17.10.2023
О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА ПРОИЗВОДСТВЕ_октябрь
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:15.0pt;
mso-bidi-font-size:11.0pt;
font-family:"Times New Roman","serif";
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(октябрь 2023 г.)
«О профилактике травматизма на производстве»
Отношения в области охраны
труда регулируются законодательством об охране труда, а также
международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми
актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая
технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического
союза, содержащие требования по охране труда.
Законодательство об охране
труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит
из Закона «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь,
Гражданского кодекса Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе
технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии
с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики
Беларусь обязательными для соблюдения.
Закон «Об охране труда»
применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики
Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда
являются:
приоритет сохранения жизни и
здоровья работающих;
ответственность работодателя за
создание здоровых и безопасных условий труда;
комплексное решение задач
по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер,
направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом
других направлений экономической и социальной политики, достижений в области
науки и техники;
внедрение систем управления
охраной труда;
социальная защита работающих,
возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и
(или) получившим профессиональные заболевания;
установление единых требований
по охране труда для всех работодателей;
использование экономических
методов управления охраной труда, участие государства в финансировании
мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
информирование граждан,
обучение работающих по вопросам охраны труда;
взаимодействие республиканских
органов государственного управления и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных)
органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей по вопросам
охраны труда;
сотрудничество между
работодателями и работающими;
использование международного
опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
государственное управление
охраной труда на территориальном уровне;
управление деятельностью
подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации
полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных
организаций в области охраны труда и выработкой предложений
по ее повышению;
надзор за соблюдением
законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за
работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях,
расположенных на подведомственной им территории;
разработку и обеспечение
функционирования территориальных систем управления охраной труда,
предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда
между структурными подразделениями местных исполнительных
и распорядительных органов и организациями, расположенными
на подведомственной им территории;
содействие в обучении
и организацию проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и
специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории,
которые не являются подчиненными организациями республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
анализ причин производственного
травматизма в организациях, расположенных на подведомственной им территории,
разработку и реализацию мер по его профилактике;
информационное обеспечение
организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам
охраны труда;
пропаганду и распространение
передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на
подведомственной им территории;
оказание практической
и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной
им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране
труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении
и устранении нарушений требований безопасности;
участие в разработке проектов
нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов,
содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по
вопросам охраны труда;
иные полномочия в области
охраны труда, предусмотренные законодательством.
В 2023 году вопросы профилактики производственного травматизма,
контроля за соблюдением в организациях законодательства об охране труда 43 раза рассматривались на заседаниях облисполкома и горрайисполкомов,
проведено 51 заседание комиссий по профилактике производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах, на которых
рассмотрено 135 вопросов.
По вопросам условий и охраны труда проведено 520 семинаров, в которых приняли участие 11 529
человек , повысили квалификацию по вопросам охраны труда 1 836 работников. В
комиссиях облисполкома и горрайисполкомов прошли проверку знаний по вопросам
охраны труда 1 895 человек, в том числе внеочередную проверку – 17, из них
9 - руководителей организаций. П одготовлено и издано 4 видеофильма, 5
методических (справочных) пособий и 287 плакатов по охране труда для размещения
в общественных местах как социальной рекламы, направленной на популяризацию
здоровых и безопасных условий труда.
За 9 месяцев 2023 года с озданными при горрайисполкомах 19 мобильными
группами по оказанию практической и методической помощи в обеспечении
соблюдения законодательства об охране труда проведено 1 418 обследований
организаций, в том числе 687 объектов организаций агропромышленного комплекса и
254 строительных организаций, в ходе которых выявлено 12 909 нарушений
правил и норм по охране труда, из них в агропромышленном комплексе – 6 276, строительных организациях – 2 497 .
Информация о
состоянии условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма в
Гродненской области 310 раз размещалась в областных и районных газетах, на
интернет-сайтах облисполкома и горрайисполкомов, региональном радио и
телевидении
С целью профилактики и распространения
передового опыта в вопросах охраны труда в области регулярно проводятся дни
охраны труда: раз в полугодие - областной с единой повесткой, определяемой
областной комиссией по профилактике производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости при облисполкоме, ежеквартально – городские и
районные с повестками, определяемыми соответствующими территориальными
комиссиями и ежемесячно – организациями области, а также 28 апреля – Всемирный
День охраны труда с повесткой, определяемой Международной организацией труда.
В соответствии с решением Гродненского облисполкома от 23
февраля 2023 г. № 70 на территории
Гродненской области с 6 по 12 марта в области
проведено мероприятие «Неделя нулевого травматизма», которое было п риурочено к проводимому 9 марта о бластному Дню охраны труда с единой повесткой
«Обеспечение требований безопасности при эксплуатации
транспортных средств, механизмов, оборудования, инструмента ». При
проведении данных мероприятий члены комиссий по профилактике производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и
горрайисполкомах посетили 125 организаций области, в т.ч. где в 2022-2023 гг.
