Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ_август

20.08.2025
 

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(август 2025 г.)

 

     О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

                             

 Материал подготовлен

Управлением по наркоконтролю и противодействию

торговле людьми УВД Гродненского облисполкома

 

Противодействие торговле людьми в мире базируется на Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанием за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной преступности (принят в г. Палермо 15.11.2000) (далее – Палермский протокол).

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь                       «О противодействии торговле людьми» (далее — Закон о ПТЛ), который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Статья 1 Закона о ПТЛ говорит о том, что противодействие торговле людьми – это деятельность государственных органов, иных организаций, включая международные и иностранные организации, по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Таким образом, противодействие торговле людьми включает в себя два блока:

– деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений;

– деятельность по защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Законом о ПТЛ выделены основные понятия связанные с противодействием торговли людьми:

Торговля людьми– преступление, предусмотренное статьей 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК);

Преступления, связанные с торговлей людьми –  преступления, предусмотренные статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК РБ.


 

 Жертва торговли людьми – физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без  гражданства), в отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление.

16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации жертв торговли людьми, а также вводит                              30-дневный срок, в течение которого человек гарантированно может пройти реабилитацию. Во исполнение Закона и Палермского протокола заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, который утвержден Правительством Беларуси (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 №439).

Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций.

Реабилитационную помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.

Лица, которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, имеют возможность в течение 30 дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

В центральном аппарате МВД, ГУВД Минского горисполкома и всех УВД областных исполкомов в подразделениях по противодействию торговле людьми назначены ответственные лица, которым разъяснен алгоритм действий при идентификации и перенаправлении жертв торговли людьми.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции. Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет .

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет.

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в                         10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:

1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;

2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;

3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;

4) психологическая помощь;

5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения;

6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу;

7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как  «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты для реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены самостоятельно выявлять и реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного социального заказа в рассматриваемой сфере.

Сотрудниками по наркоконтролю и противодействию торговли людьми области (далее — НиПТЛ) с целью своевременного принятия мер по противодействию торговле людьми на территории Гродненской области, на постоянной основе проводится анализ эффективности работы в данной сфере. 

Согласно анализа складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области следует отметить, что свою деятельность лица, занимающиеся вербовкой граждан Республики Беларусь для эксплуатации (в том числе сексуальной), проходящие в 2020-2025 годах по уголовным делам (ч.1,2 ст.171 УК РБ),  осуществляли посредством сети Интернет, рассылая предложения о высокооплачиваемой работе в сфере оказания интимных услуг пользователям анкет, зарегистрированным и находящимся в открытом доступе в социальных сетях и на сайтах знакомств, нередко имеющим ссылки на группы в мессенджере «Телеграм». Следует констатировать, что противоправная деятельность вербовщиков девушек для последующего их использования в занятии проституцией за рубежом, также «переместилась» в сеть Интернет. Фигуранты, используя сайты знакомств и социальные сети Интернета, осуществляют свою противоправную деятельность по поиску и подбору интересующих пользователей. Злоумышленники, используя уже налаженные связи и возможности, посредством сети Интернет осуществляют вербовочные действия, организовывают для девушек оформление необходимых выездных документов (визы, авиабилеты по ксерокопиям паспортов на открытые даты вылета), оплачивают все сопутствующие расходы, связанные с прибытием девушки в место «назначения», при этом категорически отказываются приезжать на территорию Беларуси, как для вербовочных встреч, так и для их последующего сопровождения.

На основе анализа оперативной ситуации, определены используемые фигурантами Интернет-ресурсы социальной направленности: «Вконтакте», сайты знакомств «Blusystem.org», «Mamba.ru», «Tabor.ru» «Swing-zone.com», мессенджеры «Telegram», «WhatsApp», отработка которых проводится на постоянной основе.

Так в 2024 годуна территории Гродненской области выявлено 6 (АППГ – 7, -1) преступлений, предусмотренные Палермским протоколом, в т.ч. 5 (АППГ – 3,+2) тяжких. (5 по ч.2 ст. 171 УК РБ, 1 по ч.1 ст. 171 УК РБ).Установлено 2 факта организации занятия проституцией с вывозом за рубеж.

Количество идентифицированных жертв торговли людьми составило 24 человека (+5), в т.ч. 17 (+1) несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации.

За 7 месяцев 2025 года по линии противодействия трафикингу выявлено 13 (АППГ – 1, +12) преступлений, предусмотренных Палермским протоколом, все относятся к категории тяжких и особо тяжких (ч.2 ст. 171 УК РБ). Предварительное расследование окончено по 17 (АППГ - 0) преступлениям в отношении двух лиц.

Справочно.Сотрудниками УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома совместно ссотрудникам ОНиПТЛ КМ Гродненского РОВД, установлен и задержан житель Гродненской области который на территории Республики Беларусь организовал занятие проституцией 13 лиц женского пола. (В общей сложности в отношении указанного гражданинавсего возбуждено 16 уголовных дел по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь).

