе как новый вид учреждения образования, где наши ребята проходят многоступенчатый отбор. Таким образом, включая и целевиков, выпускников аграрных, педагогических и военно-патриотических классов, бюджетные места в наших вузах на 45–50 % заполнят высокомотивированные студенты.

Замечательное новшество — характеристика. Выпускник должен быть не только умен и мотивирован, но и с набором деловых, нравственных качеств. Второй момент — это отразит участие в общественной жизни, раскроет увлечения и таланты, которые он продолжит развивать и в вузе.

Народная газета
© Лидский районный исполнительный комитет, 2024.