09.01.2023

Вступившие в законную силу изменения Конституции Республики Беларусь

Одним из важнейших свойств Конституции выступает именно стабильность, которая тем не менее не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие  на момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных норм в соответствие с происходящими изменениями.

 

          Так, 27 февраля 2022 года состоялся референдум, по результатам которого народ Республики Беларусь принял изменения и дополнения Конституции.

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений.

Текст обновленной Конституции содержит 156 статей.

Основные изменения:

Включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54).

К примеру, проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа теперь являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь, в соответствии с дополнениями ст. 54 Конституции.

Государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие.

Особое внимание в обновленной Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47 Конституции).

Определенные изменения коснулись избирательной системы и референдума (РАЗДЕЛ III).

Прежде всего стоит отметить введение единого дня голосования для выборов депутатов – последнее воскресенье февраля.

Особо можно выделить исключение из перечня лиц, которые не имеют право участвовать в голосовании, лиц, в отношении которых в установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана мера пресечения в виде заключения под стражей (ч.2 ст.64).

Особо значимым изменением и дополнением РАЗДЕЛА IV Конституци послужили нормы, закрепляющие конституционный статус Всебелорусского народного собрания. Данный раздел дополнен отдельной Главой 31.

Так, ВНС - стал высшим представительным органом народовластия, выполняющий стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантирующий преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

Что касается изменений в отношении должности Президента, то произошло ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст - не моложе 40 лет, увеличился период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, установлен запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80).

Кроме того, закрепляется положение, согласно которому одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Изменения коснулись и Национального Собрания и Правительства Республики Беларусь. Увеличен срок полномочий Парламентариев и депутатов местных Советов с 4 до 5 лет.

Существенные изменения касаются Главы 6 СУД.

Прежде всего стоит отметить исключение устаревших норм о Высшем хозяйственном суде. Теперь Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом. Председатель и судьи Верховного суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.

Дела в судах рассматриваются судьями единолично, а в предусмотренных законом случаях – коллегиально.

Изменения коснулись и порядка формирования и деятельности Конституционного суда. Отныне председатель и судьи Конституционного суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.

Также закреплена возможность граждан напрямую обращаться с жалобой в Конституционный суд на нарушение их конституционных право и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле.

 

 

Одним из важнейших свойств Конституции выступает именно стабильность, которая тем не менее не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие  на момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных норм в соответствие с происходящими изменениями.

          Так, 27 февраля 2022 года состоялся референдум, по результатам которого народ Республики Беларусь принял изменения и дополнения Конституции.

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений.

Текст обновленной Конституции содержит 156 статей.

Основные изменения:

Включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54).

К примеру, проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа теперь являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь, в соответствии с дополнениями ст. 54 Конституции.

Государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие.

Особое внимание в обновленной Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47 Конституции).

Определенные изменения коснулись избирательной системы и референдума (РАЗДЕЛ III).

Прежде всего стоит отметить введение единого дня голосования для выборов депутатов – последнее воскресенье февраля.

Особо можно выделить исключение из перечня лиц, которые не имеют право участвовать в голосовании, лиц, в отношении которых в установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана мера пресечения в виде заключения под стражей (ч.2 ст.64).

Особо значимым изменением и дополнением РАЗДЕЛА IV Конституци послужили нормы, закрепляющие конституционный статус Всебелорусского народного собрания. Данный раздел дополнен отдельной Главой 31.

Так, ВНС - стал высшим представительным органом народовластия, выполняющий стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантирующий преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

Что касается изменений в отношении должности Президента, то произошло ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст - не моложе 40 лет, увеличился период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, установлен запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80).

Кроме того, закрепляется положение, согласно которому одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Изменения коснулись и Национального Собрания и Правительства Республики Беларусь. Увеличен срок полномочий Парламентариев и депутатов местных Советов с 4 до 5 лет.

Существенные изменения касаются Главы 6 СУД.

Прежде всего стоит отметить исключение устаревших норм о Высшем хозяйственном суде. Теперь Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом. Председатель и судьи Верховного суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.

Дела в судах рассматриваются судьями единолично, а в предусмотренных законом случаях – коллегиально.

Изменения коснулись и порядка формирования и деятельности Конституционного суда. Отныне председатель и судьи Конституционного суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.

Также закреплена возможность граждан напрямую обращаться с жалобой в Конституционный суд на нарушение их конституционных право и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле.