20.12.2023
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ _ декабрь
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";}
МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских
групп
(декабрь 2023 г.)
«О противодействии коррупции»
Материал подготовлен
Управлением
Следственного комитета Республики Беларусь
по
Гродненской области
На основании Закона Республики
Беларусь «О борьбе с коррупцией» Следственный комитет является государственным
органом, участвующим в борьбе с коррупцией и осуществляет уголовное
преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, в соответствии с
законодательными актами.
В
Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые
институционные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс
организационных мер, направленных в том числе на устранение причин и условий
этого общественно опасного явления.
Несмотря
на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность.
Территориальными
следственными подразделениями Гродненской области за 11 месяцев текущего года окончено
производство передачей прокурору для направления в суд по порядка 45 уголовным
делам рассматриваемой категории в отношении 50 обвиняемых.
Основную
массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:
- статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь,
предусматривающей ответственность за преступление, связанное с хищением
имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, санкция данной статьи
предусматривает наказание от 4 до 12 лет лишения свободы со штрафом и с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью;
- статьям 430
и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам получения и дачи взятки,
санкции статей предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом и
с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной
деятельностью и до 7 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа соответственно;
- статьям 424
и 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам злоупотребления властью
или служебными полномочиями и превышению власти или служебных полномочий,
санкции статей предусматривают наказание от 3 до 10 лет лишения свободы со штрафом
или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью.
- статье 455
Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту злоупотребления властью,
бездействия власти либо превышении власти, санкция статьи предусматривает наказание
от 2 до 12 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Справочно: Следственным
управлением УСК по Гродненской области в 2023 году завершено расследование ряда
уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений.
Среди них уголовное дело в
отношении должностного лица, занимающего ответственное положение одного из сельских исполнительных
комитетов Гродненской области, которая в один из дней августа-сентября 2022
года, получила в качестве взятки от индивидуального предпринимателя (далее –
ИП) денежные средства в сумме 1000 долларов США за благоприятное решение
вопросов, входящих в её компетенцию, а именно за заключение договоров на
оказание услуг между ИП и сельским исполнительным комитетом по удалению
деревьев на территории кладбищ данного исполкома.
Действия обвиняемой квалифицированы по ч.3 ст.430 (получение взятки лицом,
занимающим ответственное положение) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В августе 2023 года по уголовному делу постановлен
обвинительный приговор. Должностное лицо приговорено к наказанию в виде 5 лет 3
месяцев лишения свободы, со штрафом в размере 300 базовых величин, что
составляет 11100 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с
выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных
обязанностей сроком на 5 лет.
Аналогичное преступление совершила врач-терапевт одной из участковых
больниц Гродненской области, которая в период времени с 01.02.2021 по 29.07.2022 неоднократно
получала от граждан в качестве взятки денежные средства за выдачу без наличия
на то оснований листков нетрудоспособности.
Действия обвиняемой квалифицированы по ч.ч. 1 и 2
ст. 430 (получение взятки повторно) Уголовного кодекса Республики
Беларусь.
В октябре 2023 года по уголовному делу постановлен
обвинительный приговор. Врачу назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы со штрафом 350 б.в. в сумме 12 950 руб. с
лишением права занимать должности, связанные с выполнением юридически значимых
действий на 5 лет. На основании ст. 77 ч.2 УК последней применена отсрочка
исполнения наказания в виде л/св на 3 года.
Новогрудским
районным отделом следственного комитета завершено расследование уголовного дела
в отношении гражданина О., который в январе 2023 года выступил пособником в
посредничестве в передаче взятки должностному лицу одного из предприятий г. Новогрудка. Действия обвиняемого
квалифицированы по ч. 2 ст. 432 (посредничество во взяточничестве,
совершенное повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В
июне 2023 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Обвиняемому
О. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. На основании ст. 77 ч.2 УК последнему
применена отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы на 2 года.
Примечательно,
что лицо, виновное в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче
или получении взятки, освобождается от уголовной ответственности, если он после
совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно
способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Н есмотря на принятые государством усилия по приданию
прозрачности деятельности государственных учреждений и предприятий в сфере
закупок, в данной области также продолжают фиксироваться коррупционные
правонарушения.
Справочно: Вороновским РОСК завершено расследование уголовного
дела в отношении руководителя одного из сельскохозяйственных предприятий
района, который будучи председателем
постоянно действующей комиссии по закупкам товаров (работ, услуг) за счет
собственных средств, без проведения процедуры закупки в феврале 2023 года
заключил с ООО договор поставки белкового сырья (шрот) объемом 60 тонн на общую
сумму 88 932 рублей, в нарушение п.2.3 указанного договора поставки дал
указание находящемуся в его подчинении осуществить предоплату в адрес ООО
денежных средств в размере 50 000 рублей путем их перевода
на предоставленный расчетный счет. При этом поставка товара в адрес вышеуказанного
сельскохозяйственного предприятия не была произведена.
Действия должностного лица квалифицированы по ч. 3 ст. 426 (превышение власти должностным
лицом, повлекшие тяжкие последствия) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Уголовное
дело в мае 2023 в порядке ст. 262 УПК передано прокурору для направления в суд.
Следует отметить, что коррупция является серьезной
общественно-политической проблемой современных государств, разрушает
социально-экономические, политические и правовые основы государства,
правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за
обеспечение национальной безопасности.
Учитывая
указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют
меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие
целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие
различным проявлениям коррупции.
Общими механизмами профилактики и борьбы с
коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются:
исключение
неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативно правовых актов,
регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;
обеспечение
соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально
существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения
и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения
информационно-коммуникационных технологий при их осуществлении;
совершенствование
условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием
принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков,
обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных
инвестиций и экономической активности;
совершенствование
системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;
повышение
эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;
развитие
системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия
коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных
объединений, иных представителей гражданского общества;
обеспечение
безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих
условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих
о совершении данных правонарушений;
осуществление
деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в
целях привлечения виновных к установленной законодательными актами
ответственности;
повышение
уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;
периодическое
проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по
борьбе с ней.
Совершенствование ценностных основ
функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с
коррупцией:
создание
условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией,
взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организацией
в данной сфере;
оптимизация
системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания
населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции,
повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с
коррупцией;
внедрение
системы оценки субъектами общественного контроля качества государственных
услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления
как средства выявления коррупциогенных факторов;
изучение
влияния практики применения информационно-коммуникационных технологий в
различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных
процедур, проведения электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений,
реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования
и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового
регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы
с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными
правонарушениями.
Предупреждение коррупции в публичном
секторе:
использование в деятельности государственных органов и организаций систем
оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;
внедрение
в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов
поведения), иных правил и требований;
оптимизация
системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией
для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе
дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;
повышение
активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов
нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения
их в процесс обсуждения;
расширение
практики использования в деятельности государственных органов и организаций
прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе,
установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов
предъявляемым требованиям;
обеспечение
размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о
принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
Территориальными подразделениями Следственного
комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется
серьезная работа по выявлению коррупционных преступлений.
Грамотные
и профессиональные действия сотрудников Следственного комитета, современные
методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и
технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к
ответственности лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений.