Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
17.10.2023

О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА ПРОИЗВОДСТВЕ_октябрь

  Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:15.0pt; mso-bidi-font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} МАТЕРИАЛ для членов информационно-пропагандистских групп (октябрь 2023 г.)   «О профилактике травматизма на производстве»   Отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда. Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из  Закона «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения. Закон «Об охране труда» применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: приоритет сохранения жизни и здоровья работающих; ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда; комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники; внедрение систем управления охраной труда; социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания; установление единых требований по охране труда для всех работодателей; использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда; информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда; взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда; сотрудничество между работодателями и работающими; использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют: государственное управление охраной труда на территориальном уровне; управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению; надзор за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории; разработку и обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории; содействие в обучении и организацию проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не являются подчиненными организациями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций; анализ причин производственного травматизма в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по его профилактике; информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда; пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории; оказание практической и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении и устранении нарушений требований безопасности; участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда; иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством. В 2023 году вопросы профилактики производственного травматизма, контроля за соблюдением в организациях законодательства об охране труда 43 раза рассматривались на заседаниях облисполкома и горрайисполкомов, проведено 51 заседание комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах, на которых рассмотрено 135 вопросов. По вопросам условий и охраны труда проведено 520 семинаров, в которых приняли участие 11 529 человек , повысили квалификацию по вопросам охраны труда 1  836 работников. В комиссиях облисполкома и горрайисполкомов прошли проверку знаний по вопросам охраны труда 1 895 человек, в том числе внеочередную проверку – 17, из них 9 - руководителей организаций. П одготовлено и издано 4 видеофильма, 5 методических (справочных) пособий и 287 плакатов по охране труда для размещения в общественных местах как социальной рекламы, направленной на популяризацию здоровых и безопасных условий труда. За 9 месяцев 2023 года с озданными при горрайисполкомах 19 мобильными группами по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда проведено 1 418 обследований организаций, в том числе 687 объектов организаций агропромышленного комплекса и 254 строительных организаций, в ходе которых выявлено 12 909 нарушений правил и норм по охране труда, из них в агропромышленном комплексе – 6 276, строительных организациях – 2 497 . Информация о состоянии условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма в Гродненской области 310 раз размещалась в областных и районных газетах, на интернет-сайтах облисполкома и горрайисполкомов, региональном радио и телевидении С целью профилактики и распространения передового опыта в вопросах охраны труда в области регулярно проводятся дни охраны труда: раз в полугодие - областной с единой повесткой, определяемой областной комиссией по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме, ежеквартально – городские и районные с повестками, определяемыми соответствующими территориальными комиссиями и ежемесячно – организациями области, а также 28 апреля – Всемирный День охраны труда с повесткой, определяемой Международной организацией труда. В соответствии с решением Гродненского облисполкома от 23 февраля   2023 г. № 70 на территории Гродненской области с 6 по 12 марта в области проведено мероприятие «Неделя нулевого травматизма», которое было п риурочено к проводимому 9 марта о бластному Дню охраны труда с единой повесткой «Обеспечение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, механизмов, оборудования, инструмента ». При проведении данных мероприятий члены комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах посетили 125 организаций области, в т.