Главная /
Новости республики
13.12.2022
Вступительная кампания 2023 года пройдет с рядом новшеств
Говоря об основных подходах при корректировке правил проведения
вступительной кампании, Президент в августе этого года поставил три
основные задачи: увидеть абитуриента, не потерять одаренную, талантливую
молодежь и прекратить беготню между университетами. Необходимые
изменения уже разработаны. В чем они заключаются? Об этом шла речь на
совещании у Президента с привлечением к разговору широкого круга
специалистов.
Увидеть студента
Вступительная кампания — вопрос, который так или иначе затрагивает
многих. Учитывая чувствительность момента, приготовления к «новому
сезону» начинаются загодя. Так, правила приема лиц для получения общего
высшего и специального высшего образования, а также правила приема лиц
для получения среднего специального образования были утверждены в
январе. Тем не менее по требованию Президента они подверглись
корректировке. Например, на протяжении ряда лет в Беларуси действует система сдачи
централизованного тестирования. Это эффективная и проверенная схема. Но
проблема в том, что университеты видят новоиспеченного студента только 1
сентября, когда уже начинается учебный год. В то же время в ряде
случаев необходимо оценить не только знания, но и мотивацию молодых
людей при выборе профессии. Именно для учета всех моментов специалисты
разработали изменения, которые будут реализованы уже вступительную
кампанию.
ЦТ и ЦЭ
Одно из главных новшеств — введение централизованного экзамена как
формы выпускной аттестации общеобразовательных школ. Причем вместо
четырех прежних теперь выпускники будут сдавать только два экзамена. По
словам министра образования Андрея Иванца , «за» высказались все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя и родители. В итоге после окончания 11-ти классов выпускники будут сдавать два ЦЭ:
один, обязательный, — по русскому или белорусскому языку, второй — по
выбору из тех предметов, по которым предусмотрено ЦТ. Затем поступающие в
вузы будут сдавать один дополнительный экзамен в форме
централизованного тестирования. А зачисление в университеты пройдет по
результатам двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. В таком
подходе министр образования видит решение проблемы той самой беготни
между вузами. — Ранее была предусмотрена возможность сдачи четырех ЦТ, и, условно
говоря, молодой человек мог выбрать специальность от лирика до физика, — говорит руководитель ведомства. — Сегодня,
когда мы оставляем формат сдачи двух ЦЭ и одного ЦТ, мы четко уверены,
что он выберет то направление, с которым хочет связать свою дальнейшую
жизнь. Сертификаты ЦЭ будут действовать два года. Если выпускник школы после
11-го класса не планирует сразу поступать, он может сделать это через
год-два. Также есть отдельная норма, по которой выпускники прошлых лет
имеют право сдать три ЦТ.
Воспитательный момент
В перечень документов для поступления теперь включается и
характеристика. Специалисты поясняют: все университеты проводят
анкетирование и диагностику абитуриентов, но пока результаты будут
обработаны, вузы получают эту информацию только через месяц, а то и два.
Характеристика же даст возможность собрать данные заранее. Министерство
образования уже разработало форму документа из 11 пунктов. Среди них —
анкетные данные, семейный статус, информация о хобби, правонарушениях,
если они были, и многое другое. — Отдельный пункт посвящен участию в мероприятиях патриотической и
трудовой направленности. Сегодня мы говорим о том, что это важнейшие
элементы воспитательной работы в школе, — подчеркивает Андрей Иванец. Все новшества, озвученные на совещании у Президента, будут внесены в
действующие правила приема в вузы и учреждения среднего специального
образования и опубликованы для всеобщего ознакомления до конца года.
Нагрузки — меньше, мотивации — больше
Анна Королевич, директор Боровлянской средней школы № 3: — Введение централизованного экзамена снимает с выпускников двойную
нагрузку. И родители, и дети обрадовались тому, что один из этих
экзаменов будет на выбор. Это дает последним больше свободы. Так как
раньше мамы и папы жаловались: ребенок — гуманитарий, и оценка за
экзамен по математике тянет его аттестат вниз. Сейчас же будет так: ты
гуманитарий, пожалуйста, сдавай тот предмет, который дается тебе легче. Также положительный момент — сдача одного теста по профильному предмету
при поступлении в вуз. В результате нагрузка на абитуриента меньше, а
мотивация поступить на желаемую специальность выше. Ведь часто было
такое, что если не хватило баллов в одно место, то абитуриент
направлялся в другое, где меньше баллов. И это шло вразрез с его
интересами. Уверена, новая система позволит большему количеству
мотивированных ребят поступить в университеты.
Духовное развитие имеет значение
Лилия Кирьяк, заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания: — Централизованный экзамен как вид итоговых испытаний для выпускников
школ мы закрепили еще при разработке обновленного Кодекса об
образовании. Основная цель — привлечь в вузы наиболее мотивированных,
одаренных, а главное, целеустремленных и трудолюбивых выпускников школ,
гимназий и лицеев, а в перспективе — компетентных специалистов для всех
сфер жизнедеятельности страны. А для этого у наших ребят есть несколько
путей. Во-первых, республиканские олимпиады. Не только победители
получают возможность поступления без экзаменов, но и обладатели
похвальных листов смогут поступать вне конкурса. Победители областного
этапа уже в эту вступительную кампанию станут зачисляться в региональные
учреждения высшего образования. Во-вторых, появится рейтинг участников
университетских олимпиад. И каждый университет установит определенное
количество мест для таких ребят. Следовательно, если есть 5 мест, то
первые пять ребят из этого рейтинга будут зачислены на бюджет. Третий
источник отбора будущих студентов — это наш Национальный детский
технопарк, закрепленный в кодексе как новый вид учреждения образования,
где наши ребята проходят многоступенчатый отбор. Таким образом, включая и
целевиков, выпускников аграрных, педагогических и военно-патриотических
классов, бюджетные места в наших вузах на 45–50 % заполнят
высокомотивированные студенты.
Замечательное новшество — характеристика. Выпускник должен быть не
только умен и мотивирован, но и с набором деловых, нравственных качеств.
Второй момент — это отразит участие в общественной жизни, раскроет
увлечения и таланты, которые он продолжит развивать и в вузе.
Народная газета