Перевозка опасных грузов относится к
работам повышенной опасности. В связи с этим, к водителям, осуществляющим
перевозку опасных грузов автомобильным транспортом по территории Республики
Беларусь (далее – водители), предъявляются дополнительные требования для
снижения потенциальной опасности и предотвращения возникновения аварийных
ситуаций.
Основные требования к водителям изложены в
статье 26 Закона Республики Беларусь 6 июня 2001 года «О перевозке опасных
грузов» (далее – Закон) и в главе 10 раздела IV Правил по обеспечению
безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных
постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 17
мая 2021 года № 35 (далее – Правила).
В соответствии с требованиями
вышеуказанной статьи Закона, к управлению механическими транспортными
средствами, выполняющими перевозку опасных грузов (далее – транспортные
средства), допускаются водители не моложе 21 года, имеющие стаж управления
транспортными средствами категорий «В», «С», «В» и «С», составами транспортных
средств категорий «ВЕ» и «СЕ» не менее трех лет, при наличии свидетельства о
подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения
перевозки опасных грузов (далее – свидетельство).
Водители не должны иметь противопоказаний
по результатам медицинского освидетельствования, которое проводится в
соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения
Республики Беларусь 11 декабря 2014 года № 95 «Об установлении отдельных форм
медицинских документов и утверждении инструкции о порядке обязательного
медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических
транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательного
медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных
средств (за исключением колесных тракторов)». Также, необходимо учитывать, что
в соответствии с требованиями статьи 26 Закона, водители обязаны проходить
медицинское переосвидетельствование через каждые три года, а достигшие
пятидесятилетнего возраста – ежегодно.
С целью исключения возможности управления транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, на предприятиях и в организациях должны проводиться предрейсовые и иные медицинские обследования водителей по соответствующей инструкции, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 3 декабря 2002 года № 84.
Подготовку (переподготовку) водители в
обязательном порядке проходят в обучающих организациях, имеющих разрешение
Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор).
Обучение проводится по программам подготовки и переподготовки работников
субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, утвержденных
постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 8
ноября 2021 года № 76. Выдаче свидетельства предшествует сдача экзамена в
Госпромнадзоре по освоенным программам подготовки или переподготовки.
Перед допуском к самостоятельной работе
водители должны проходить также обучение, инструктаж и проверку знаний по
вопросам охраны труда. В дальнейшем, как с работниками, занятыми на работах с
повышенной опасностью, с водителями проводится повторный инструктаж по охране
труда не реже одного раза в шесть месяцев, а периодическую проверку знаний по
вопросам охраны труда водители проходят не реже одного раза в 12 месяцев.
Водители при необходимости должны пройти
стажировку в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке проведения
стажировки водителей механических транспортных средств», утвержденных
постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 23
октября 2012 года № 46.
При выполнении погрузки опасных грузов на
транспортное средство или выгрузки опасных грузов из транспортного средства
необходимо соблюдать требования пункта 53 Правил, в котором установлено, что
водитель не должен участвовать в выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Исключение допускается в тех случаях, когда требуется приведение в действие
грузоподъемных механизмов, сливо-наливного оборудования, установленных на
транспортном средстве.
Участие водителей, как представителей перевозчика, в проведении погрузочно-разгрузочных работ предусматривается договором, наличием у водителей соответствующей квалификации, прохождения ими в установленном порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по выполняемому виду работ, разработкой грузоотправителем (грузополучателем) опасных грузов для каждого места выполнения погрузки и (или) выгрузки опасных грузов обоснования безопасности.
Водителям запрещается открывать упаковки,
содержащие опасные грузы, а также принимать к перевозке опасные грузы с
поврежденной упаковкой.
При перевозке опасных грузов запрещается
на транспортном средстве перевозить непричастных к процессу перевозки людей.
Также запрещена перевозка груза, не относящегося к перевозимому опасному грузу,
и не указанного в товарно-транспортных документах.
Главой 6 Правил предусмотрены требования к
маршруту перевозки опасного груза, определены дистанции между транспортными
средствами при движении автомобилей колонной. Скорость движения транспортного
средства выбирается водителями в соответствии с Правилами дорожного движения.
