15.08.2023
РОЛЬ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О НАРОДНОМ ОПОЛЧЕНИИ» В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Материал
подготовлен
Академией
управления при Президенте Республики Беларусь
на
основе информации
Министерства
обороны Республики Беларусь,
материалов
государственных СМИ
Белорусское государство вынуждено
реагировать на деструктивные заявления и конкретные шаги, которые
предпринимаются в отношении Беларуси со стороны иностранных государств и
западных межгосударственных объединений.
Глава государства А.Г.Лукашенко на состоявшемся 20 февраля 2023 г. заседании Совета Безопасности
Республики Беларусь заявил: «Я уже не раз говорил: каждый мужчина, да и
не только мужчина, должен уметь как
минимум обращаться с оружием. Хотя бы для того, чтобы в случае необходимости
защитить свою семью, свой дом, родной уголок земли и, если понадобится, страну,
без которой не будет ни уголка, ни дома, ничего другого . Поэтому
мной была поставлена задача Министерству обороны и Министерству внутренних дел
проработать вопрос создания народного ополчения» .
1. Характеристика
военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь
По информации Министерства обороны Республики
Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток» указывает
на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить градус
напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.
Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной
государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и
численному составу . В воздушном пространстве европейских стран фактически
на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной
авиации ВВС США.
Справочно:
Только за
последние два года в Польше и странах Балтии количество ежегодных учений
вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза : с 20 до 75 . Состав участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.
Одновременно на территории
восточноевропейских государств ударными
темпами развивается военная инфраструктура , что направлено на расширение
возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса
в регионе. В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов,
военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для
заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.
По мнению военных аналитиков, результаты прошедшего 11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам «холодной войны». По
итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных вооруженных сил
блока , усиления военного присутствия
на т.н. «восточном фланге», а также поддержки
Украины в вооруженном противоборстве с Российской Федерацией .
Справочно:
Коллективное
решение стран НАТО об усилении
группировки на восточных рубежах до 300 тыс. человек привело к тому, что
Польша и страны Балтии взяли курс на усиление вооруженных сил. Активно идут закупки западного вооружения , в
первую очередь, американского: боевых танков, реактивных систем залпового огня
HIMARS, истребителей 5-го поколения F-35, являющихся носителями американского
тактического ядерного оружия.
Варшава,
используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее
декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».
Справочно:
В текущем году военный
бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро , что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021
году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году – 3,1 млрд
евро, в 2019 году – 2 млрд евро.
В свою очередь государства Балтии, не
обладая необходимым военным потенциалом, основные усилия сосредоточивают на
совершенствовании военной инфраструктуры в интересах приема, размещения и
обеспечения подготовки войск (сил) альянса, таким образом пытаясь «быть
полезными» союзниками в рамках НАТО.
Существенное
влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает
спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных
рубежах нашей страны .
Справочно:
Продолжается масштабная милитаризация украинских
рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на
подступах к Беларуси 30 противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.
Фактором,
усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь , является беспрецедентная по своим
масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания . Для
достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных
организаций и структур.
Справочно:
По замыслу западных
стратегов, успешная реализация информационной кампании позволит сформировать
благоприятные условия для перехода к ключевой фазе «плана Перамога» – силовому смещению руководства Республики
Беларусь. Для этого предполагается подключить боевой компонент, который в настоящее
время активно формируется за рубежом, в том числе путем участия в боевых
действиях на территории Украины.
Динамика происходящих геополитических
процессов указывает на отсутствие возможностей
нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в среднесрочной
перспективе . Стремление коллективного Запада создать условия для
безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует росту
напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного
противостояния сугубо в военную плоскость.
2. Необходимость
принятия Закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в современных
условиях
На встрече с жителями агрогородка
Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил: «Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при
мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не
чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки
для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну ».
Принятие данного Закона обусловлено следующими
факторами:
во-первых , это создание
дополнительных условий для поддержания правопорядка в период военного положения
на территориях, которые в наименьшей степени будут охвачены органами внутренних
дел и войсками (прежде всего,
сельские населенные пункты, отдельные районные города) ;
во-вторых , предоставление
гражданам Республики Беларусь, которые не будут охвачены мобилизационными
мероприятиями по различным причинам (возраст,
отсутствие требуемой подготовки, по семейным обстоятельствам и др.) , возможности
участвовать в обороне страны.
17 июля 2023 г. Президент Республики
Беларусь подписал Закон Республики
Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель Закона –
придать обороне белорусского государства всенародный характер.
Справочно:
Народное ополчение – испытанная и
опробованная во многих странах мира модель обороны. Есть много примеров даже в западных странах, когда
народное ополчение применялось как основная форма защиты собственного
государства. Особенно она характерна для стран с небольшой территорией и небольшой
численностью населения.
Например,
в годы Великой Отечественной войны именно народные ополчения сыграли важную
роль при обороне гг.Ленинграда, Могилева, Москвы.
Закон
определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении
военного положения, введенного в административно-территориальных единицах
республики. Кроме
того, создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным
ОВД при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств .
В
Республике Беларусь уже апробировали порядок действий
отрядов народного ополчения .
Справочно:
Пробная
тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением
определенных заданий была организована в
сентябре 2022 г. в Могилевской области (аг.Лобжа, Климовичский район). Первый
отряд ополченцев состоял из 22 человек.
Планируется,
что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное
время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать
мгновенно.
3. Основные
положения Закона «О народном ополчении»
В соответствии с Законом участие граждан в
деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм
действий.
Формирование народного ополчения осуществляется на
основании указа Президента Республики Беларусь.
Отряды народного
ополчения (их количество, структура и
численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач) формируются на основании решений местных
исполнительных и распорядительных органов , местных советов обороны.
Справочно:
Планируется, что
количество участников отрядов народного ополчения будет зависеть от числа
значимых объектов на территории района и их стратегической важности, а также
ведутся ли там военные действия или он в тылу.
В каждом отряде народного ополчения
назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа
добровольцев. Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных
органов внутренних дел и государственной безопасности.
Комплектование отрядов народного ополчения осуществляется добровольцами , способными по своим
личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи, и не
имеющие препятствий к применению оружия.
Справочно:
По
информации Министерства обороны, численность народного ополчения может
составить 100–150 тыс. человек. При
этом в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.
Планируется, что для
добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.
Зачисление
гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для
освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых
отношений .
По решению местного исполкома, местного
совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия в
деятельности народного ополчения. При освобождении от работы за работником
сохраняются место работы, должность служащего (профессия
рабочего) ,
средний заработок по месту работы.
Справочно:
В
народное ополчение не могут быть
зачислены граждане :
отбывающие
наказание в виде ареста, ограничения свободы с
направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы
на определенный срок или пожизненного лишения свободы;
в
отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или
домашнего ареста;
в
отношении которых принято решение об интернировании;
признанные
в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
имеющие
заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано
владение оружием.
Отказ (решение об отказе) местного
исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении
гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит .
Порядок комплектования и ведения учета
добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него, извещения
нанимателей о зачислении работников в отряды в настоящее время разрабатываются
Правительством Республики Беларусь.
Согласно положениям Закона, отряды
народного ополчения дислоцируются и
выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы , в которой были сформированы. А добровольцы размещаются по месту
жительства .
Общее руководство народным ополчением
осуществляется местным советом обороны, а непосредственное
– территориальным органом внутренних дел.
В Законе определены полномочия должностных лиц и государственных органов :
Президент Республики Беларусь принимает решение
о формировании (расформировании) народного ополчения.
Совет Безопасности Республики Беларусь :
· вносит
на рассмотрение Главе государства предложения по формированию (расформированию)
народного ополчения;
· координирует
деятельность государственных органов в процессе подготовки и реализации решения
о формировании (расформировании) народного ополчения.
Совет Министров Республики Беларусь :
· организует
работу государственных органов и иных организаций при выполнении задач
народного ополчения;
· определяет
порядок организации, обеспечения и осуществления подготовки добровольцев к
выполнению задач народного ополчения; порядок материального обеспечения
народного ополчения.
Министерство обороны обеспечивает
отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их
выдачи и учета.
Справочно:
Выдача
оружия добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи
оружия ополченцам : со складов Министерства обороны местным органам внутренних
дел, которые, в свою очередь, будут его выдавать проверенным
ополченцам-добровольцам по заранее
составленным спискам.
Предусматривается,
что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие,
освоение которого не вызывает сложностей.
Генеральный штаб Вооруженных Сил
Республики Беларусь :
· координирует
деятельность государственных органов и организаций, органов военного управления
Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и
военизированных организаций при выполнении задач народного ополчения;
· определяет
потребности народного ополчения в оружии и боеприпасах к нему;
· готовит
проект указа Президента Республики Беларусь о формировании (расформировании)
народного ополчения.
Местные исполнительные и распорядительные
органы ,
местные советы обороны:
· отбирают
граждан, изъявивших желание стать добровольцами;
· определяют
структуру и численность отрядов народного ополчения, порядок выполнения задач
народного ополчения;
· отбирают
из числа добровольцев кандидатов в качестве командиров отрядов народного
ополчения и их заместителей, согласовывают их кандидатуры с руководителями
территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности;
· извещают
нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения;
· осуществляют
формирование и подготовку отрядов народного ополчения в границах
административно-территориальных (территориальных) единиц и общее руководство
ими в системе территориальной обороны;
· организуют
и обеспечивают выполнение задач народного ополчения, подготовку территории и
объектов;
· определяют
объекты инфраструктуры и коммуникации, подлежащие охране и обороне силами
отрядов народного ополчения, порядок их дооборудования и охраны;
· определяют
объемы материальных ресурсов для обеспечения деятельности народного ополчения;
· обеспечивают
потребности народного ополчения в материальных средствах и других ресурсах,
выделяют для нужд народного ополчения земельные участки (здания, постройки,
помещения);
· устанавливают
для отрядов народного ополчения отличительные знаки.
