12.09.2022

О ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА_сентябрь

 Материал подготовлен

Главным управлением образования Гродненского облисполкома 

 

«О профилактике семейного неблагополучия»

Семья – это базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. От социального климата в семье, духовного и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации несовершеннолетних. Семья обладает широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их безопасности.

По закону родители несут ответственность за своих детей. Они обязаны воспитывать их, а также заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их права и интересы. Семьи, в которых родители не исполняют эти обязанности, считаются неблагополучными.

Неблагополучная семья – это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. Например, дети в таких семьях могут находиться без присмотра, бывают голодными, потому что дома не всегда есть продукты. Они не получают необходимого лечения, не учатся, носят не соответствующую сезону и возрасту одежду, подвергаются насилию и т. п.

Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

С учетом факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, можно говорить о семьях с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Обычно в семье с явной формой неблагополучия прослеживается неблагоприятный психологический климат, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неполноценности, стыда за себя и родителей перед окружающими, страха и боли за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, провоцирует созависимое поведение всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейное заболевание, семейная проблема.

Вторую группу неблагополучных семей представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование несовершеннолетних.

В подобных семьях встречаются случаи, когда родители внушают детям чрезмерное стремление к достижениям, что часто сопровождается боязнью неудачи, страхом не оправдать ожидания родителей. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

  Встречаются также семьи, которые поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. Или наоборот, семьи, в которых принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Подобные установки не могут не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

В нашей стране профилактика семейного неблагополучия, прежде всего это меры, направленные на поддержание стабильности семьи и социальное развитие всех ее членов.В выявлении неблагоприятной для детей обстановки принимают участие различные государственные органы, государственные и иные организации:

 организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

В нашей стране определен порядок действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки и механизм межведомственного взаимодействия, что позволяет оперативно реагировать на факты семейного неблагополучия, своевременно защитить права и законные интересы несовершеннолетних.

Ключевая роль в системе раннего обнаружения неблагополучия семей, где воспитываются новорожденные дети и дети дошкольного возраста, не посещающие учреждения образования, принадлежит медицинским работникам, которые при оказании медицинской помощи выявляют:

семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности или для жизни и здоровья новорожденного (несовершеннолетнего);

несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения;

несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;

лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей и злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами и др.

В учреждениях образования выявление неблагоприятной для детей обстановки осуществляется воспитателями, классными руководителями, кураторами учебных групп в процессе изучения особенностей семейного воспитания. Педагоги ежегодно посещают несовершеннолетних на дому и обращают внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание обращают на взаимоотношения между членами семьи.

Однако никто из граждан не должен остаться безучастным в ситуациях нарушения прав детей. Соседи, родственники неблагополучной семьи – каждый должен понимать свою ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся в поле зрения.

Если в поведении взрослых усматриваются признаки аморального поведения, имеет место злоупотребление алкогольными напитками, что негативно сказывается на несовершеннолетних, имеется прямая угроза жизни и здоровью детей, не удовлетворяются их основные жизненные потребности (потребность в пище, одежде по сезону, медицинской помощи, получении образования и др.), налицо факты жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, имели место случаи оставления без присмотра малолетних детей – все это является поводом для незамедлительного обращения в государственные органы или организации, которыми будут приняты меры по защите прав детей:

учреждение образования, расположенное в микрорайоне проживания семьи;

районный или областной социально-педагогический центр;

управление (отдел) образования;

комиссия по делам несовершеннолетних районного исполнительного комитета;

правоохранительные органы.

Каждое сообщение, даже если оно поступит посредством телефонной связи, будет принято к сведению и организована проверка условий проживания и воспитания несовершеннолетних.

Контактная информация имеется на электронных ресурсах государственных органов или организаций.

В особых случаях, в соответствии с действующим законодательством, учреждение образования во взаимодействии с государственными органами, государственными и иными организациями (учреждением здравоохранения, отделом внутренних дел, отделом по чрезвычайным ситуациям и др.) проводит социальное расследование, в ходе которого изучается ситуация в семье, осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для установления наличия или отсутствия критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних.

В случае установления критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних:

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;

не выполняют рекомендации медицинских работников, что угрожает жизни и (или) здоровью ребенка (детей);

в отношении родителей установлены факты, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида;

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психоторопных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему и др., учреждение образования обращается в координационный совет районного исполнительного комитета с ходатайством о признании ребенка (детей)  находящимся в социально опасном положении.

В случае принятия такого решения совместно государственные органы и организации оказывают помощь семье, направленную на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

Не менее значимым является и оказание помощи детям,  находящимся в «трудной жизненной ситуации». Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые делают жизнь человека хуже, но с которыми он не может справиться сам. В случае с детьми такие ситуации — это сиротство, инвалидность, недостатки в физическом или психологическом развитии, финансовое неблагополучие семьи и т. п.

