26.01.2023
Участники семинара Совета Республики, посвященного историческому пути госстроительства, приняли резолюцию
Резолюция
выездного семинара на тему «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)»
Участники выездного семинара, организованного Советом Республики
Национального собрания Республики Беларусь совместно с Национальной
академией наук Беларуси, Академией управления при Президенте Республики
Беларусь, Национальным центром законодательства и правовых исследований,
с участием руководства Совета Министров Республики Беларусь,
Администрации Президента Республики Беларусь, министерств информации,
культуры, образования, спорта и туризма, учреждений образования,
общественных объединений и средств массовой информации, представителей
Генеральной прокуратуры, Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь, Белорусской православной церкви, обсудив историю,
особенности, перспективы и направления государственного строительства в
Республике Беларусь, отметили следующее.
Республика Беларусь — суверенное независимое государство, которое
прошло многовековой исторический путь общественно-политического
становления и социально-экономического развития.
История становления и развития белорусской государственности связана с
Полоцким и Туровским княжествами, Древней Русью, Великим Княжеством
Литовским, в том числе в составе Речи Посполитой, Российской империей,
СССР. Важными элементами истории Беларуси, иллюстрирующими прошлое и
позволяющими на практике осознать, насколько самобытна и богата
материальная и духовная культура наших предков, являются исторические
артефакты.
Избрав свою уникальную модель государственности, основанную на
присущей белорусам государственно-правовой идентичности, наша страна
делает ставку на сильную и самодостаточную государственную власть, в
основе которой — законность и народовластие, миролюбие и созидание,
единство и сплоченность общества, социальная справедливость и
традиционные духовно-нравственные ценности.
Беларусь всегда находилась в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.
Проводимая в настоящее время в странах Запада политика фальсификации
истории, игнорирования общего прошлого народов, искажения правды о
беспримерной битве человечества с фашизмом стала одной из главных причин
стремительного роста напряженности, деградации системы международной
безопасности, отказа некоторых стран от своих прямых обязательств по
международным договорам и соглашениям, дискредитации международных
площадок ООН и ОБСЕ.
Вместе с тем в условиях современной нестабильной и агрессивной
геополитической архитектуры мира Республика Беларусь по-прежнему
остается оазисом мира, созидания и спокойствия.
Несмотря на сложную мировую обстановку, наша страна открыта к
уважительному и равноправному диалогу со всеми государствами и
международными организациями.
По итогам проведения выездного семинара и обсуждения широкого круга вопросов участники:
констатируют, что:
первыми историческими формами белорусской государственности являлись Полоцкое и Туровское княжества;
Крещение Руси в 988 г. ознаменовало культурный и мировоззренческий
выбор наших предков, основание Полоцкой епархии в 992 г. стало важной
вехой этого процесса;
гуманистические взгляды Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского
способствовали формированию белорусского этноса и во многом определили
цивилизационный выбор белорусского народа;
система управления Полоцкой землей и традиции народовластия Полоцкого
вече оказали существенное влияние на социально-политическое устройство
Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского как одной из
исторических форм белорусской государственности, возникшего на основе
земель современных Беларуси и Литвы;
в период Великого Княжества Литовского созданы передовые для того
времени системы государственного управления и права; официальным языком
являлся старобелорусский, на котором составлены кодифицированные
источники права — Судебник 1468 г., Статуты 1529, 1566 и 1588 гг.;
именно в Великом Княжестве Литовском в результате сложных
социально-экономических, политических и этнических процессов на
протяжении XIV — XVI вв. сформировалась белорусская народность;
тяжелым испытанием для белорусов был период нахождения в составе Речи
Посполитой — федеративного государства Польского Королевства и Великого
Княжества Литовского, созданного в соответствии с Люблинской унией 1569
г. (войны, социальные и конфессиональные конфликты, культурная и
государственная ассимиляция, полонизация шляхты и мещан привели к упадку
культуры белорусов, существенно замедлили национальное развитие
белорусского народа и его государственности);
в результате разделов Речи Посполитой между Австрийской империей,
Прусским Королевством и Российской империей в 1772, 1793 и 1795 гг.
земли современной Беларуси постепенно были включены в состав Российской
империи, что обеспечило Беларуси территориальную целостность,
экономическую модернизацию и длительное мирное развитие, остановило
полонизацию, содействовало развитию национально-духовных традиций,
формированию белорусской нации, распространению грамотности; белорусы
рассматривались как часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы)
титульного народа Российской империи;
революционные события 1917 г. обеспечили относительно благоприятную
конкретно-историческую ситуацию для создания в январе 1919 г. первого
белорусского государства — Социалистической Советской Республики
Белоруссии;
попытка провозглашения в 1918 г. в условиях немецкой оккупации
Белорусской народной республики стало тупиковым направлением развития
отечественной государственности и не встретило поддержки народа;
создание в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик
стало судьбоносным этапом национально-государственного строительства; в
1924 и 1926 гг. в состав Белорусской ССР были включены районы
Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, что обеспечило
благоприятные условия для экономического, социального и культурного
развития белорусского народа;
воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР осенью 1939 г.
