Положение о разработке программ энергосбережения
|
Постановление Республики
Беларусь 14.10.2015
№ 855 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных
программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц
1.
Настоящим Положением определяется порядок разработки и утверждения
республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ
энергосбережения юридических лиц (далее, если не определено иное, – программы
энергосбережения).
2.
Программы энергосбережения – документы, содержащие комплекс организационных,
технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам,
исполнителям, срокам реализации и направленных на решение задач
энергосбережения, с определением приоритетных направлений реализации
государственной политики в этой сфере, а также путей максимального,
экономически целесообразного использования имеющихся резервов экономии
топливно-энергетических ресурсов в республике, отрасли, регионе, у юридического
лица.
3.
Основными задачами разработки и реализации программ энергосбережения являются:
проведение эффективной целенаправленной государственной политики в
сфере энергосбережения, координация деятельности республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных
Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по
повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в целях
сдерживания роста их валового потребления, замещения импортируемых
топливно-энергетических ресурсов местными и создания необходимых условий для
повышения уровня энергетической безопасности республики;
решение наиболее значимых организационных, технических,
экономических проблем общегосударственного, межотраслевого или отраслевого
характера по приоритетным направлениям энергосбережения;
концентрация ресурсов научно-технического и производственного
комплексов на указанных направлениях;
получение максимально возможной экономии импортируемых
топливно-энергетических ресурсов и увеличение использования местных
топливно-энергетических ресурсов по отношению к уровню их потребления за
период, предшествующий началу реализации соответствующих программ.
4. В
программы энергосбережения включаются энергосберегающие мероприятия, к которым
относятся:
мероприятия, обеспечивающие внедрение на действующих объектах
новых технологий, оборудования, устройств, систем автоматизации, регулирования,
контроля расхода и потребления энергоресурсов, новых схемных решений, проектные
и научно-исследовательские работы по этим направлениям, тепловая модернизация
зданий и теплофизический контроль эффективности ограждающих конструкций зданий
и сооружений, предварительной изоляции трубопроводов, в результате реализации
которых достигается экономия топливно-энергетических ресурсов на единицу
продукции (работ, услуг) или снижение предельных уровней потребления
энергоресурсов;
реконструкция, модернизация, новое строительство энергетических
мощностей, объектов и коммуникаций с использованием местных топливно-энергетических
ресурсов, возобновляемых и вторичных энергоресурсов, избыточного
энергопотенциала (избыточное давление пара, природного газа), предварительной
изоляции трубопроводов, в результате эксплуатации которых достигаются экономия
топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции (работ, услуг), замещение
импортируемых топливно-энергетических ресурсов или снижение предельных уровней
их потребления;
мероприятия, стимулирующие энергосбережение (информационное
обеспечение, разработка нормативно-технической документации, обучение и
переподготовка специалистов для сферы энергосбережения, энергетическое
обследование (энергоаудит) юридических лиц).
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
5.
Республиканская программа энергосбережения разрабатывается Департаментом по
энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации (далее –
Департамент по энергоэффективности), являющимся ее заказчиком-координатором, на
5 лет и в установленном порядке представляется на рассмотрение и утверждение в
Совет Министров Республики Беларусь до 25 мая года, предшествующего году начала
реализации программы. В республиканской программе определяются приоритетные
направления энергосбережения.
6.
Республиканская программа энергосбережения должна содержать:
цели и задачи программы, возможные способы их реализации;
технико-экономическое обоснование;
информацию о ее научном обеспечении (при необходимости);
мероприятия, обеспечивающие достижение целей и решение
поставленных задач;
перечень крупных проектов в рамках реализации ее мероприятий;
ресурсное обеспечение реализации мероприятий с указанием
источников финансирования;
оценку эффективности и возможных результатов ее выполнения,
выраженных в конкретных экономических показателях;
ожидаемые результаты от реализации программы.
7.
Внесение изменений и дополнений в республиканскую программу энергосбережения
осуществляется по предложению заказчика – координатора программы на основании
решения Совета Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ
ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
8.
Во исполнение республиканской программы энергосбережения республиканскими
органами государственного управления, иными государственными организациями,
подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, в пределах своей компетенции
ежегодно разрабатываются и утверждаются по согласованию с Департаментом по
энергоэффективности краткосрочные отраслевые программы энергосбережения на один
год. Данные государственные органы и организации являются заказчиками этих
программ.
9.
Отраслевые программы разрабатываются на основании аналогичных программ по
энергосбережению (заявок) подчиненных (входящих в состав) организаций, которым
доводятся показатели в сфере энергосбережения, а также с учетом мероприятий в
сфере энергосбережения, запланированных к реализации государственными
программами.
10.
Методическое руководство разработкой отраслевых программ энергосбережения
осуществляет Департамент по энергоэффективности.
Разработке отраслевых программ энергосбережения должны
предшествовать:
формирование предложений подчиненными организациями, в том числе
на основании результатов проведенных энергетических обследований (энергоаудита)
и обоснования инвестиций;
отбор этих предложений для включения в программы.
11.