Территориальные органы внутренних дел :
· оказывают
содействие в пределах своих полномочий местным исполнительным и
распорядительным органам, местным советам обороны в формировании отрядов
народного ополчения;
· согласовывают
кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей;
· участвуют
в подготовке отрядов народного ополчения;
· определяют
задачи отрядам народного ополчения и координируют в пределах своих полномочий
деятельность этих отрядов при их участии в выполнении мероприятий по
обеспечению военного положения.
Органы государственной безопасности :
· согласовывают
кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей.
Местные органы военного управления :
· осуществляют
подготовку предложений местным исполнительным и распорядительным органам,
местным советам обороны для принятия решений в сфере деятельности народного
ополчения, в том числе по комплектованию отрядов народного ополчения из числа
военнообязанных;
· организуют
совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, местными
советами обороны отбор граждан, изъявивших желание стать добровольцами,
согласовывают их кандидатуры и ведут их учет;
· участвуют
в подготовке отрядов народного ополчения;
· осуществляют
контроль за ведением учета добровольцев.
Законом регламентируются права и
обязанности народных ополченцев. При выполнении задач народного ополчения доброволец имеет право :
· применять
физическую силу, применять и использовать оружие на условиях и в пределах, установленных
законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников)
военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
· производить
задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение,
для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное
преследование или вести административный процесс, в соответствии с их
компетенцией;
· требовать
от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных
для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий,
препятствующих выполнению им задач;
· оказывать содействие территориальным органам внутренних
дел (например, осуществлять досмотр транспортных средств; осуществлять
пропуск транспортных средств на охраняемые объекты или территории; осуществлять
проверки документов и др. ) .
Доброволец при выполнении
задач народного ополчения обязан :
· соблюдать
Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства,
не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения
действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
· выполнять
поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных
лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
· обеспечивать
защиту территории, объектов и населения от противоправных посягательств;
· участвовать
в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил
Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск
противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
· знать,
хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и
боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
· оказывать
первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или
несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии,
представляющем угрозу их жизни и здоровью;
· оказывать
содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
· участвовать
в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения
оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем
жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в
условиях военного времени;
· исполнять
иные обязанности.
В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им
обязанностей (в том числе при
нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника
или интернированного) предоставляются социальные гарантии ,
установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу
по мобилизации.
Финансовое
и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов ,
а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных
источников, не запрещенных законодательством.
4. Отличия
народного ополчения от войск территориальной обороны
В Республике Беларусь основной силовой
составляющей системы обороны являются Вооруженные Силы , предназначенные для обеспечения военной безопасности и
вооруженной защиты нашей страны. Их состав позволяет решать наиболее важные
задачи, требующие концентрации основных усилий государства по его защите.
Органы
внутренних дел и внутренние войска в военное время осуществляют борьбу с
преступностью, обеспечивают охрану общественного порядка и общественную
безопасность.
Для обеспечения устойчивого
функционирования государственных органов и организаций, объектов экономики,
инфраструктуры Республики Беларусь в условиях военного времени формируются территориальные войска , решающие второстепенные
задачи в основном в тыловых районах и там, где не ведутся активные военные
действия. Комплектование
территориальных войск осуществляется военнообязанными, предназначенными по
мобилизации.
Справочно:
Задачи территориальные войска выполняют, как правило, в
пределах административного района , а
размещаются они в специально выделенных для этих целей зданиях и помещениях
либо на объектах выполнения задач.
Главной
отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск
является добровольность участия граждан в обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.
Их количество, состав и задачи
определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных
органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей административно-территориальной
единицы.
Добровольцы отрядов народного ополчения размещаются
по месту жительства.
Основной задачей, выполняемой народным
ополчением, является оказание содействия
территориальным органам внутренних дел в обеспечении военного положения и
поддержания правопорядка в местах, где они были сформированы (сельсоветах, сельских населенных пунктах и районах
отдельных городов) .
Справочно:
Народное
ополчение будет составной частью территориальной обороны. Задачей территориальной обороны останется защита блокпостов, важных узлов инфраструктуры, а
народного ополчения – собственного дома, поселка, деревни и т.д.
В целом отряды народного ополчения создаются для решения второстепенных задач на местах :
для охраны общественного порядка и содействия участковым инспекторам милиции;
защиты собственности от мародерства и других противоправных посягательств;
обеспечения комендантского часа и ограничения движения транспортных средств;
ведения разведки, выявления коллаборантов, шпионов и диверсантов и др.
****
Мы – мирные люди, и для нас нет большей
радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на
протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках
отстаивать независимость Родины.
Наша страна никогда не была и не будет
агрессором, источником зла и насилия. Но мы никому не позволим покушаться на
стабильность и достаток в общем белорусском доме. Как
подчеркнул Президент Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко на церемонии чествования выпускников высших военных учебных
заведений 5 июля 2023 г., « В нашей стране защита Родины была и будет в
руках мужественных, сильных духом и отважных людей . В Беларуси… продолжают
совершенствовать систему национальной и в первую очередь военной безопасности
страны» . Относительно территориальных войск и народного ополчения
белорусский лидер заявил следующее: «Требование одно: защитите себя и свою
семью» .