регистрировались случаи производственного травматизма с тяжкими последствиями.
В соответствии с указанным решением второе
мероприятие «Неделя нулевого травматизма» будет
проведено с 6 по 12 ноября 2023 года и которое также будет п риурочено к
проводимому 9 ноября о бластному Дню охраны труда с единой повесткой «Обеспечение безопасности труда при проведении работ
повышенной опасности».
Всемирный День охраны труда с повесткой « Безопасная и здоровая
рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда » проведен в организациях области 28 апреля.
С
целью стимулирования работы по охране труда, повышения заинтересованности
нанимателей Гродненской области в создании здоровых и безопасных условий труда
работников продолжена работа по проведению ежегодного смотра-конкурса на лучшую
организацию работы по охране труда в Гродненской области. На I этапе ежегодного областного
смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда за 2022 год в
Гродненской области приняли участие 1073 организаций, во II этап прошли 49
организаций.
18
мая 2023 года решением Гродненского облисполкома № 246 утверждены итоги
ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в
Гродненской области за 2022 год и определены 12 организаций-победителей в 4
номинациях, которым в качестве денежного вознаграждения выплачено 25 160
рублей.
Для усиления
профилактики производственного травматизма на производстве, с целью повышения
ответственности должностных лиц и работников организаций сельского хозяйства за
обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждения случаев
производственного травматизма в области регулярно проводятся месячники
безопасности труда в организациях агропромышленного комплекса.
Такие месячники уже
проведены: с 1 апреля по 1 мая - во время весенних полевых работ, с 15
июля по 15 августа - во время проведения уборки урожая зерновых и зернобобовых
культур, с 7 сентября по 7
октября - во время проведения уборки кукурузы .
Также проведены месячник безопасности труда:
в мае-июле - в учреждениях системы
образования и учреждениях сферы культуры Гродненской области;
с 1 по 30 июня - при проведении строительных работ
с 12 июня по 12 июля - в учреждениях
здравоохранения.
На выполнение мероприятий, предусмотренных
планами мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и
(или) опасными условиями труда организациями коммунальной и частной форм собственности израсходовано 41,5 млн. рублей при запланированных на 2023 год 73,5 млн. рублей.
Это
позволило в организациях коммунальной и
частной форм собственности привести в соответствие с требованиями
санитарно-гигиенических нормативов 578 рабочих мест для 705 работников и
улучшить условия труда на 178 рабочих местах для 268 работников.
В январе-июне 2022 года в ходе реализации мероприятий по выполнению задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы 25 организаций признаны базовыми организациями по охране труда,
созданы и переоснащены в организациях области 10 кабинетов и 155 уголков по
охране труда, построено и реконструировано 113 санитарно-бытовых помещений.
Одним из целевых показателей, характеризующим
выполнение задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на
2021 – 2025 годы , является внедрение систем управления охраной труда в
соответствии с требованиями законодательства в организациях, за исключением
микроорганизаций и организаций, созданных в отчетном году. По итогам 2023 года
значение указанного показателя должно составить 90%.
По оперативным данным, 2 157 организаций
коммунальной и частной форм собственности внедрили СУОТ в соответствии с новыми
требованиями законодательства об охране труда, что составляет 91,9%.
По
итогам реализации программы в 2025 году целевой показатель должен составить
100%.
Вместе с тем, несмотря
на проводимую работу по данным Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в январе-сентябре 2023
года в сравнении с январем-сентябрем 2022 года в организациях Гродненской
области при снижении числа погибших с 11 до 9, допущен рост общего числа
травмированных с 148 до 175.
Коэффициент частоты травмирования (количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве на 100 тыс. застрахованных по
обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в Гродненской области за
январь-сентябрь 2023 года составил 47,2 в том числе со смертельным исходом 2,4 (по
республике – 36,7 и 2,2 соответственно ).
Оперативные
данные свидетельствуют об увеличении количества травмированных в организациях коммунальной
формы собственности с 72 работающих в январе-сентябре 2022 года до 101 в 2023 году и без ведомственной подчиненности с 36 до 44 человек, из которых 2 погибли.
В
организациях архитектуры и строительства коммунальной формы собственности отмечен
рост числа травмированных на производстве в 2 раза с 5 до 10 работающих, сельского хозяйства с 48 до 58, пищевой
промышленности с 4 до 9, жилищно-коммунального хозяйства с 4 до 5,
здравоохранения с одного до 4.
В
организациях торговли произошло 2 случая травмирования, культуры и спорта и
туризма – по одному случаю, в то время
как за аналогичный период прошлого года случаев травмирования не
зарегистрировано.