По результатам проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий 10 октября 2024 года прокуратурой Дятловского района возбуждено уголовное дело по ч.1. ст. 171 УК Республики Беларусь в отношении жителя д. Засетье, Дятловского района, который в период с 16 марта по 31 июля 2024 года, под видом оказания услуг массажа организовал занятие проституцией своей супруги.

          В рамках выполнения постановления Совета Министров           Республики Беларусь от 11.06.2015 №485 «Об идентификации жертв торговли людьми» идентифицировано 11 (+4) жертв торговли людьми, из которых 2 несовершеннолетних. 

          Ярким примером для Гродненской области служит пресечениеканала вывоза женщин за пределы Республики Беларусь в целях сексуальный эксплуатации. Когда граждане 22 и 25 лет организовали канал вывоза женщин за пределы Республики Беларусь с целью сексуальной эксплуатации.Вотношении фигурантов суммарно возбуждено 4 уголовных дела по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь.

          Благодаря выявлению фактов вывоза женщин за пределы Республики Беларусь для сексуальной эксплуатации, получена информация, что вербовка женщин осуществляется не только через социальные сети путем размещения объявлений, но и среди знакомых девушек которые уже выезжали за пределы Республики Беларусь  для занятия проституцией, при этом заманивая высоким доходом, хорошим отношением принимающей стороны (безопасность, возможность вернутся домой в любое время), условиями проживания (гостиницы, отели), условиями работы (рестораны, ночные клубы) и в общем «красивой обеспеченной жизнью».

На основании полученных сведений составлен социальный потрет выезжающей девушки: молодая девушка до 30 лет, с хорошими внешними данными, из неблагополучной или неполной семьи, часто воспитывающаяся в детском доме или в приемной семье, имеющая среднее либо средне-специальное образование, не имеющая высокого источника дохода либо вообще его не имеющая, не привлекавшаяся к административной ответственности за занятие проституциейна территории Республики Беларусь.

          Также следует отметить, что самыми уязвимыми категориями для совершения преступлений в сфере торговли людьми, связанными с внутренней эксплуатацией, являются лица, оказывающие услуги интимного характера за денежное вознаграждение (занимающиеся проституцией). 

По результатам оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по противодействию проституции в 2024 году за занятие проституцией задержано 104 (АППГ-102 (+2) лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь (далее – протоколы).

По результатам проведенных мероприятий сотрудниками НиПТЛ области за 7 месяцев2025 года за занятие проституцией задержано 63 лица, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь.

Справочно. В отчетном периоде 2025 года на территории Республики Беларусь выявлено 418 фактов занятия проституцией из которых: г.Минск – 84, Брестская область – 75, Гродненская область – 63,Гомельская область – 61, Могилевская область – 51, Минская область – 50, Витебская область – 34.

В связи с чем следует отметить, что согласно анализа складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области, используемые ранее методы и способы поиска потенциальных «клиентов» лицами, причастными к занятию проституцией в открытых источниках (объявления в газетах, реклама по ТВ в виде бегущих строк, рассылка сообщений посетителям бань-саун и агроусадеб, обзванивание номеров гостиниц), в настоящее время изжиты и не актуальны. Противоправная деятельность в основном осуществляется посредством сети Интернет (сайты знакомств, сообщества и группы в социальных сетях, тематические интернет-ресурсы, мессенджеры и закрытые телеграм- каналы).

Также нередки случаи, когда наряду с преступлениями данной категории выявляются факты изготовления и распространения материалов порнографического характера с использованием несовершеннолетних. В ходе переписки педофил, как правило, склоняет детей к изготовлению и пересылке интимных фото- и видеоизображений, которые в последующем могут использоваться в том числе для шантажа.  В 2024 году выявлено                 11 преступлений, квалифицируемых по ст.343-1 УК, в 2025 выявлено 7 таких преступлений.

Для установления лиц, склонных к накапливанию и распространению в пиринговых сетях Интернета материалов порнографического содержания с участием несовершеннолетних (малолетних), с использованием методов «OSINT»осуществляется мониторинг сети Интернет.

Типичным примером является задержание 28-летнего жителя                       г. Минска, который в социальной сети «ВКонтакте», а также в мессенджере «Телеграм» распространял порнографические материалы с изображением несовершеннолетних, при этомфотоизображения и видеоролики фигурант выманивал у потерпевших ведя переписки интимного характера под видом такого же несовершеннолетнего. Фигурант осужден к 5 годам лишения свободы.  

Подводя итоги следует отметить, что в общей сложности за 2024 год и 7 месяцев 2025 года выявлено 19 преступлений, связанных с торговлей людьми, в т.ч. 18 тяжких и особо тяжких.

Количество идентифицированных жертв торговли людьми суммарно составило 35 человек, в т.ч. 19 несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации, при этом были выявлены сотрудниками милиции. Информация о всех жертвах направлялась в Гродненскую областную организацию Белорусского Общества Красного Креста, либо Международную организацию по миграции в                        Республике Беларусь для применения в отношении них мер по защите и реабилитации.

 

 

 

 

© Лидский районный исполнительный комитет, 2025.