Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
19.07.2023

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА, ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА_июль

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - PDF -файл   МАТЕРИАЛ для членов информационно-пропагандистских групп (июль 2023 г.)     ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА, ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА на основе информации Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, ФПБ, ОО ”БРСМ“, ОО ”Белорусский союз женщин“, материалов государственных СМИ   Развитие человечества неразрывно связано с трансформациями демографических процессов. В XXI веке наблюдается быстрый и непрерывный, но при этом неравномерный рост численности населения планеты. На фоне стремительного увеличения численности жителей многих стран Африки, Азии и Латинской Америки минимальный прирост населения либо отрицательные демографические тенденции отмечаются в Европе, на постсоветском пространстве, Японии и др. По прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль населения будет наблюдаться минимум на 10% . В эту группу попадает и восточноевропейский регион, в том числе Беларусь. Ученые обращают внимание на связь демографических процессов с господствующими в современном обществе ценностными ориентирами. Стремление жить в свое удовольствие, нежелание жертвовать своим комфортом, приоритет личностных интересов над общественными составляют первую группу причин снижения рождаемости, особенно в развитых странах мира. Негативно на рождаемости сказываются объективные достижения современного общества, связанные с изменением роли в нем женщины: рост ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать карьерных успехов, желание получить нескольких образований. Нередко указанные тенденции ведут не только к позднему рождению детей, но даже и отказу от него.     1. Демографическая безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности Республики Беларусь Одним из составляющих элементов национальной безопасности Республики Беларусь является демографическая безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию численности населения, развитие человеческого потенциала страны, сохранение семейных и межпоколенческих связей. В нашей стране вопросы обеспечения демографической безопасности, поддержки семьи, защиты материнства, отцовства и детства находятся на постоянном контроле Главы государства. Выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент А.Г.Лукашенко подчеркнул:   ” Здоровье детей – вопрос демографической безопасности , без чего нет смысла думать о завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть значительно больше – это важнейшее условие суверенитета . И государство делает много, чтобы обеспечить для этого соответствующие условия“. В демографической сфере основными национальными интересами являются: стабилизация численности населения и создание предпосылок для его устойчивого роста на основе последовательного увеличения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности; повышение общего уровня здоровья народа, охрана здоровья матери и ребенка; укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности; оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение положительного сальдо миграции. Осознание значимости демографического фактора в обеспечении национальной безопасности послужило причиной для актуализации демографической составляющей в проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь . В этом документе в числе основных угроз национальной безопасности указаны: депопуляция, демографическое старение, снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни. В демографической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности   являются: диспропорции в половозрастной структуре населения; снижение репродуктивных установок населения, их неполная реализация; негативные трансформации института семьи (снижение уровня брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост числа неполных семей, овдовение и иное); снижение общего уровня здоровья населения, его отдельных половозрастных групп; неблагополучная эпидемиологическая ситуация. Во многих странах созданию условий для роста населения и решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд субъективных факторов. В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“, суть которой состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По этому поводу Глава государства А.Г.Лукашенко в своем Послании заявил: ”Любая популяризация идей бездетной семейной пары в нашем информационном и культурном пространстве должна пресекаться. Любые вбросы таких завуалированных призывов, равно как и все нетрадиционные веяния – не что иное, как попытка обезлюдить и ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология должна быть вне закона“. ” Мы вырастили детей, которые ни в чем не нуждались, и теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было следующее замечание А.Г.Лукашенко . – Парадигму такого мышления надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их некому передать“. Помимо этого, Президент указал на необходимость разрушения стереотипа ”либо карьера, либо семья“ , поскольку в Беларуси ”созданы все условия, чтобы женщина могла реализовать себя, как мама и как профессионал“ . Основным внешним источником угроз национальной безопасности в демографической сфере является проведение иностранными государствами политики, направленной на стимулирование эмиграции населения Республики Беларусь.   