ч. где в 2022-2023 гг. регистрировались случаи производственного травматизма с тяжкими последствиями. В соответствии с указанным решением второе мероприятие «Неделя нулевого травматизма» будет проведено с 6 по 12 ноября 2023 года и которое также будет п риурочено к проводимому 9 ноября о бластному Дню охраны труда с единой повесткой «Обеспечение безопасности труда при проведении работ повышенной опасности».   Всемирный День охраны труда с повесткой « Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда » проведен в организациях области 28 апреля. С целью стимулирования работы по охране труда, повышения заинтересованности нанимателей Гродненской области в создании здоровых и безопасных условий труда работников продолжена работа по проведению ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Гродненской области. На I этапе ежегодного областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда за 2022 год в Гродненской области приняли участие 1073 организаций, во II этап прошли 49 организаций. 18 мая 2023 года решением Гродненского облисполкома № 246 утверждены итоги ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Гродненской области за 2022 год и определены 12 организаций-победителей в 4 номинациях, которым в качестве денежного вознаграждения выплачено 25 160 рублей. Для усиления профилактики производственного травматизма на производстве, с целью повышения ответственности должностных лиц и работников организаций сельского хозяйства за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждения случаев производственного травматизма в области регулярно проводятся месячники безопасности труда в организациях агропромышленного комплекса. Такие месячники уже проведены: с 1 апреля по 1 мая - во время весенних полевых работ, с 15 июля по 15 августа - во время проведения уборки урожая зерновых и зернобобовых культур,   с 7 сентября по 7 октября - во время проведения уборки кукурузы . Также проведены месячник безопасности труда: в мае-июле - в учреждениях системы образования и учреждениях сферы культуры Гродненской области; с 1 по 30 июня -   при проведении строительных работ с 12 июня по 12 июля - в учреждениях здравоохранения. На выполнение мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда организациями коммунальной и частной форм собственности израсходовано 41,5 млн. рублей при запланированных на 2023 год 73,5 млн. рублей.   Это позволило в организациях коммунальной и частной форм собственности привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 578 рабочих мест для 705 работников и улучшить условия труда на 178 рабочих местах для 268 работников. В январе-июне 2022 года в ходе реализации мероприятий по выполнению задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы 25 организаций признаны   базовыми организациями по охране труда, созданы и переоснащены в организациях области 10 кабинетов и 155 уголков по охране труда, построено и реконструировано 113 санитарно-бытовых помещений. Одним из целевых показателей, характеризующим выполнение задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы , является внедрение систем управления охраной труда в соответствии с требованиями законодательства в организациях, за исключением микроорганизаций и организаций, созданных в отчетном году. По итогам 2023 года значение указанного показателя должно составить 90%. По оперативным данным, 2 157 организаций коммунальной и частной форм собственности внедрили СУОТ в соответствии с новыми требованиями законодательства об охране труда, что составляет 91,9%.   По итогам реализации программы в 2025 году целевой показатель должен составить 100%. Вместе с тем, несмотря на проводимую работу по данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в январе-сентябре 2023 года в сравнении с январем-сентябрем 2022 года в организациях Гродненской области при снижении числа погибших с 11 до 9, допущен рост общего числа травмированных с 148 до 175. Коэффициент частоты травмирования (количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве на 100 тыс. застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в Гродненской области за январь-сентябрь 2023 года составил 47,2 в том числе со смертельным исходом 2,4 (по республике – 36,7 и 2,2 соответственно ). Оперативные данные свидетельствуют об увеличении количества травмированных в организациях коммунальной формы собственности с 72 работающих в январе-сентябре 2022 года до 101 в 2023 году и без ведомственной подчиненности с 36 до 44 человек, из которых 2 погибли. В организациях архитектуры и строительства коммунальной формы собственности отмечен рост числа травмированных на производстве в 2 раза с 5 до 10 работающих, сельского хозяйства с 48 до 58, пищевой промышленности с 4 до 9, жилищно-коммунального хозяйства с 4 до 5, здравоохранения с одного до 4. В организациях торговли произошло 2 случая травмирования, культуры и спорта и туризма –   по одному случаю, в то время как за аналогичный период прошлого года случаев травмирования не зарегистрировано. В организациях транспорта и коммуникации зарегистрировано 2 погибших на производстве (за январь-сентябрь 2022 года случаев гибели не отмечено).     