Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
Главная / Новости района
13.06.2023

Когда авто в ремонте... Что нужно знать при ремонте автомобиля в автосервисе?

  Все мы, пользуясь в повседневной жизни различными вещами, иногда прибегаем к их ремонту или техническому обслуживанию, обращаясь за такой услугой в различные организации или к индивидуальным предпринимателям, занимающимся таким видом деятельности. В этой статье хотелось бы обозначить те правовые моменты, которые необходимо знать каждому из нас.    С точки зрения закона, каждый гражданин, обращаясь за получением той или иной услуги, является потребителем. В подавляющем большинстве случаев граждане не придают значения тому, что все наши действия, направленные на получение какой-либо услуги, влекут за собой правовые последствия как для потребителя, так и для исполнителя услуги. При этом такие отношения строго регламентированы законодательством и иными актами. Как свидетельствует судебная практика, большинство споров в суде возникает из-за того, что ни потребители, ни исполнители не знают своих прав и обязанностей. Вместе с тем постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 г. №1590 (с изменениями и дополнениями) утверждены Правила бытового обслуживания потребителей. Указанные Правила содержат как общие требования к оформлению документов, подтверждающих заказ и оплату бытовой услуги, так и некоторые особенности в отношении определенных видов услуг.    Так как у нас в стране огромное количество автовладельцев и практически каждому когда-либо приходилось обращаться за получением услуги по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля или иного механического транспортного средства, думаю, что гражданам будет интересно это знать.    Общим требованием при оказании бытовой услуги по ремонту и техническому обслуживанию механического транспортного средства (кроме таких видов работ, как шиномонтажные и шиноремонтные, уборочно-моечные, полировочные, смазочно-заправочные, регулировочные, диагностические и некоторые другие), выполняемым в присутствии потребителя, является то, что исполнителем в письменном виде должен оформляться документ, подтверждающий заказ, который должен содержать:   наименование документа; наименование (фирменное наименование) и место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель – его фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию;  фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, контактный телефон потребителя; наименование оказываемой бытовой услуги; марку, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), пробег (при наличии), номер кузова механического транспортного средства; порядок согласования перечня, стоимости и сроков дополнительных работ, необходимость выполнения которых может возникнуть в процессе оказания бытовой услуги; тариф на оказываемую бытовую услугу, предварительную стоимость заказа; дату оформления заказа и срок оказания бытовой услуги; наименование, описание, количество и стоимость материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги; стоимость материала исполнителя, используемого при оказании услуги, если такая стоимость не включена в тариф на оказание услуги;  гарантийный срок; подпись исполнителя и потребителя. Заказ составляется в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю, другой остается у исполнителя.    Если потребитель оставляет исполнителю механическое транспортное средство для оказания бытовой услуги, то есть если ремонт или техническое обслуживание будет производиться в отсутствие потребителя, исполнитель обязан одновременно с оформлением заказа составить приемо-сдаточный акт, в котором должны быть указаны сведения о комплектности, видимых наружных неисправностях (повреждениях) механического транспортного средства, переданных потребителем материалах с указанием их наименования, описания и цены, наличия топлива, рабочих и эксплуатационных жидкостей в механическом транспортном средстве, подписи исполнителя и потребителя.    Приемо-сдаточный акт также составляется в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, другой остается у исполнителя.    Для чего это необходимо? Для того чтобы стороны, если в последующем возникнет какой-либо спор (по качеству или неполному объему выполненной услуги, сроку оказания услуги и т. п.), могли бы защитить свои права, поскольку вышеуказанные документы будут являться в суде доказательствами не только самого факта заключения договора на оказание конкретной услуги, но и того, какие именно работы должны были выполняться, а приемо-сдаточный акт – доказательством получения исполнителем транспортного средства и его технического состояния на момент передачи.    Кроме того, в соответствии со ст. 36 Закона «О защите прав потребителей», в случае полной или частичной утраты (повреждения) исполнителем переданного ему материала (вещи) он обязан в трехдневный срок заменить утраченный материал (вещь) однородным материалом (вещью) аналогичного качества, а при невозможности – возместить потребителю двукратную цену утраченного материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.    Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно быть удовлетворено исполнителем, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно не было удовлетворено.    Эти правила действуют и при утрате или повреждении исполнителем механического транспортного средства, принадлежащего потребителю.    Так, в суде Лидского района рассмотрено гражданское дело по иску Лидского районного исполнительного комитета в интересах жителя Лидского района к индивидуальному предпринимателю о взыскании стоимости утраченного имущества. Между владельцем автомобиля и индивидуальным предпринимателем был заключен договор на ремонт автомобиля. В процессе выполнения работ произошел пожар и автомобиль сгорел. Ответчик добровольно возместил владельцу автомобиля его стоимость в однократном размере. Поскольку в данном случае исполнитель обязан был возместить потребителю двукратную стоимость сгоревшего автомобиля, требования Лидского районного исполнительного комитета в этой части были удовлетворены. В пользу владельца сгоревшего автомобиля взыскана такая же сумма, которая исполнителем была возмещена добровольно. Вячеслав МАЦУК, председатель суда Лидского района