2. Динамика демографических процессов в Беларуси Несмотря на то, что   в Республике Беларусь созданы условия для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, демографическая ситуация продолжает требовать пристального внимания. Справочно: В 2021 году доля населения в возрасте старше 65 лет составила 15,8%. В начале 2021 года базовое значение  продолжительности жизни при рождении составило 74,5 года  (69,3 для мужчин и 79,4 для женщин). За последние 10 лет на 14,5% уменьшилось число женщин репродуктивного возраста (с 2 494 тыс. в 2012 году до 2 134 тыс. в 2022 году). В 2022 году число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению с 2019 годом. Суммарный коэффициент рождаемости за данный период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного возраста. Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов . Ценность и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но количество браков несколько снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов. Справочно: В 2021 году коэффициент заключенных браков составил 6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год – 6,8 и 3,4 соответственно). Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%, частота искусственного прерывания беременности в стране остается высокой (в 2021 году – 7,8 на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Это свидетельствует о  необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение або ртов, включая проведение предабортного психологического консультирования. В современных условиях отмечается рост гинекологических заболеваний , высокий уровень женского и мужского бесплодия . Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении вспомогательных репродуктивных технологий. Число женщин, страдающих бесплодием, составляет около 750-780 на 100 тыс. женского населения 18-49 лет, мужчин – около 100-200 на 100 тыс. мужского населения в возрасте 18 лет и старше. Эффективность применения экстракорпорального оплодотворения колеблется в пределах 41-43%. Справочно: Согласно результатам общереспубликанского мониторингового исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси: имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка – 35,3%, двух детей – 48,9%, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%); планируют с учетом реальных жизненных обстоятельств   одного ребенка – 22,4%, двух детей – 44,6%, трех – 10,7%, четырех и больше – 2,2% (учитывая тех, которые уже есть); по мнению 52,4% опрошенных, современные пары не могут иметь желаемое количество детей по причине боязни того, что не смогут обеспечить ребенка всем необходимым; если бы позволяли материальные и другие условия, то планировали иметь одного ребенка 14,8%, двух детей – 45,5%, троих – 19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.   Серьезной проблемой безопасности общества является преждевременная смертность. В Республике Беларусь смертность от внешних причин (ДТП, несоблюдение техники безопасности на производстве, убийства и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз превышает потери, связанные с болезнями системы кровообращения и в три раза – онкологическими заболеваниями. Экономические потери общества от смертности от внешних причин сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета страны на социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси. Основными особенностями смертности от внешних причин является ее предотвратимость и социальная обусловленность. Исходя из этого снижение указанного вида смертности необходимо сопровождать мероприятиями, нацеленными на рост доходов населения, снижение уровня безработицы, повышение качества медицинского обслуживания, развитие инфраструктуры и пропаганду здорового образа жизни. Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до 50 человек на 100 тыс. населения только в результате сокращения смертности от внешних причин.   3. Ключевые направления деятельности белорусского государства по обеспечению демографической безопасности Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь , б рак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье задачами законодательства о браке и семье являются: укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей; построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи; установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с настоящим Кодексом; установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права; охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка; учет наилучших интересов ребенка при принятии государственными органами, иными организациями решений в отношении детей. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 утверждены основные направления государственной семейной политики. Основные цели государственной семейной политики : обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Ее практическое воплощение осуществляется в рамках Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2021–2025 годы , иных государственных программ и национальных планов ( Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы и др.) .   