Общее количество травмированных на производстве / из них в состоянии алкогольного опьянения В том числе:   погибших на производстве / из них в состоянии алкогольного опьянения январь-сентябрь январь-сентябрь 2022 года 2023 года 2022 года 2023 года Гродненская область , из них в организациях: 148/2 175/2 9/- 11/- республиканской формы собственности 40/- 30/- 4/- 2/- коммунальной формы собственности 72/2 101/2 6/- 5/- без ведомственной подчиненности 36/- 44/- 1/- 2/-   Рост количества травмированных на производстве допущен   в организациях г. Гродно с 46 до 48, в том числе погибших с 2 до 3. В организациях Щучинского и Кореличского районах наблюдается рост числа травмированных на производстве с 3 до 8 и с 5 до 11 соответственно. Кроме того в этих районах в 2023 году погибло 3 и один работник соответственно, в то время как за аналогичный период 2022 года случаев гибели не зарегистрировано. Наблюдается увеличение общего числа травмированных на производстве в организациях Гродненского   района с 8 до 10, Волковысского - с 13 до 19, Лидского - с 14 до 17, Новогрудского - с 1 до 10, Слонимского - с 3 до 9, Зельвенского - с 2 до 5, Ошмянского - с 4 до 5. В организациях Свислочского района в январе-сентябре 2023 года допущено травмирование 2   работников, в то время как за аналогичный период прошлого года травмирования не зарегистрировано. В организациях Берестовицкого района в январе-сентябре 2023 года зарегистрирован один погибший на производстве, за январь-сентябрь 2022 года случаев гибели не отмечено. Анализ причин несчастных случаев по области за январь-сентябрь 2023 года указывает, что основными являются: нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований локальных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда – 39,4 процента от общего количества травмированных по области (в то время, как по республике – 26,7 процента); неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – 5,2 процента от общего количества травмированных по области (по республике – 3,8   процента); допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда – 3,6 процента (по республике – 3,4 процента); нарушение правил дорожного движения потерпевшим – 2,1 процента от общего количества травмированных (по республике –   1,8 процента).   В январе-сентябре 2023 года в организациях Гродненской области количество несчастных случаев, произошедших в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, составило 32 процента от общего числа травмированных и 33,3 процента от общего числа погибших (по республике 27,4 и 18,8 процентов соответственно); В результате падения потерпевшего при передвижении, составило 19,4 процента от общего количества травмированных и 11,1 процента погибших (по  республике 18,6 и 2,5 процентов соответственно). При пожаре травмировано 1,1 процента работников и 22,2 процента погибло (по республике 0,7 и 5 процентов соответственно). В результате, падения, обрушения конструкций, зданий и сооружений, обвалов предметов, грунта и т.п. погибло   11,1 процента работников от общего числа погибших (по республике 10 процента). Процент пострадавших в результате отравления составил 1,7 процента и 11,1 процента от общего числа погибших (по республике 0,7 и 2,5 процентов соответственно). В результате дорожно-транспортных происшествиях пострадало 10,3 процента от общего числа травмированных (по республике 7,6 процента). При повреждении в результате контакта с представителями флоры и фауны травмировано 8 процентов работников (по республике 5,3 процента). В организациях области при воздействии вредных веществ пострадало 2,3 процента работников от общего количества травмированных (по республике 1,9 процента). Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев на производстве в текущем году показал, что по вине работодателя погибло и тяжело травмировано 24 человека (32,9%), в аналогичном периоде 2022 года – 14 работающих (21,9%). Это свидетельствует о том, что руководители и специалисты предприятий не всегда принимают исчерпывающие меры по обеспечению безопасности труда и указывает на низкий уровень производственной дисциплины. В связи с чем, в настоящее время, первостепенной задачей   является реализация мероприятий, направленных на повышение культуры производства и развитию чувства ответственности самих работающих за собственную безопасность и за безопасность работающего рядом. На решение обозначенных проблем направлена и реализация концепции «Нулевой травматизм» и его 7 золотых правил , предлагающая качественно новый подход к организации профилактики производственного травматизма. Использование данной Концепции, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, будет способствовать дальнейшему снижению производственного травматизма, как с тяжкими последствиями, так и общего травматизма в целом.