стало актом восстановления исторической справедливости в отношении
белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 г. по условиям
Рижского мирного договора;
Победа в Великой Отечественной войне над нацистской Германией и ее
сателлитами была достигнута благодаря чрезвычайной стойкости, героизму,
мужеству и самоотверженности советских людей, именно на
советско-германском фронте враг понес 73 % совокупных потерь;
советское партизанское и подпольное движение носило в Беларуси
всенародный характер и вписало героическую страницу в отечественную
историю, стало одним из решающих факторов разгрома гитлеризма;
несмотря на чудовищную политику геноцида, проводившуюся нацистскими
оккупантами в годы Великой Отечественной войны, белорусский народ при
поддержке других союзных республик самоотверженно отстаивал
независимость Отечества, сохранял национальные традиции и духовные
ценности;
в 1945 г. Белорусская ССР (в знак признания международным сообществом
самоотверженной борьбы белорусского народа и значимости его вклада в
победу над германским нацизмом) стала одним из учредителей Организации
Объединенных Наций, что объективно способствовало укреплению белорусской
государственности;
главным результатом советского периода стало то, что белорусская
государственность приобрела геополитический вес, реальный
социально-экономический базис, который обеспечил дальнейший прогресс
страны;
в 1991 г. по индексу развития человеческого потенциала Беларусь
занимала 40-е место среди 174 стран мира и относилась к группе стран с
высоким уровнем развития;
распад СССР стал крупной геополитической катастрофой, осуществленной
вопреки воле белорусского народа, выраженной на референдуме 17 марта
1991 г.;
в 1990 г. Верховным Советом Белорусской ССР была принята Декларация о
государственном суверенитете Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. —
Конституция Республики Беларусь, главным достижением которой стало
введение поста президента и правовое закрепление суверенитета нашей
страны;
с 1991 г. Республика Беларусь является государством — участником
Содружества Независимых Государств, с 1999 г. — Союзного государства, с
2015 г. — государством — членом Евразийского экономического союза;
результаты республиканских референдумов от 24 ноября 1996 г.,
17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г. по вопросам внесения изменений и
дополнений в Конституцию Республики Беларусь продемонстрировали, что
белорусы стали политически зрелой нацией и избрали эволюционный путь
развития через сохранение общественного согласия, национальных правовых и
культурных традиций;
в 2021 г. день 17 сентября (начало освободительного похода Красной
Армии в Западную Беларусь в 1939 г.) закреплен в качестве ежегодно
отмечаемого государственного праздника — Дня народного единства;
в настоящее время Республика Беларусь устойчиво и динамично
развивается — приумножается национальное достояние, на новый
инновационный уровень выходят экономика, промышленность, сельское
хозяйство, социальная сфера и наука;
обновленная 27 февраля 2022 г. Конституция Республики Беларусь
усилила институты государственной власти и народовластия, в том числе
посредством закрепления в Основном Законе Всебелорусского народного
собрания как высшего представительного органа народовластия, подтвердив
уникальность выбранного белорусами самостоятельного пути развития;
подчеркивают, что:
национальная консолидация белорусов была объективным и закономерным
результатом социальных и геополитических процессов на протяжении
многовековой истории нашей страны;
в становлении белорусской нации большую роль сыграли традиции
веротерпимости и дружелюбия к представителям различных национальностей и
конфессий, традиционно проживающих на территории Беларуси;
белорусский язык оказывает важное влияние на развитие национального самосознания и культуры белорусов;
Республика Беларусь сохраняет позитивное отношение ко всем периодам
своей истории, отрицает любые формы этнического и культурного
национализма;
в рамках государственно-правового строительства в Республике Беларусь
сформирован принцип приоритета государственных и общественных
интересов, реализация которого способствует построению социально
справедливого общества и обеспечению прав, свобод и законных интересов
граждан;
духовно-идеологическими доминантами отечественной правовой системы
являются приверженность национальным традициям, формирование социально
ответственного поведения, обеспечение гражданского согласия, сохранение
исторической памяти;
особенностью современной белорусской модели государственного
управления является сохранение ее национальной самобытности и
государственно-правовой идентичности, а также форм управления и
самоуправления, отвечающих мировоззрению и менталитету белорусского
народа;
отмечают:
безусловную оправданность объявления Главой государства 2022 г. Годом
исторической памяти в целях формирования объективного отношения
общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства
белорусского народа, 2023 г. — Годом мира и созидания в целях
консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и
созидательного труда как главных условий развития белорусского
государства;
насыщенность 2023 г. важными памятными датами — 1160-летие создания просветителями Кириллом и Мефодием Славянской азбуки, 800-летие первого упоминания г. Несвижа, 700-летие основания г. Лиды,
500-летие издания поэмы Николая Гусовского «Песня про зубра», 460-летие
издания Брестской Библии, 435-летие Третьего Статута Великого Княжества
Литовского, 120-летие выхода первого тома труда Евфимия Карского
«Белорусы», 110-летие первой постановки пьесы Я.Купалы «Паўлінка»,
100-летие опубликования поэмы Я.Коласа «Новая зямля», 80-летие трагедии
Хатыни, 80-летие начала освобождения Беларуси от немецко-фашистских
захватчиков, 80-летие основания Белорусского государственного музея
истории Великой Отечественной войны;
системность работы по сохранению и изучению историко-культурного
наследия белорусского народа, а равно последовательность в оценке роли и
значимости такого наследия в развитии белорусской нации и мировой
культуры;
указывают на необходимость:
отстаивания правды о событиях и личностях белорусской истории,
укрепления исторической памяти белорусского народа как условия
сохранения культурной идентичности и эффективного фактора в
противодействии любым проявлениям неонацизма, национализма и нагнетанию
конфронтации в обществе;
сохранения исторической правды о героическом подвиге белорусского
народа, противодействия попыткам фальсифицировать ход, события и итоги
Великой Отечественной войны, скрыть факты геноцида белорусского народа,
реабилитировать нацистских преступников и их пособников, а также
националистические формирования;
противодействия непрекращающимся попыткам использовать широкий спектр
политических технологий протеста; тенденциозной и ангажированной
критике избранного суверенного пути развития, конституционного строя,
государственных символов Республики Беларусь, а также фальсификации
истории нашей страны, искусственному созданию исторических фактов,
направленных на утверждение узконационалистического характера
ментальности белорусов и их нетерпимости по отношению к своим
братьям-славянам;
гражданско-патриотического и нравственного воспитания детей и
молодежи как граждан, обладающих глубоким чувством национальной
гордости, гражданственности, любви и принадлежности к Отечеству и своему
народу;
подчеркивают значимость:
дальнейшего развития государственной идеологии и правового воспитания
в целях формирования у населения четкого представления о концепции
национальной государственности;
фундаментальных, неотъемлемых правовых и идеологических принципов, на
которых базируется тысячелетняя история белорусской государственности
(утверждение в белорусском обществе социального равенства и социальной
справедливости; движение общества к сильному правовому государству;
формирование прямого народовластия и самоуправляющихся структур
гражданского общества; поступательное развитие науки и образования как
основ прогресса общества и государства; политическая преемственность,
ненасильственность и поступательность в социальном развитии);
создания в обществе атмосферы социальной и моральной нетерпимости по
отношению к фальсификаторам истории, лицам, принижающим победы и
достижения Беларуси и стремящимся их опорочить, а также к лицам,
распространяющим националистическую идеологию превосходства белорусской
нации по отношению к иным народам;
духовной и воспитательной работы священнослужителей Беларуси для
воспитания патриотизма, сохранения преемственности исконных традиций,
укрепления национального единства и межконфессионального согласия на
белорусской земле;
формирования в обществе правовой и исторической культуры,
уважительного отношения к историческому прошлому, навыков адекватной
оценки общественно-политических событий в государстве и мире;
отмечают востребованность:
активной информационной политики средств массовой информации в целях
противодействия антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде
образов жизни, основанных на культе насилия, нетрадиционных семейных
ценностях, искажении и фальсификации истории, а также в целях отражения
внешней информационной агрессии и нарастающего информационного давления;
особого внимания государственных организаций и иных субъектов,
обязанных осуществлять патриотическое воспитание белорусской молодежи в
целях противодействия деструктивному влиянию на их сознание социальных
сетей, иных цифровых платформ, деятельность которых направлена против
конституционного строя, системы белорусских традиционных
духовно-нравственных ценностей;
усиления патриотической направленности средствами массовой информации
при освещении событий общественно-политической жизни Республики
Беларусь;
выработки общих, универсальных подходов к реагированию на опасные для
Республики Беларусь и деструктивные для белорусского общества вызовы и
провокации внутреннего и внешнего характера;
рассматривают:
историю и археологическое наследие белорусского народа как
неисчерпаемые источники для гражданско-патриотического воспитания, а
равно как фундамент для сохранения исторического прошлого и национальной
идентичности;
в качестве стратегических национальных интересов достижение
общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики
Беларусь и консолидацию общества на основе национальных
духовно-нравственных ценностей и базовых принципов идеологии
белорусского государства.