4. Социальная защита матери и ребенка Одно из ключевых направлений государственной политики – повышение благополучия семей как основы демографической безопасности государства и общества. Комплексная система поддержки семей с детьми предусматривает гарантии и льготы в различных сферах их жизнедеятельности. Особое внимание уделяется многодетным семьям. Поддержка семьи начинается еще до рождения ребенка – с бесплатного комплексного медицинского сопровождения женщины во время беременности и родов, а также предоставления отпуска по беременности и родам с выплатой пособия в размере 100% среднедневного заработка. Основным инструментом материальной поддержки при рождении и воспитании детей выступает система государственных пособий . Единовременное пособие в связи с рождением ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их занятости и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему пособий от других государств , поскольку во многих странах выплаты зависят от заработной платы родителей, а незастрахованные лица получают их в минимальном размере. Для отдельных, наиболее уязвимых категорий семей, предусмотрено пособие на детей старше 3 лет , которое также назначается на каждого ребенка в семье. Справочно: По состоянию на 1 июня 2023 г. пособия составляют: единовременное пособие в связи с рождением ребенка: при рождении первого ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения); при рождении второго и последующих детей – 4 929,82 руб. (14 БПМ); ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка – 605,99 руб. (35% средней заработной платы работников (далее – СЗП) в стране); на второго и последующих детей – 692,56 руб. (40% СЗП); на ребенка-инвалида – 779,13 руб. (45% СЗП); ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо ребенка, инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют инвалидность 1 или 2 группы; из семей, в которых отца (отчима) призвали на срочную военную службу): на ребенка-инвалида и ребенка, инфицированного ВИЧ, – 246,49 руб. (70% БПМ); на других детей в таких семьях – 176,07 руб.   (50% БПМ). Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или иным видом пособия , при этом дети до 3 лет – 100% (пособие выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет). В 2023 году на систему государственных пособий выделено 3,5 млрд рублей , из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за ребенком до 3 лет. Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей – это программа семейного капитала , которая реализуется с 2015 года при рождении третьего или последующего ребенка. Его размер с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей (на 4 тыс. рублей больше, чем в 2022 году). За более чем 8 лет реализации программы специальные депозитные счета открыли почти 127 тыс. многодетных семей, из республиканского бюджета на них зачислено 826 млн долларов США и 1,1 млрд рублей (за 5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс. депозитов ”Семейный капитал“). С 2020 года многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты назначения) использовать средства семейного капитала на строительство (реконструкцию) или покупку жилья, погашение кредитов (займов организаций), выданных на эти цели , – если они нуждаются в улучшении жилищных условий; на оплату образования, медицинских услуг и средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью. Справочно: Из общего количества поданных заявлений на досрочное распоряжение семейным капиталом, 83% составляют заявления на решение жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7% – на образование). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений“ многодетным семьям предоставляется субсидия на погашение основного долга в соответствии с количеством детей в возрасте до 23 лет в следующих размерах: при наличии троих детей в возрасте до 23 лет – в размере 95% от суммы основного долга по кредиту; при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет– в размере 100% от суммы основного долга по кредиту. Молодым семьям, предоставляется субсидия на погашение основного долга в следующих размерах: при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту; при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга по кредиту. В 2023 году на обеспечение программы семейного капитала в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей. Из средств местных бюджетов финансируется адресная социальная помощь , в системе которой четыре вида поддержки. Бесплатными продуктами питания в 2022 году обеспечены более 12 тыс. детей в возрасте до 2 лет (6,5% от общей численности детей до 2 лет), с редний размер помощи на одного ребенка составил порядка 200 рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни) получают детское питание без учета доходов (более 4 тыс. детей). Семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид с 4 степенью утраты здоровья, предоставляется социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены. В 2022 году средний размер выплаты   составил 435 рублей, такое пособие выплачено на 12,6 тыс. детей-инвалидов. Семьи с детьми – основные получатели ежемесячного и единовременного социальных пособий – более 70% от общей численности получателей таких пособий. Причем для многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ (для других семей 100% БПМ). В 2022 году ежемесячное социальное пособие получили более 50 тыс. человек из категории многодетных семей.  На оказание адресной социальной помощи в 2023 году выделено 132,7 млн рублей. Поддержка семьям с детьми предоставляется не только в виде материальных выплат. Широкий спектр социальных услуг оказывают 146 территориальных центров социального обслуживания населения и 2 центра социального обслуживания семьи и детей (гг.Минск, Гомель). Востребованной является услуга няни, которая предоставляется бесплатно семьям , в которых: воспитываются тройни (до 40 часов в неделю), двойни (до 20 часов в неделю),   дети с инвалидностью (до 20 часов в неделю); оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами 1 или 2 группы (до 20 часов в неделю). Справочно: В 2022 году услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в том числе 1,6 тыс. – воспитывающих двойню (тройню). Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в территориальных центрах оказывается услуга социального патроната . Справочно: В 2022 году такую услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми. Детскими домами-интернатами предоставляется услуга социальной передышки для родителей детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в календарном году) освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом с целью отдыха, восстановления сил, решения иных вопросов семьи. Справочно: В 2022 году такую услугу получили 106 семей, воспитывающих детей-инвалидов. На обучение навыкам уважительного и позитивного взаимодействия с детьми, гармонизацию супружеских и детско-родительских отношений направлены программы, реализуемые в территориальных центрах (”Папа-школа“, ”Искусство быть мамой“, ”Семья как ценность“), иные социальные проекты. Поддержка работающих родителей представлена гарантиями в трудовой сфере, которые являются обязательными для реализации всеми нанимателями и формируют ключевые условия для комфортного совмещения родительства и работы. Справочно: Например, обеспечивается защита занятости родителей, находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет . На период нахождения в этих отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того, после окончания отпуска по уходу за ребенком наниматель обязан с согласия родителя продлить с ним контракт (заключить новый) до достижения ребенком 5 лет. Родители обладают своеобразным иммунитетом при увольнении. Например, гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет . Ряд гарантий учитывает потенциальную потребность работающих родителей в дополнительном свободном от работы времени. Справочно: Например, по желанию беременной женщины, женщины с ребенком до 14 лет наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, неполный рабочий день). Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один дополнительный выходной день в месяц. Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином локальном правовом акте. Родителям с тремя и более детьми до 16 лет или ребенком-инвалидом до 18 лет предоставляется дополнительный выходной день в неделю, который оплачивается в размере среднего дневного заработка. Несмотря на достаточно развитый механизм государственной поддержки родителей на рабочих местах, а также их дополнительной поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно ищет новые возможности удовлетворения потребностей современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание детей и работу без ущерба для какой-либо из сфер жизни . Справочно: С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск отцу (отчиму) при рождении ребенка продолжительностью до 14 дней .   Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника в течение 6 месяцев после рождения, его оплата может быть предусмотрена коллективным договором, локальным актом нанимателя. В июне 2023 г. Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой кодекс, которые расширяют возможности для совмещения работы и родительства (законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.) . Справочно: В частности, по желанию многодетного родителя по согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной деятельности организации, вместо одного свободного от работы дня в неделю предоставляется возможность работать с сокращением ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с сохранением заработной платы. Государственная поддержка родителям предоставляется не только в период воспитания детей, но и в дальнейшем – в пенсионный период. Периоды, когда один из родителей ухаживал за детьми в возрасте до 3 лет и не работал, включаются в общий трудовой стаж, который влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет). Женщинам с четырьмя детьми для назначения пенсии снижены требования к страховому стажу – до 10 лет работы с уплатой взносов. Женщине с пятью детьми пенсия назначается на пять лет раньше общего пенсионного возраста (если женщина не менее 10 лет работала в производстве сельскохозяйственной продукции такая пенсия назначается независимо от возраста). При этом для них требования к страховому стажу снижены до 5 лет. В республике создана и функционирует Национальная комиссия по правам ребенка (в г.Минске и каждом областном центре работают уполномоченные Национальной комиссии и общественные приемные ) , основной целью деятельности которой является осуществление и совершенствование государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей. Справочно: В течение последних трех лет в ходе заседаний Национальной комиссии особое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья и жизни детей, защиты их прав и законных интересов, противодействия насилию в отношении детей, защиты детей и молодежи от наркоторговли и потребления наркотиков, профилактики суицидо-опасного поведения детей и молодежи, совершенствования социальной политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи. Труд материнства высоко ценится на государственном уровне . Женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей , награждаются высокой государственной наградой – орденом Матери . Справочно: Уже в текущем году ее удостоены более 200 женщин, всего за период с 1996 года орденом Матери награждено 13 тыс. женщин. При этом при награждении орденом Матери предоставляется единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ. Целенаправленная политика поддержки семей с детьми с фокусом на многодетные семьи дает ощутимые результаты. Справочно: На 1 июня 2023 г. в Беларуси проживает более 122 тыс. многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%) – это семьи с тремя детьми, 14,3% –   с четырьмя, 5,3% – с пятью и более детьми. В Республике Беларусь сформирована государственная политика по реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье . Вместе с тем на сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс. детей, которые признаны находящимся в социально опасном положении в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими детьми – сохранить ребенка в родной семье, не допустить ухудшения ситуации, оказать необходимую помощь.   5. Оптимизация внешних миграционных потоков В условиях сокращения населения путем естественного движения крайне актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать численность населения, но и удовлетворить потребности страны в трудовых ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и профессиональной подготовке кадров. Неслучайно многие страны Евросоюза ведут активную политику, направленную на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной Европы, в том числе Беларуси. Справочно: По информации Министерства внутренних дел, в 2022 году в Беларуси трудились 11071 иностранных граждан. Основное количество въехавших в нашу страну на работу иностранцев составили граждане Российской Федерации – 3080, Китая – 2018, Украины – 1265 и Туркменистана – 808. Всего по состоянию на 1 января 2023 г. на учете в территориальных органах внутренних дел состояло более 215 тыс. иностранцев, в том числе более 45 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них 19 тыс. прибывших на учебу и более 8,5 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более 169 тыс. постоянно проживающих. В области регулирования миграции приняты решения по созданию в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов отдельных преференций, способствующих их более активному вовлечению в белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит, вступившая в силу с 1 июля 2023 г., новая редакция закона ”О внешней трудовой миграции“: отменяется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемое раньше МВД тем субъектам хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из других стран – от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных граждан, получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в нашей стране – для них отменено соответствующее требование по получению специального разрешения. Это дает возможность формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество и заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах экономики. При этом на данный момент анализ рынка труда Беларуси показывает, что в стране не хватает работников по некоторым специальностям, где требуются не высококвалифицированные специалисты, а рабочие кадры с определенными навыками (сельское хозяйство, строительство, сфера обслуживания). Мигранты смогут занять должности, пользующиеся малым спросом у жителей Беларуси. Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с экономической (на подготовку необходимых местных кадров требуется время и средства), так и с демографической точек зрения. Также одним из способов увеличения миграционного прироста страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с белорусской диаспорой. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и высококвалифицированные специалисты – потенциальное возвращение белорусов представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом для демографического развития страны.   6. Формирование ценностей семьи, брака, материнства и отцовства Предоставление льгот и гарантий семьям с детьми, безусловно, очень важно. Но без прочного духовно-нравственного фундамента семья не может быть устойчивой. С 1996 года в нашей стране празднуют День матери (14 октября). С 1998 года – День семьи (15 мая).   В 2022 году Указом Главы государства учрежден новый праздничный день – День отца (21 октября). Тем самым подчеркнута значимость роли отца в создании крепкой семьи, счастливого детства. Сегодня как никогда необходима целенаправленная пропаганда и утверждение, особенно в молодежной среде, ценности брака и семьи с детьми, повышение престижа материнства и отцовства. В этих целях в учреждениях образования реализуются: учебные программы факультативных занятий для учеников 9-10 классов школ ”Основы семейной жизни“ , направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к институту брака и семьи; республиканский проект ”Родительский университет“ ( с 2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей. Основная задача – формирование родительских компетенций и культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей; Справочно: Программы педагогического просвещения родителей реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего среднего образования, участие приняли порядка 975 тыс. родителей.   