Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
Главная / Новости республики
26.01.2023

Участники семинара Совета Республики, посвященного историческому пути госстроительства, приняли резолюцию

  Резолюция выездного семинара на тему «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)» Участники выездного семинара, организованного Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Национальным центром законодательства и правовых исследований, с участием руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, министерств информации, культуры, образования, спорта и туризма, учреждений образования, общественных объединений и средств массовой информации, представителей Генеральной прокуратуры, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Белорусской православной церкви, обсудив историю, особенности, перспективы и направления государственного строительства в Республике Беларусь, отметили следующее.   Республика Беларусь — суверенное независимое государство, которое прошло многовековой исторический путь общественно-политического становления и социально-экономического развития. История становления и развития белорусской государственности связана с Полоцким и Туровским княжествами, Древней Русью, Великим Княжеством Литовским, в том числе в составе Речи Посполитой, Российской империей, СССР. Важными элементами истории Беларуси, иллюстрирующими прошлое и позволяющими на практике осознать, насколько самобытна и богата материальная и духовная культура наших предков, являются исторические артефакты. Избрав свою уникальную модель государственности, основанную на присущей белорусам государственно-правовой идентичности, наша страна делает ставку на сильную и самодостаточную государственную власть, в основе которой — законность и народовластие, миролюбие и созидание, единство и сплоченность общества, социальная справедливость и традиционные духовно-нравственные ценности. Беларусь всегда находилась в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков. Проводимая в настоящее время в странах Запада политика фальсификации истории, игнорирования общего прошлого народов, искажения правды о беспримерной битве человечества с фашизмом стала одной из главных причин стремительного роста напряженности, деградации системы международной безопасности, отказа некоторых стран от своих прямых обязательств по международным договорам и соглашениям, дискредитации международных площадок ООН и ОБСЕ. Вместе с тем в условиях современной нестабильной и агрессивной геополитической архитектуры мира Республика Беларусь по-прежнему остается оазисом мира, созидания и спокойствия. Несмотря на сложную мировую обстановку, наша страна открыта к уважительному и равноправному диалогу со всеми государствами и международными организациями.   По итогам проведения выездного семинара и обсуждения широкого круга вопросов участники: констатируют, что:   первыми историческими формами белорусской государственности являлись Полоцкое и Туровское княжества; Крещение Руси в 988 г. ознаменовало культурный и мировоззренческий выбор наших предков, основание Полоцкой епархии в 992 г. стало важной вехой этого процесса; гуманистические взгляды Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского способствовали формированию белорусского этноса и во многом определили цивилизационный выбор белорусского народа; система управления Полоцкой землей и традиции народовластия Полоцкого вече оказали существенное влияние на социально-политическое устройство Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского как одной из исторических форм белорусской государственности, возникшего на основе земель современных Беларуси и Литвы; в период Великого Княжества Литовского созданы передовые для того времени системы государственного управления и права; официальным языком являлся старобелорусский, на котором составлены кодифицированные источники права — Судебник 1468 г., Статуты 1529, 1566 и 1588 гг.; именно в Великом Княжестве Литовском в результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов на протяжении XIV — XVI вв. сформировалась белорусская народность; тяжелым испытанием для белорусов был период нахождения в составе Речи Посполитой — федеративного государства Польского Королевства и Великого Княжества Литовского, созданного в соответствии с Люблинской унией 1569 г. (войны, социальные и конфессиональные конфликты, культурная и государственная ассимиляция, полонизация шляхты и мещан привели к упадку культуры белорусов, существенно замедлили национальное развитие белорусского народа и его государственности); в результате разделов Речи Посполитой между Австрийской империей, Прусским Королевством и Российской империей в 1772, 1793 и 1795 гг. земли современной Беларуси постепенно были включены в состав Российской империи, что обеспечило Беларуси территориальную целостность, экономическую модернизацию и длительное мирное развитие, остановило полонизацию, содействовало развитию национально-духовных традиций, формированию белорусской нации, распространению грамотности; белорусы рассматривались как часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы) титульного народа Российской империи; революционные события 1917 г. обеспечили относительно благоприятную конкретно-историческую ситуацию для создания в январе 1919 г. первого белорусского государства — Социалистической Советской Республики Белоруссии; попытка