Места стоянок транспортных средств и необходимость наблюдения за ними
определяются в зависимости от опасного груза и его количества.
Согласно требованиям пункта 228 Правил в
процессе эксплуатации транспортных средств водители, кроме документов,
перечисленных в Правилах дорожного движения, должны иметь при себе:
свидетельство о допуске транспортных
средств к перевозке определенных опасных грузов;
свидетельство;
регистрационную карточку транспортного
средства;
информационную карточку;
копии документов, подтверждающих
проведение периодических или промежуточных испытаний (проверок) цистерн – при
перевозке опасного груза в цистернах;
товарно-транспортные документы на перевозимый
опасный груз;
номера телефонов специалиста,
ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным
транспортом;
письменные инструкции в соответствии с
требованиями Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов
(ДОПОГ);
паспорт безопасности перевозимого
вещества.
При перевозке опасных грузов водители
обязаны с периодичностью не более двух часов осуществлять контроль за
техническим состоянием транспортного средства, креплением опасного груза в
кузове и за сохранностью маркировок и пломб.
Имеется ряд запрещений для водителей при перевозке опасных грузов. Так водителю запрещается:
двигаться с выключенным сцеплением и
двигателем;
курение в транспортном средстве во время
движения, остановки, стоянки, а также во время проведения
погрузочно-разгрузочных работ (курение разрешается не ближе чем в 50 м от места
остановки или стоянки транспортного средства);
разводить огонь ближе 100 м от стоянки
транспортного средства, перевозящего взрывчатые вещества и материалы,
легковоспламеняющиеся жидкости и воспламеняющиеся газы;
буксировка механических транспортных
средств.
В случае вынужденной остановки
транспортного средства водитель обязан:
обозначить место остановки согласно
Правилам дорожного движения – включить аварийную световую сигнализацию, а при
ее неисправности должны быть незамедлительно выставлены знаки аварийной
остановки на расстоянии не менее 15 метров от транспортного средства в
населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов;
в темное время суток или при недостаточной
видимости, при неисправности габаритных огней транспортного средства
дополнительно установить два фонаря автономного питания оранжевого цвета с
мигающими или постоянными огнями — спереди и сзади транспортного средства на расстоянии
не более 10 метров;
принять меры к эвакуации транспортного
средства за пределы проезжей части.
В случае возникновения аварии или
инцидента водитель, в дополнение к своим обязанностям при вынужденной остановке
транспортного средства, обязан:
оградить зону аварии или инцидента знаками
«Опасность» спереди и сзади транспортного средства на расстоянии не менее 50 м;
не допускать посторонних лиц в зону аварии
или инцидента;
незамедлительно сообщить о случившемся по
телефонам 101 или 112 для принятия мер по ликвидации аварии или инцидента и
оповещению соответствующих служб для их участия в ликвидации аварии или
инцидента в территориальные органы внутренних дел, при необходимости вызвать
скорую медицинскую помощь;
оказать при необходимости первую помощь
пострадавшим;
в соответствии с указаниями письменных инструкций в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать огнетушители для тушения первоначальных очагов возгорания, использовать имеющееся на борту оборудование для предотвращения утечек в водную окружающую среду или канализационную систему и для локализации пролившихся, просыпавшихся веществ;
по прибытии на место аварии или инцидента
представителей органов внутренних дел, местных исполнительных и
распорядительных органов, местных органов здравоохранения и других служб
проинформировать их об опасности, принятых мерах и предъявить
товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз.
Необходимо обратить внимание, что в
соответствии с указаниями письменной инструкции, члены экипажа транспортного
средства не должны принимать никаких мер в случае пожара в грузовых отделениях.
При возникновении в пути следования
технической неисправности транспортного средства и невозможности устранения
водителем этой неисправности в течение 1 часа водитель должен вызвать машину
технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки
в ближайший орган (подразделение) по чрезвычайным ситуациям.
Строгое соблюдение водителями нормативных
правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих
безопасность перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, позволят
осуществлять успешную, а главное, безопасную деятельность по перевозке опасных
грузов.