В целях укрепления духовно-нравственных основ семьи, возрождения и пропаганды семейных ценностей и традиций с 2012 года проводится республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом число его участников увеличивается – в пятом республиканском конкурсе, состоявшемся в 2022 году, участие приняли более 500 семей из всех регионов страны. В 2023 году организован региональный фестиваль ”Семьи за мир и созидание! “, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие в ”семейном движении“ приняли порядка 16 тыс. семей (более 50 тыс. участников). В ряду мероприятий по повышению престижа семьи – республиканский конкурс среди печатных и электронных средств массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“, республиканский фотоконкурс ”Счастливая семья“, телевизионный проект ”Родные люди“.       7.  Место Беларуси в международных рейтингах по вопросам демографии Меры по улучшению демографической ситуации, предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно высокими позициями нашей страны в соответствующих рейтингах. Согласно подготовленному агентством финансово-экономической информации Bloomberg рейтингу стран мира по эффективности системы здравоохранения – 2020 (Bloomberg Health Care Efficiency – 2020) , Беларусь поднялась с 49 места в 2018 году на 47 место в 2020 году среди 57 стран, опережая, в том числе, Россию (54), США (55), Болгарию (56). Одновременно в 2020 году агентство Bloomberg применило новую методику составления рейтинга (включает влияние Covid-19 на смертность, а также валовой внутренний продукт в 57 крупнейших экономиках мира) . В соответствии с новыми критериями Беларусь заняла 35 место в мире, опережая, в том числе, Бельгию (36), Великобританию (41), Германию (46), Россию (53), США (55). По данным, опубликованным американским журналом CEOWorld Magazine в рейтинге стран с лучшими системами здравоохранения (Countries With The Best Health Care Systems – 2021) , в 2021 году Беларусь заняла 57 место из 89, обойдя Россию (58), Болгарию (67), Кипр (76), Сербию (77). Согласно рейтингу лучших стран мира для рождения ребенка (World’s Best Countries For A Child To Be Born) того же издания в 2020 году Беларусь заняла 40 место из 180 стран, опережая, в том числе, Латвию (42), Казахстан (58), Грузию (75), Россию (78), Китай (96). По опубликованному Институтом показателей и оценки здоровья Вашингтонского университета ( Institute   for   Health   Metrics   and   Evaluation ) индексу ЦУР охвата основными услугами здравоохранения (Coverage of essential health services, as defined by the UHC service coverage index) в 2021 году Беларусь заняла 54 место из 204 стран, опережая, в том числе, Россию (63), Армению (62), Румынию (60). По показателю младенческой смертности (Child Mortality Report –2022) Беларусь по итогам 2021 года   (в 2021 году – 2,7 на 1 тыс. родившихся живыми; в 2020 году – 2,9 на 1 тыс.) входит в top -10 из 236 стран с наиболее низкими показателями (делит 10 место с Норвегией), опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу (33), Францию (37), Россию (40), Великобританию (38), США (60). По показателю перинатальной смертности (от 23 недель внутриутробной жизни плода до 7 дней после рождения) Беларусь по итогам 2019 года (в 2019 году 3 на 1 тыс. родившихся живыми; в 2018 году – 2,7 на 1 тыс.) входит в top -15 из 53 стран, опережая, в том числе, Польшу (3,3), Россию (4,9), Германию (6,7), Казахстан (7,0). По показателю неонатальной смертности (количество детей, которые умерли в первые 28 дней после рождения) Беларусь по итогам 2020 года (в 2020 году 0,9 на 1 тыс. родившихся) входит в top -5 из 53 стран, опережая, в том числе, Россию (2,0), Германию (2,2), США (3,3). Согласно рейтингу счастливого детства (End of Childhood Index Ranking – 2021) , подготовленному международной неправительственной организацией Save the Children, Беларусь поднялась с 40 места в 2020 году на 35 место в 2021 году среди 186 стран, опережая, в том числе, Россию (37), США (43), Китай (45), Казахстан (49). **** Государство предпринимает сегодня последовательные меры по обеспечению охраны здоровья и демографической безопасности: содействие укреплению репродуктивного здоровья, формированию культуры здорового образа жизни белорусов ; совершенствование системы поддержки семей с детьми, улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи; охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения, в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий; повышение качества информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей; создание условий для воспитания в семьях детей-инвалидов, в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение в учреждениях общего среднего образования родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной жизни обучающихся; создание условий для снижения смертности от внешних причин; оптимизация законодательства, направленная на повышение миграционной привлекательности Беларуси.