провозглашения в 1918 г. в условиях немецкой оккупации Белорусской народной республики стало тупиковым направлением развития отечественной государственности и не встретило поддержки народа; создание в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик стало судьбоносным этапом национально-государственного строительства; в 1924 и 1926 гг. в состав Белорусской ССР были включены районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, что обеспечило благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития белорусского народа; воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР осенью 1939 г. стало актом восстановления исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 г. по условиям Рижского мирного договора; Победа в Великой Отечественной войне над нацистской Германией и ее сателлитами была достигнута благодаря чрезвычайной стойкости, героизму, мужеству и самоотверженности советских людей, именно на советско-германском фронте враг понес 73 % совокупных потерь; советское партизанское и подпольное движение носило в Беларуси всенародный характер и вписало героическую страницу в отечественную историю, стало одним из решающих факторов разгрома гитлеризма; несмотря на чудовищную политику геноцида, проводившуюся нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, белорусский народ при поддержке других союзных республик самоотверженно отстаивал независимость Отечества, сохранял национальные традиции и духовные ценности; в 1945 г. Белорусская ССР (в знак признания международным сообществом самоотверженной борьбы белорусского народа и значимости его вклада в победу над германским нацизмом) стала одним из учредителей Организации Объединенных Наций, что объективно способствовало укреплению белорусской государственности; главным результатом советского периода стало то, что белорусская государственность приобрела геополитический вес, реальный социально-экономический базис, который обеспечил дальнейший прогресс страны; в 1991 г. по индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимала 40-е место среди 174 стран мира и относилась к группе стран с высоким уровнем развития; распад СССР стал крупной геополитической катастрофой, осуществленной вопреки воле белорусского народа, выраженной на референдуме 17 марта 1991 г.; в 1990 г. Верховным Советом Белорусской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. — Конституция Республики Беларусь, главным достижением которой стало введение поста президента и правовое закрепление суверенитета нашей страны; с 1991 г. Республика Беларусь является государством — участником Содружества Независимых Государств, с 1999 г. — Союзного государства, с 2015 г. — государством — членом Евразийского экономического союза; результаты республиканских референдумов от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г. по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь продемонстрировали, что белорусы стали политически зрелой нацией и избрали эволюционный путь развития через сохранение общественного согласия, национальных правовых и культурных традиций; в 2021 г. день 17 сентября (начало освободительного похода Красной Армии в Западную Беларусь в 1939 г.) закреплен в качестве ежегодно отмечаемого государственного праздника — Дня народного единства; в настоящее время Республика Беларусь устойчиво и динамично развивается — приумножается национальное достояние, на новый инновационный уровень выходят экономика, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера и наука; обновленная 27 февраля 2022 г. Конституция Республики Беларусь усилила институты государственной власти и народовластия, в том числе посредством закрепления в Основном Законе Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, подтвердив уникальность выбранного белорусами самостоятельного пути развития;   подчеркивают, что:   национальная консолидация белорусов была объективным и закономерным результатом социальных и геополитических процессов на протяжении многовековой истории нашей страны; в становлении белорусской нации большую роль сыграли традиции веротерпимости и дружелюбия к представителям различных национальностей и конфессий, традиционно проживающих на территории Беларуси; белорусский язык оказывает важное влияние на развитие национального самосознания и культуры белорусов; Республика Беларусь сохраняет позитивное отношение ко всем периодам своей истории, отрицает любые формы этнического и культурного национализма; в рамках государственно-правового строительства в Республике Беларусь сформирован принцип приоритета государственных и общественных интересов, реализация которого способствует построению социально справедливого общества и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан; духовно-идеологическими доминантами отечественной правовой системы являются приверженность национальным традициям, формирование социально ответственного поведения, обеспечение гражданского согласия, сохранение исторической памяти; особенностью современной белорусской модели государственного управления является сохранение ее национальной самобытности и государственно-правовой идентичности, а также форм управления и самоуправления, отвечающих мировоззрению и менталитету белорусского народа;   отмечают:   безусловную оправданность объявления Главой государства 2022 г. Годом исторической памяти в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа, 2023 г. — Годом мира и созидания в целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства; насыщенность 2023 г. важными памятными датами — 1160-летие создания просветителями Кириллом и Мефодием Славянской азбуки, 800-летие первого упоминания г. Несвижа, 700-летие основания г. Лиды, 500-летие издания поэмы Николая Гусовского «Песня про зубра», 460-летие издания Брестской Библии, 435-летие Третьего Статута Великого Княжества Литовского, 120-летие выхода первого тома труда Евфимия Карского «Белорусы», 110-летие первой постановки пьесы Я.Купалы «Паўлінка», 100-летие опубликования поэмы Я.Коласа «Новая зямля», 80-летие трагедии Хатыни, 80-летие начала освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 80-летие основания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны; системность работы по сохранению и изучению историко-культурного наследия белорусского народа, а равно последовательность в оценке роли и значимости такого наследия в развитии белорусской нации и мировой культуры;   указывают на необходимость:   отстаивания правды о событиях и личностях белорусской истории, укрепления исторической памяти белорусского народа как условия сохранения культурной идентичности и эффективного фактора в противодействии любым проявлениям неонацизма, национализма и нагнетанию конфронтации в обществе; сохранения исторической правды о героическом подвиге белорусского народа, противодействия попыткам фальсифицировать ход, события и итоги Великой Отечественной войны, скрыть факты геноцида белорусского народа, реабилитировать нацистских преступников и их пособников, а также националистические формирования; противодействия непрекращающимся попыткам использовать широкий спектр политических технологий протеста; тенденциозной и ангажированной критике избранного суверенного пути развития, конституционного строя, государственных символов Республики Беларусь, а также фальсификации истории нашей страны, искусственному созданию исторических фактов, направленных на утверждение узконационалистического характера ментальности белорусов и их нетерпимости по отношению к своим братьям-славянам; гражданско-патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи как граждан, обладающих глубоким чувством национальной гордости, гражданственности, любви и принадлежности к Отечеству и своему народу;   подчеркивают значимость:   дальнейшего развития государственной идеологии и правового воспитания в целях формирования у населения четкого представления о концепции национальной государственности; фундаментальных, неотъемлемых правовых и идеологических принципов, на которых базируется тысячелетняя история белорусской государственности (утверждение в белорусском обществе социального равенства и социальной справедливости; движение общества к сильному правовому государству; формирование прямого народовластия и самоуправляющихся структур гражданского общества; поступательное развитие науки и образования как основ прогресса общества и государства; политическая преемственность, ненасильственность и поступательность в социальном развитии); создания в обществе атмосферы социальной и моральной нетерпимости по отношению к фальсификаторам истории, лицам, принижающим победы и достижения Беларуси и стремящимся их опорочить, а также к лицам, распространяющим националистическую идеологию превосходства белорусской нации по отношению к иным народам; духовной и воспитательной работы священнослужителей Беларуси для воспитания патриотизма, сохранения преемственности исконных традиций, укрепления национального единства и межконфессионального согласия на белорусской земле; формирования в обществе правовой и исторической культуры, уважительного отношения к историческому прошлому, навыков адекватной оценки общественно-политических событий в государстве и мире;   отмечают востребованность:   активной информационной политики средств массовой информации в целях противодействия антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образов жизни, основанных на культе насилия, нетрадиционных семейных ценностях, искажении и фальсификации истории, а также в целях отражения внешней информационной агрессии и нарастающего информационного давления; особого внимания государственных организаций и иных субъектов, обязанных осуществлять патриотическое воспитание белорусской молодежи в целях противодействия деструктивному влиянию на их сознание социальных сетей, иных цифровых платформ, деятельность которых направлена против конституционного строя, системы белорусских традиционных духовно-нравственных ценностей; усиления патриотической направленности средствами массовой информации при освещении событий общественно-политической жизни Республики Беларусь; выработки общих, универсальных подходов к реагированию на опасные для Республики Беларусь и деструктивные для белорусского общества вызовы и провокации внутреннего и внешнего характера;   рассматривают:   историю и археологическое наследие белорусского народа как неисчерпаемые источники для гражданско-патриотического воспитания, а равно как фундамент для сохранения исторического прошлого и национальной идентичности; в качестве стратегических национальных интересов достижение общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь и консолидацию общества на основе национальных духовно-нравственных ценностей и базовых принципов идеологии белорусского государства.