19.10.2022

О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА ПРОИЗВОДСТВЕ_октябрь

 Материал подготовлен

комитетом по труду, занятости и социальной защите

                                  Гродненского облисполкома

Отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда.

Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из  Закона «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

Закон «Об охране труда» применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;

ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

внедрение систем управления охраной труда;

социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;

установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;

взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;

сотрудничество между работодателями и работающими;

использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:

государственное управление охраной труда на территориальном уровне;

управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению;

надзор за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

разработку и обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории;

содействие в обучении и организацию проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не являются подчиненными организациями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;

анализ причин производственного травматизма в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по его профилактике;

информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;

пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

оказание практической и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении и устранении нарушений требований безопасности;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;

иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

В январе-сентябре 2021 г. вопросы профилактики производственного травматизма, контроля за соблюдением в организациях законодательства об охране труда 57 раз рассматривались на заседаниях облисполкома и горрайисполкомов, проведено 67 заседаний комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах, на которых рассмотрено 178 вопросов.

По вопросам условий и охраны труда проведено 428 семинаров, в которых приняли участие 9 468 человека, повысили квалификацию по вопросам охраны труда 2 489 работников. В комиссиях облисполкома и горрайисполкомов прошли проверку знаний по вопросам охраны труда 1963 человека, в том числе внеочередную проверку – 42, из них 10 - руководителей организаций. Подготовлено и издано 5 видеофильмов, 13 методических (справочных) пособий и 415 плакатов по охране труда для размещения в общественных местах как социальной рекламы, направленной на популяризацию здоровых и безопасных условий труда.

За 9 месяцев 2022 г. созданными при горрайисполкомах 19 мобильными группами по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда проведено 1 199 обследований организаций, в том числе 572 объекта организаций агропромышленного комплекса и 225 строительных организаций, в ходе которых выявлено 11 235 нарушений правил и норм по охране труда, из них в агропромышленном комплексе – 5 500, строительных организациях – 2 143.

Для усиления профилактики производственного травматизма на производстве, с целью повышения ответственности должностных лиц и работников организаций сельского хозяйства за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждения случаев производственного травматизма в области регулярно проводятся месячники безопасности труда в организациях агропромышленного комплекса.

В этом году такие месячники проведены: с 1 апреля по 1 мая во время весенних полевых работ, с 15 июля по 15 августа  во время проведения уборки урожая зерновых и зернобобовых культур, с 8 сентября по 8 октября во время проведения уборки кукурузы.

В рамках данных месячников безопасности труда в сельскохозяйственных организациях области проведено с работниками более 20 тысяч внеплановых инструктажей по вопросам охраны труда, транспортной и пожарной безопасности, прошли обучение по программе пожарно-технического минимума свыше 7 тысяч работников.

Комитетом по архитектуре и строительству облисполкома с 1 по 31 мая 2022 г. организован в строительных организациях области месячник безопасности при ведении строительных работ.

С 7 по 13 ноября 2022 г. запланированопроведение мероприятия «Неделя нулевого травматизма», которое приурочено к проводимому областному Дню охраны труда (10 ноября) с единой повесткой «Культура производства, высокий уровень трудовой и производственной дисциплины как основа обеспечения безопасности труда, успешного экономического роста (развития) организации».

На выполнение мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями трудаорганизациями коммунальной и частной форм собственности израсходовано 40,2 млн.рублей при запланированных на 2022 год 50,4 млн. рублей. 

Это позволило в организациях коммунальной и частной форм собственности привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 966 рабочих мест для 1 173 работников и улучшить условия труда на 998 рабочих местах для 1 223 работников.

В январе-сентябре 2022 года в ходе реализации мероприятий по выполнению задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы 26 организаций признаны  базовыми организациями по охране труда, созданы и переоснащены в организациях области 14 кабинетов и 197 уголков по охране труда, построено и реконструировано 183 санитарно-бытовых помещения.

Одним из целевых показателей, характеризующим выполнение задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, является внедрение систем управления охраной труда в соответствии с требованиями законодательства в организациях, за исключением микроорганизаций и организаций, созданных в отчетном году. По итогам 2022 года значение указанного показателя должно составить 85%.

По оперативным данным, за 2021 год и 9 месяцев 2022 года 2009 организаций коммунальной и частной форм собственности внедрили СУОТ в соответствии с новыми требованиями законодательства об охране труда, что составляет 87,3%.

 По итогам реализации программы в 2025 году целевой показатель должен составить 100%.

Вместе с тем, Гродненским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ГОУ ДГИТ) в текущем году при осуществлении надзорной деятельности в сфере охраны труда в организациях области выявлена недостаточная эффективность принимаемых мер в части допуска к эксплуатации неисправного  оборудования, а также отсутствие его испытаний, осмотров, технических освидетельствований,что в ряде случаев привело к производственному травматизму.

По оперативным данным ГОУ ДГИТ за 9 месяцев  2022 г. в Гродненской области в результате несчастных случаев на производстве пострадало 148 человек, из них - 11 погибло, 51 тяжело травмированы и 86 получили травмы, не относящиеся к числу тяжелых. За аналогичный период 2021 года получили производственные травмы  176 человек, из них  - 4 погибло, 55 тяжело травмировано и 117 работающих получили травмы, не относящиеся к числу тяжелых.

Справочно: в Гродненской области за истекший период 2022 года один из самых низких по республике  коэффициент частоты погибших на производстве (количество случаев на 100 тыс. застрахованных) Кч – 2,3. По другим регионам республики данный показатель составил: в Брестской области – 4,0; Витебской – 2,5; Гомельской – 2,5; Минской – 3,6; Могилевской – 2,8; г.Минск – 1,9. В среднем по республике – 2,7.

В тоже время, следует отметить, что данный показатель вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (Кч – 1,0).

В истекшем периоде 2022 года не зарегистрированы производственные травмы с работником, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, за аналогичный период прошлого года в состоянии алкогольного опьянения получил смертельную травму на производстве 1 человек.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущим периодом прошлого года наблюдается значительный рост числа травмированных в результате дорожно-транспортных происшествий, где пострадало 18 человек (2021 г. - 6).

На протяжении ряда лет в области отмечается тенденция снижения количества несчастных случаев с тяжелым исходом, обусловленных нарушениями требований охраны труда работодателями.

Так, анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в текущем году показал, что по вине работодателя травмировано 24 человека (16,2% от всех производственных травм), в аналогичном периоде 2021 года – 29 работающих (16,4%).

В тоже время, если в аналогичном периоде прошлого годаисключительно вина работодателя отсутствовала во всех 4-х случаях гибели на производстве, то в истекшем периоде текущего года организационно-техническая причина установлена в 2-х смертельных случаях.

Так, исключительно по вине работодателя произошли смертельные случаи в КСУП «Ёдки-Агро» Лидского района и КСУП «Экспериментальная база «Октябрь» Вороновского района.

Причиной еще 4-х случаев гибели явилось нарушение самими потерпевшими локальных правовых актов по охране труда в «ДЭУ №55» РУП «Белавтодор»,Вороновском РУП ЖКХ, филиале «Гродноэнергоремонт» ОАО «Белэнергоремналадка», ООО «Кроноспан НТ» (г.Сморгонь).

Приведенные выше примеры показывают, что руководители и специалисты предприятий не всегда принимают исчерпывающие меры по обеспечению безопасности труда, что указывает на низкий уровень производственной дисциплины.

В связи с чем, в настоящее время, первостепенной задачей  является реализация мероприятий, направленных на повышение культуры производства и развитию чувства ответственности самих работающих за собственную безопасность и за безопасность работающего рядом.

На решение обозначенных проблем направлена и реализация концепции «Нулевой травматизм» и его 7 золотых правил, предлагающая качественно новый подход к организации профилактики производственного травматизма.

Использование данной Концепции, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, будет способствовать дальнейшему снижению производственного травматизма, как с тяжкими последствиями, так и общего травматизма в целом.