Главная /
Новости района
16.01.2023
В Беларуси разработана дорожная карта по сопровождению одаренной молодежи. Показываем на лидском примере, как развивают способности школьников
Не дети, а золото! Лидчина
- край, богатый талантливыми детьми и подростками. Подтверждение тому -
ежегодные победы и достижения ребят в олимпиадах, исследовательской
деятельности, конкурсах, спортивных соревнованиях.
- Наш
район занимает одну из лидирующих позиций в области по участию в
республиканской олимпиаде по учебным предметам, - с гордостью отмечает
начальник управления образования Лидского райисполкома Ольга Тарасюк. - К
примеру, в 2022-м на третьем этапе республиканской олимпиады наши
ученики завоевали 92 призовых места. Это лучший результат за последние
годы. Традиционно мы сильны в географии, обществоведении, языках -
белорусском, русском и иностранном, в математике, химии, биологии. Хочу
отметить выступление наших ребят на международном уровне. Неоднократно
учащиеся гимназии №1 становились победителями олимпиады школьников
Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная
общность". С 2017 года СШ № 17 завоевала 4 серебряные и 2 бронзовые
медали на международных олимпиадах по физике.
Ольга Тарасюк
уверена: во многом внушительным успехам район обязан системе работы с
одаренными детьми. Особое внимание здесь уделяют раннему выявлению
способных ребят, заинтересованных в изучении конкретных школьных
дисциплин.
- Факультативы, объединения по интересам
соответствующего профиля, внеучебная работа стимулируют ребенка на более
глубокое изучение предмета, - поясняет Ольга Тарасюк. - Сначала мы
создаем соревновательную среду для школьников, организуя районную
олимпиаду для обучающихся на первой и второй ступенях общего среднего
образования. Участие в ней дает опыт, развивает уверенность в себе,
стрессоустойчивость. Летом для одаренных школьников организуем
оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием "Эрудит". Активный
отдых сочетаем с занятиями по учебным предметам, которые ведут педагоги,
подготовившие победителей олимпиад.
На базе гимназии № 1
работает районный ресурсный центр по подготовке к олимпиадам по учебным
предметам, в СШ № 8 - областной, по информационному сопровождению
обучения иностранному языку.
- Считаю важным стимулом для
участия в олимпиаде льготы при поступлении и возможность получить
поощрение специального фонда Президента Республики Беларусь по
социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, - отмечает Ольга
Тарасюк.
Таланты гимназии №1
В
гимназии №1 педагоги умеют зажечь в учениках огонек творчества и
познания, искренне радуются победам подопечных. Илья Кореник, обладатель
первого диплома прошлогодней республиканской олимпиады по математике,
уверяет: своим успехам во многом обязан учителю математики.
-
С Альфредом Антоновичем Ладыко занимаемся практически каждый день, в
том числе на каникулах, а перед олимпиадой даже в выходные. Знаю, что за
годы работы в гимназии Альфред Антонович подготовил немало победителей
заключительного этапа республиканской олимпиады. И я горжусь таким
наставником, - говорит юный вундеркинд.
Умения Альфреда
Ладыко в успешной подготовке учащихся оценены на самом высоком уровне - в
2009 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный учитель Республики
Беларусь".
Отличные результаты показывают и ученики
преподавателя английского языка Наталии Кепель. С 2018 года они
побеждают на областных и республиканских олимпиадах по этому предмету.
-
Одаренные дети - особые школьники. Их не так много, но они требуют к
себе большого внимания, - говорит Наталия Кепель. - Чаще всего такие
дети рано проявляют способности. К примеру, моя ученица Ксения
Саботковская в 9 классе участвовала в олимпиаде для десятиклассников, в
прошлом году стала победителем на республиканском уровне, в этом тоже
готовимся... Ксения прирожденный филолог: хорошо знает белорусский язык,
увлеклась изучением испанского. Она очень трудолюбивая, талантливая и
разносторонняя. Вообще, работа с молодыми дарованиями - трудоемкий и
непрерывный процесс. Я всегда для них в зоне досягаемости, на каникулах в
том числе. Работаем в режиме онлайн, в Zoom-конференциях, хотя для
подготовки к олимпиаде лучше встречаться лично. Победители олимпиад
находят потом свое призвание в самых разных областях: одна моя
воспитанница - студентка медуниверситета, другая изучает таможенное
дело, третья выиграла правительственный грант и бесплатно, по
взаимообмену, учится в Китае.
Полшколы - на олимпиаду
Сергей
Фонасов руководит СШ №1 г. Лиды с 2002 года. Благодаря ему здесь и
появилась система работы с одаренными учащимися. Средний балл аттестата у
выпускников - 7,9. На районных олимпиадах старшеклассники в этом году
завоевали 51 призовое место, на областной - 9, на республиканской - 4.
Два выпускника прошлого года, победители олимпиады, автоматически стали
студентами БГУ и БГУИРа. В школе 10-11 классы - профильные, там не
только дают основательные знания по определенным дисциплинам, но и
помогают определиться с выбором будущей профессии.
- Работа
с одаренными учащимися - важное направление. Мы хотим, чтобы каждый
ученик мог развивать свои способности максимально, - рассказывает Сергей
Фонасов. - У нас работает много олимпиадных школ, куда может записаться
учащийся уже с третьего класса. Конечно же, мы гордимся победами
воспитанников, но еще более важна атмосфера поиска и знаний, которая
царит в олимпиадной школе. Например, старшеклассники помогают решать
задачи и уравнения семиклассникам, поддерживая принцип преемственности
поколений, передавая знания, ценности, традиции младшим. Учитывая то,
что в олимпиадных школах по каждому предмету обучается 10-12 человек,
можно сказать, что в это движение вовлечена почти половина школы.
Сергей
Фонасов не только директор, но и учитель информатики, который активно
работает с молодыми талантами. Его ученик Герман Ромашевский -
победитель прошлогодней республиканской олимпиады по информатике, а
теперь - студент БГУИРа.
- Чтобы ученик был успешен в любом
предмете, нужно формировать развитие его рефлексивных умений. Взрослые
могут сами определять цели своего обучения, ставить новые задачи в
учебе, а ребенок на это чаще всего не способен. Ему необходим совет
родителей или учителя, чтобы развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности, - считает педагог. - В олимпиадной школе
ученик много работает и накапливает опыт, который помогает со временем
начать соотносить свои действия с планируемыми результатами. Навыки,
полученные им в результате глубокого погружения в один предмет,
переносит потом на всю учебу. Второе направление работы с талантами -
научное общество. В исследовательской работе по химии, истории,
краеведению, физике, биологии, математике и другим направлениям в школе
занято 30-40 человек. Свои первые научные труды учащиеся защищают на
конференциях.
Школа может похвастаться победами на
районных, областных и республиканских конференциях. К примеру, пару
месяцев назад на области район взял восемь дипломов, и четверо
дипломантов ушли в альма-матер Сергея Фонасова. И это отличный
результат!
7 дней