Рассмотрение и согласование отраслевых программ энергосбережения осуществляется
Департаментом по энергоэффективности в течение 15 дней с даты их представления,
а в случае несогласования программы в указанный срок представляется письменный
ответ с мотивацией отказа. Согласованные отраслевые программы энергосбережения
в пятидневный срок утверждаются руководителями (заместителями руководителей)
республиканских органов государственного управления и иных государственных
организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.
12.
Отраслевые программы энергосбережения разрабатываются на долгосрочный и
краткосрочный периоды.
13.
Долгосрочные отраслевые программы энергосбережения разрабатываются
республиканскими органами государственного управления, иными государственными
организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь (если
суммарное годовое потребление топливно-энергетических ресурсов юридическими
лицами, подчиненными (входящими в состав) этим органам и организациям,
составляет 1,5 млн. тонн условного топлива и более), на 5 лет и до 1 мая года,
предшествующего началу
их реализации, представляются на согласование в Департамент по
энергоэффективности.
14.
Долгосрочные отраслевые программы энергосбережения должны содержать:
цель и задачи;
механизм реализации и контроля за ходом их выполнения;
анализ потребления топливно-энергетических ресурсов за предыдущую
пятилетку;
анализ состояния и перспективы развития отрасли;
потенциал энергосбережения по основным направлениям и прогноз
потребления топливно-энергетических ресурсов на соответствующую перспективу;
ожидаемые результаты от реализации программ.
15.
Краткосрочные отраслевые программы энергосбережения разрабатываются на 1 год и
до 20 апреля года, предшествующего году начала их реализации, представляются на
согласование в Департамент по энергоэффективности.
16.
Краткосрочные отраслевые программы энергосбережения должны содержать:
показатели в сфере энергосбережения;
основные направления энергосбережения;
мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с
указанием ожидаемых результатов и их экономической эффективности, в том числе
условной годовой экономии и экономии, полученной после внедрения до конца года,
окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования.
17.
По одному из мероприятий каждого приоритетного направления краткосрочной отраслевой
программы энергосбережения должно быть разработано и приложено
технико-экономическое обоснование, выполненное в соответствии с методическими
рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований для
энергосберегающих мероприятий, техническими нормативными правовыми актами и
другими документами, подтверждающими эффективность планируемых к внедрению
мероприятий.
18.
В установленные сроки для подготовки проекта закона Республики Беларусь о
республиканском бюджете на очередной финансовый год в Министерство финансов
представляются прогнозные расчеты потребности в средствах республиканского
бюджета для финансирования мероприятий краткосрочных отраслевых программ
энергосбережения.
19.
В недельный срок после утверждения краткосрочных отраслевых программ
энергосбережения их копии или перечни согласованных мероприятий по реализации
основных направлений энергосбережения представляются заказчиками программ в
соответствующие облисполкомы, Минский горисполком.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
20.
Региональные программы энергосбережения (областные и г. Минска) разрабатываются
облисполкомами и Минским горисполкомом на один год во исполнение
республиканской программы энергосбережения и на основании краткосрочных
(ежегодных) отраслевых программ энергосбережения, заявок и программ структурных
подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, программ энергосбережения
юридических лиц, находящихся на территории соответствующего региона, с
включением мероприятий, запланированных к реализации государственными
программами в сфере энергосбережения, и согласовываются с Департаментом по
энергоэффективности. Облисполкомы и Минский горисполком одновременно являются
заказчиками региональных программ энергосбережения и распорядителями бюджетных
средств.
21.
Методическое сопровождение разработки региональных программ энергосбережения
обеспечивают областные и Минское городское управления по надзору за
рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по
энергоэффективности.
22.
Региональные программы энергосбережения должны содержать:
показатели в сфере энергосбережения;
основные направления энергосбережения;
мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с
указанием ожидаемых результатов и их экономической эффективности, в том числе
условной годовой экономии и экономии, полученной после внедрения до конца года,
окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования.
23.
По одному из мероприятий каждого приоритетного направления региональной
программы энергосбережения должно быть разработано и приложено
технико-экономическое обоснование, выполненное в соответствии с методическими
рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих
мероприятий, других документов, подтверждающих эффективность планируемых к
внедрению мероприятий.
24.
Региональные программы энергосбережения до 20 мая года, предшествующего году
начала их реализации, направляются на согласование в Департамент по
энергоэффективности, где рассматриваются и согласовываются в течение 15
календарных дней.
25.
Согласованные региональные программы энергосбережения в десятидневный срок
утверждаются облисполкомами и Минским горисполкомом.
26.
В случае несогласования региональной программы энергосбережения Департамент по
энергоэффективности в указанный в пункте 24настоящего Положения срок представляет письменный ответ с мотивацией отказа.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
27.
Государственные организации с годовым потреблением топливно-энергетических
ресурсов 100 тонн условного топлива и более, иные юридические лица с годовым
потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тыс. тонн условного топлива и
более ежегодно разрабатывают краткосрочные программы энергосбережения.
28.
Краткосрочные программы энергосбережения юридических лиц должны содержать:
показатели в сфере энергосбережения;
основные направления энергосбережения;
мероприятия по реализации основных направлений энергосбережения с
указанием ожидаемых результатов и их экономической эффективности, в том числе
условной годовой экономии и экономии, полученной после внедрения до конца года,
окупаемости, планируемых затрат и источников финансирования.