При этом трудная жизненная ситуация сама по себе не говорит о неблагополучии семьи, но она может спровоцировать это неблагополучие. Поэтому за детьми в такой ситуации тоже нужно наблюдать, а семье — пытаться помочь. 

 

«Вовлечение детей и молодежи в организованные формы досуга»

Одной из форм организации свободного времени учащихся является дополнительное образование детей и молодежи.

Дополнительное образование сегодня – важная система образования, сочетающая в себе надежные и результативные механизмы воспитания, обучения и развития ребенка.

Этот вид образования направлен на развитие личности учащегося, адаптацию к жизни, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию, формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании.

В каждом районном центре Гродненской области есть учреждение дополнительного образования детей и молодежи – центр или дворец творчества. Возможность организовать досуг ребенка в регионе можно в 28 таких учреждениях, комнатах по месту жительства, а также дополнительное образование организовано в детских садах, школах, колледжах, вузах, детских домах, на дому.

Организация работы в данном формате позволяет обеспечить доступность получения дополнительного образования детьми и подростками, в том числе и с инвалидностью. Средняя наполняемость объединений учащимися составляет 12-13 человек. 

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по 15 профилям, которые включают в себя различные направления деятельности: от художественного и социально-педагогического до технического, физкультурно-спортивного, эколого-биологического, а это вокал, хореография, изобразительное искусство, дизайн, робототехника, журналистика, театральное творчество, ораторское мастерство, исследовательская деятельность и др.

В учреждениях дополнительного образования в большинстве своем кружки работают на бюджетной основе. В них занимаются дети от 6 до 18 лет. Для детей с 3-х лет работают Школы раннего развития, а для молодежи с 18 лет и старше работают кружки на платной основе.

В Школах раннего развития организованы занятия по хореографии, изостудии, лепке, оздоровительной гимнастике, развитию речи, занимательной математике, английскому языку, шахматам, театральному творчеству и др.

Огромной популярностью пользуются «Авиамоделирование», «Трассовове автомоделирование», «Картинг» и «Информационные технологии».

Для старшеклассников организованы занятия по краеведению, лидерству, дизайну, шахматам, спортивному ориентированию, работают клубы интеллектуальных игр, «Территория инициативной молодежи», Молодежный парламент.

Областному Молодежному парламенту при Гродненском областном Совете депутатов в этом году исполняется 10 лет. За это время реализовано более 500 инициатив.

Образовательный процесс по дополнительному образованию организован как в учреждениях образования; так и на дому, и в иных организациях.

Чтобы записаться в объединение по интересам необходимо:

заполнить заявление установленного образца;

предъявить свидетельство о рождении или документ, удостоверяющий личность.

От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

В кружки по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, военно-патриотическому профилям и направлению «Хореография» также необходимо представить медицинскую справку о состоянии здоровья.

По итогам работы ежегодно проводится анкетирование учащихся, опросы родителей, анализируется работа объединений за учебный год, это дает возможность прогнозировать новый учебный год, открывать новые направления объединений по интересам.

Так, в учреждении образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» с нового учебного года заработает медиацентр для будущих журналистов, а также продолжает работу телешкола «Телестудия «Наше время». Знаковым событием для них станет I Национальный медиафорум – образовательное мероприятие, направленное на создание учебного пространства в сфере журналистики и профориентацию подростков.

Популяризации дополнительного образования способствует, проходящая традиционно в начале сентября Неделя дополнительного образования детей и молодежи. В этом году она проходила с 3 по 11 сентября. Неделя дополнительного образования – это яркие праздники-презентации и современные промо-акции, это Дни открытых дверей и колоритные творческие площадки, это информационно-развлекательные программы для детей всех возрастов. Мероприятия Недели охватывают более 40 тыс. учащихся. В это время организуется активная работа по привлечению детей и молодежи в объединения по интересам. Проходят выставки детского творчества по различным направлениям, концертные программы с веселым интерактивом, консультации педагогов и целый ряд других мероприятий, демонстрирующих достижения обучающихся.

В регионе ведется целенаправленная работа по вовлечению детей и молодежи в занятие спортом, популяризации среди населения здорового образа жизни.

Возможность для занятий спортом в Гродненской области обеспечивается в 54 специализированных учебно-спортивных учреждениях и Гродненском государственном училище олимпийского резерва. В указанных учреждениях культивируется 33 вида спорта. Кроме того, посещать спортивные секции дети и подростки могут на базе физкультурно-спортивных клубов и центров физкультурно-оздоровительной работы. К занятиям физической культурой и спортом в данных учреждениях по итогам 2021 г. привлечено 22,0 тыс. человек.

Ежегодно для отбора перспективных спортсменов проходят мероприятия по презентации видов спорта. В июле-сентябре во всех регионах области проводится акция «Запишись в спортивную школу», в августе – республиканский проект «Неделя, спорта и здоровья». В 2021 г. Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь создан культурно-спортивный проект «Вытокі. Крок да Алімпу». Город Лида стал первым регионом, принявшим участников этого мероприятия. В 2022 г. фестиваль прошел в г. Новогрудке. Юным участникам в возрасте до 14 лет была предоставлена возможность попробовать себя в различных видах спорта и получить ценные призы.

В повседневную жизнь населения пришло стремление быть здоровым благодаря умеренным физическим нагрузкам, а также желание участвовать в любительских соревнованиях. В данном направлении задача состоит в проведении спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта и создании условий для самостоятельных занятий. 

В настоящее время в области функционируют 3 285 спортивных объектов. В период с 2018 года построены такие объекты как футбольный манеж и крытые теннисные корты в г. Гродно, физкультурно-оздоровительные комплексы в гг. Мосты, Новогрудок, Островец, Сморгонь, стадион для пляжных видов спорта в г. Щучине, многофункциональные спортивные площадки в гг. Вороново, Ивье, Лида, Свислочь, Слоним. Ведется реконструкция городских стадионов в гг. Волковыск, Мосты, Щучин. В 2021 году начаты проектно-строительные работы и в скором времени современные спортивные комплексы появятся в гг. Гродно и Слоним, крытая ледовая площадка в г. Островце.

Актуальной для молодежи является возможность заниматься физической культурой и спортом с учетом низких финансовых затрат, а также в пределах «шаговой доступности» от мест проживания, учебы. Для этого поступательно ведется обустройство объектов городской инфраструктуры, парковых и рекреационных зон малобюджетными спортивными объектами. За последние пять лет в Гродненской области появились более 50 комплексов уличных тренажеров и воркаут-площадок, более 25 спортивных площадок с искусственным покрытием для игровых видов спорта. Так, в рамках реализации социального проекта «Bonfesto – детям» мини-футбольные площадки с искусственным покрытием введены в строй  в   г.п. Вороново, гг. Волковыск, Дятлово, Ивье, Лида, Мосты, Новогрудок, Островец, Слоним, Скидель и Гродно. В гг. Лида, Слоним и Щучин оборудованы скейт-парки, в г. Сморгонь в рамках проекта Президентского спортивного клуба «Спорт для всех» построена воркаут-площадка и площадка для урбанбола. При поддержке акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» в г. Островце оборудован современный баскетбольный стадион на базе учреждения образования «Гимназия № 1 г. Островца». В рамках конкурса благотворительных проектов Инжинирингового дивизиона Госкорпорации «Росатом» Островецким районным физкультурно-спортивным клубом оборудован веревочный городок для тренировочных занятий и соревнований по направлению «спортивный туризм», приобретены байдарки, походное оборудование и реализовывается проект по развитию водного туризма.

В современных условиях основная задача специалистов учреждений культуры заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха детей и молодежи, применение новых форм работы, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Для успешного осуществления работы по организации досуга детей и подростков, а также с целью занятости детей и подростков в учреждениях культуры клубного (смешанного) типа Гродненской области ведется целенаправленная работа по обеспечению условий для всестороннего развития юных граждан. Система организации досуговой занятости детей и молодежи в Гродненской области основывается на двух взаимодополняющих друг друга аспектах: посещение данной категорией любительских формирований учреждений культуры и их участие в культурных мероприятиях.

Справочно: за 6 месяцев 2022 г. проведено 7 295 мероприятий для детей и молодежи (в выходные дни – 2136 мероприятий).     

На 01.08.2022 в Гродненской области функционирует 865 детских формирований, в которых занимается – 8299 подростка. Для наиболее эффективной работы в данном направлении в учреждениях культуры ведутся банки данных различных категорий детей.

В целях совершенствования досуга несовершеннолетних, расширения спектра предоставляемых культурных услуг специалисты учреждений культуры проводят социологические опросы и анкетирование на предмет досуговых предпочтений подростков, Дни открытых дверей, работают развлекательные площадки, осуществляется агитационная работа в оздоровительных лагерях на базе учреждений образования.

Популярными и востребованными среди молодежи видами досуговой деятельности являются развлекательные, познавательные мероприятия: флешмобы, квесты, тренинги, интеллектуальные игры, шоу-программы. 

Одной из основных задач в работе клубных учреждений с детьми и молодежью является создание условий для творческой активности этой категории, а также организации интересного познавательного досуга, вовлечение их в различные виды творческой деятельности, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей с учетом возрастных особенностей.

  Пересмотрев подход к работе с детьми, особенно с молодежью, исходя из желаний самой молодежи, внедряются новые формы работы: лазертаг, перфомансы, экшн-игры, квесты, фольк-вокал-батл, караоке-батл, шоу, конференц-споры, брифинги, ток-шоу, квиз (музыкальный, литературный, познавательный), игровой сейшн, театр теней, дайджест, аниме-пати и др.