В организациях
транспорта и коммуникации зарегистрировано 2 погибших на производстве (за
январь-сентябрь 2022 года случаев гибели не отмечено).
Общее количество травмированных на производстве / из них в состоянии алкогольного
опьянения
В том числе:
погибших на производстве / из них в состоянии алкогольного опьянения
январь-сентябрь
январь-сентябрь
2022 года
2023 года
2022 года
2023 года
Гродненская область ,
из них в
организациях:
148/2
175/2
9/-
11/-
республиканской формы собственности
40/-
30/-
4/-
2/-
коммунальной формы собственности
72/2
101/2
6/-
5/-
без ведомственной подчиненности
36/-
44/-
1/-
2/-
Рост количества травмированных на
производстве допущен в организациях г. Гродно с 46 до 48, в том числе погибших с 2 до 3.
В организациях Щучинского и
Кореличского районах наблюдается рост числа травмированных на производстве с 3
до 8 и с 5 до 11 соответственно. Кроме того в этих районах в 2023 году погибло
3 и один работник соответственно, в то время как за аналогичный период 2022
года случаев гибели не зарегистрировано.
Наблюдается увеличение общего
числа травмированных на производстве в организациях Гродненского района с 8 до 10, Волковысского - с 13 до 19, Лидского - с 14 до 17,
Новогрудского - с 1 до 10, Слонимского - с 3 до 9, Зельвенского - с 2 до 5,
Ошмянского - с 4 до 5.
В организациях Свислочского
района в январе-сентябре 2023 года допущено травмирование 2 работников, в то время как за аналогичный
период прошлого года травмирования не зарегистрировано.
В организациях Берестовицкого
района в январе-сентябре 2023 года зарегистрирован один погибший на
производстве, за январь-сентябрь 2022 года случаев гибели не отмечено.
Анализ причин несчастных
случаев по области за январь-сентябрь 2023 года указывает, что основными являются:
нарушение потерпевшим
трудовой дисциплины, требований локальных правовых актов, технических
нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда – 39,4
процента от общего количества травмированных по области (в то время, как по
республике – 26,7 процента);
неудовлетворительное
содержание и недостатки в организации рабочих мест – 5,2 процента от общего
количества травмированных по области (по республике – 3,8 процента);
допуск потерпевшего к работе
без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по
охране труда – 3,6 процента (по республике – 3,4 процента);
нарушение правил дорожного
движения потерпевшим – 2,1 процента от общего количества травмированных (по
республике – 1,8 процента).
В январе-сентябре 2023 года в
организациях Гродненской области количество несчастных случаев, произошедших в
результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов,
составило 32 процента от общего числа травмированных и 33,3 процента от общего
числа погибших (по республике 27,4 и 18,8 процентов соответственно);
В результате падения
потерпевшего при передвижении, составило 19,4 процента от общего количества
травмированных и 11,1 процента погибших (по республике 18,6 и 2,5 процентов
соответственно).
При пожаре
травмировано 1,1 процента работников и 22,2 процента погибло (по республике 0,7 и 5 процентов соответственно).
В результате,
падения, обрушения конструкций, зданий и сооружений, обвалов предметов, грунта и т.п. погибло 11,1 процента работников от общего числа погибших (по республике 10 процента).
Процент пострадавших в
результате отравления составил 1,7 процента и 11,1 процента от общего числа погибших (по республике 0,7 и 2,5
процентов соответственно).
В результате
дорожно-транспортных происшествиях пострадало 10,3 процента от общего числа травмированных (по республике 7,6 процента).
При повреждении в
результате контакта с представителями флоры и фауны травмировано 8 процентов
работников (по республике 5,3 процента).
В организациях
области при воздействии вредных веществ пострадало 2,3 процента работников от
общего количества травмированных (по республике 1,9 процента).
Анализ материалов специальных расследований
несчастных случаев на производстве в текущем году показал, что по вине работодателя погибло и тяжело
травмировано 24 человека (32,9%), в аналогичном периоде 2022 года – 14
работающих (21,9%).
Это свидетельствует о том, что руководители и
специалисты предприятий не всегда принимают исчерпывающие меры по обеспечению
безопасности труда и указывает на низкий уровень производственной дисциплины.
В связи с чем, в настоящее время, первостепенной
задачей является реализация мероприятий,
направленных на повышение культуры производства и развитию чувства ответственности
самих работающих за собственную безопасность и за безопасность работающего
рядом.
На решение обозначенных проблем
направлена и реализация концепции «Нулевой травматизм» и его 7 золотых правил , предлагающая качественно новый подход к организации
профилактики производственного травматизма.
Использование данной
Концепции, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и
благополучие работников на всех уровнях производства, будет способствовать
дальнейшему снижению производственного травматизма, как с тяжкими
последствиями, так и общего травматизма в целом.