29.
По одному из мероприятий каждого приоритетного направления краткосрочной
программы энергосбережения юридического лица должно быть разработано и
приложено технико-экономическое обоснование, выполненное в соответствии с
методическими рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований
для энергосберегающих мероприятий, техническими нормативными правовыми актами и
другими документами, подтверждающими эффективность планируемых к внедрению
мероприятий.
30.
Краткосрочные программы энергосбережения юридических лиц до 1 апреля года,
предшествующего году начала их реализации, представляются на согласование:
при потреблении ими топливно-энергетических ресурсов от 1,5 до 25
тыс. тонн условного топлива в год – в областные и Минское городское управления
по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
при потреблении ими топливно-энергетических ресурсов свыше 25 тыс.
тонн условного топлива в год – в Департамент по энергоэффективности.
Предварительно программы согласовываются с областными и Минским городским
управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических
ресурсов и с облисполкомами и Минским горисполкомом, за исключением
организаций, входящих в состав государственного производственного объединения
электроэнергетики «Белэнерго».
31.
Республиканскими органами государственного управления и иными государственными
организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, после
согласования в пятидневный срок утверждаются краткосрочные программы
энергосбережения подчиненных (входящих в их состав) юридических лиц.
Краткосрочные программы энергосбережения юридических лиц без ведомственной
подчиненности до 1 апреля года, предшествующего году начала их реализации,
утверждаются руководителями (заместителями руководителей) этих юридических лиц.
32.
Краткосрочные программы энергосбережения управлений жилищно-коммунального
хозяйства облисполкомов и Минского горисполкома, комитетов по сельскому
хозяйству и продовольствию облисполкомов до 1 апреля года, предшествующего году
начала их реализации, согласовываются Департаментом по энергоэффективности
после предварительного согласования с областными и Минским городским
управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических
ресурсов.
ГЛАВА 6
УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ
33.
Разногласия, возникающие в ходе согласования заказчиками отраслевых и
региональных программ энергосбережения с Департаментом по энергоэффективности,
урегулируются в рабочем порядке путем проведения согласительных совещаний с
принятием взаимоприемлемых решений.
34.
В случае неурегулирования разногласий до 1 октября года, предшествующего году
начала реализации программ энергосбережения, заказчик имеет право инициировать
обсуждение спорных вопросов у Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь,
курирующего вопросы энергосбережения.
ГЛАВА 7
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
35.
Источниками финансирования мероприятий программ энергосбережения могут быть
средства республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе
предусматриваемые на финансирование программ энергосбережения), собственные
средства исполнителей программ, кредиты банков, другие источники, не
запрещенные законодательством.
36.
Департаментом по энергоэффективности ежегодно разрабатывается и утверждается по
согласованию с Министерством экономики перечень финансируемых из средств
республиканского бюджета основных мероприятий в сфере энергосбережения,
направленных на осуществление соответствующей деятельности в рамках
международного сотрудничества и привлечения инвестиций, совершенствование
информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения, а также на
реализацию наиболее актуальных социально ориентированных проектов.
37.
В установленные сроки для подготовки проекта закона Республики Беларусь о
республиканском бюджете на очередной финансовый год в финансовые управления
облисполкомов, Минского горисполкома представляются прогнозные расчеты
потребности в средствах местных бюджетов для финансирования мероприятий
региональных программ энергосбережения. Для организации финансирования
мероприятий копии утвержденных региональных программ энергосбережения в начале
года их реализации направляются в Министерство финансов.
38.
В случае изменения размера предусмотренных на цели энергосбережения бюджетных
ассигнований после утверждения республиканского и местных бюджетов на очередной
финансовый год, изменения установленных показателей в сфере энергосбережения, а
также при возникновении по объективным причинам необходимости замены
(исключения) мероприятий отраслевые и региональные программы энергосбережения и
программы энергосбережения юридических лиц подлежат корректировке.
ГЛАВА 8
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ
39.
Изменения и дополнения, вносимые в программы энергосбережения, согласовываются
с Департаментом по энергоэффективности и утверждаются в соответствии с
порядком, предусмотренным в пунктах 11, 20, 24, 25, 30–32настоящего Положения.
Не допускается внесение изменений и дополнений в программы
энергосбережения после окончания срока их реализации, за исключением
корректировки сумм денежных средств, предусмотренных для реализации мероприятий
программы.
40.
Контроль за ходом реализации утвержденных отраслевых и региональных программ
энергосбережения осуществляют заказчики соответствующих программ (при этом по
региональным программам энергосбережения – совместно с соответствующими
управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических
ресурсов) и в пределах своей компетенции Департамент по энергоэффективности.
41.
Результаты реализации отраслевых и региональных программ энергосбережения рассматриваются
в Департаменте по энергоэффективности ежеквартально в сроки, установленные
соответствующими графиками.
42.
Ответственность за нецелевое использование средств, выделенных на выполнение
программ энергосбережения, несут заказчики и исполнители этих программ в
соответствии с законодательством.