18.06.2025
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских
групп
(июнь 2025 г.)
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Материал
подготовлен
Управлением
Следственного комитета
Республики Беларусь
по Гродненской области
На основании Закона Республики
Беларусь «О борьбе с коррупцией» Следственный комитет является государственным
органом, участвующим в борьбе с коррупцией и осуществляет уголовное
преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, в соответствии с
законодательными актами.
В Республике Беларусь
сформирована законодательная база, созданы необходимые институционные механизмы
борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных, в
том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.
Несмотря на принимаемые меры,
проблема коррупции сохраняет свою актуальность. Коррупция на данном этапе –
одна из основных составляющих современной преступности, являющаяся ключевым
фактором дестабилизации государственных и общественных институтов. Разрушает
государственные образования, замедляет экономическое развитие, подрывает
государственные устои. Предотвращение коррупции, содействие прозрачности и
укрепление институтов общества и государства имеют решающее значение для
достижения целей в области устойчивого развития.
Важность предупреждения
коррупции затрагивается на всех государственных уровнях. Так, на совещании 9
августа 2024 г. в г. Шклове Могилевской
области Глава государства Лукашенко Александр Григорьевич предупредил
участников о том, что прощения за факты коррупции не будет. «Мужики, я буду вас
поддерживать, лечить, кормить что угодно делать. Единственное – не смогу вам
помочь, если вы будете неблаговидными делами заниматься. Коррупция – это
исключено. Прощения не будет. Это запредельно для меня. Это невозможно», –
предупредил белорусский лидер.
Для понимания сути столь
сложного и многогранного явления, как коррупция, необходимо дать ему
определение. Существуют различные термины данного негативного проявления.
Так, коррупция означает
подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей,
государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать – подкупать
кого-либо деньгами или иными материальными благами. Латинский термин
«corruptio» происходит от двух корневых слов: cor (сердце, душа, дух, рассудок)
и ruptum (портить, разрушать, развращать).
Следует отметить, что в
наиболее общем смысле коррупция – это явление, поразившее государственный и
общественный аппараты управления, выражающееся в разложении власти, умышленном
незаконном использовании должностным лицом своего служебного положения в
корыстных целях для получения личной выгоды и личного обогащения.
Воздействие коррупции на
общество носит системный характер и является серьезной угрозой не только для
работы институтов государственного управления, но и национальной безопасности
страны. Понятие «коррупция» следует рассматривать в широком смысле. Это не
только рядовое правонарушение, как и любое другое. Его значение имеет совсем
другую природу, не только юридическую, но и социальную, экономическую, политическую
и др. Это говорит о необходимости рассмотрения данного явления не как
совокупности единичных фактов воздействия на принятие управленческого решения
путем дачи взятки должностному лицу, а как устоявшуюся систему со своей
структурой и взаимосвязями, которая является реальной угрозой национальной и
экономической безопасности страны.
Согласно Концепции
национальной безопасности Республики Беларусь,
утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25.04.2024 № 5, закрепляющей совокупность официальных взглядов
на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению
баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и
внешних угроз, национальная безопасность – это состояние защищенности
национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз,
обеспечивающее ее устойчивое развитие. Национальные интересы Республики
Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и
государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее
долгосрочного развития. Одним из основополагающих национальных интересов в
социальной сфере является минимизация уровня коррупции.
Анализируя коррупцию в
масштабах общества, нужно, прежде всего, иметь в виду то, что она экономически
обусловлена и мотивирована. Главным мотивом, который движет коррупционером,
является корысть, выражаемая в сумме материальных активов, которые он намерен
присвоить. Даже если в тот или иной момент на первые роли в коррупционном
взаимодействии могут выступить и иные мотивы, все равно, в конечном счете, речь
идет о корысти. Этот момент как раз и облегчает противодействие коррупции. Дело
в том, что экономическая деятельность достаточно формализована, имеет довольно
четкие финансово-материальные параметры, доступные внешнему контролю. Кроме
того, она и предопределяет возможность определенных эффективных форм наказания
за коррупционные правонарушения. Так, общепризнанно, что более действенными
средствами уголовной репрессии за коррупцию являются не сроки лишения свободы,
даже реальные, а меры материального характера – штраф в крупных размерах,
конфискация имущества. Данные наказания обессмысливают коррупционные действия,
не дают возможности дальнейшего использования результатов коррупционных акций.
Глобализация мировой
экономики оказывает не только конструктивное влияние на национальную экономику
и политическое развитие, но и несет в себе деструктивное воздействие. На
протяжении длительного периода времени коррупционные процессы носили
изолированный характер и касались определенных стран. В современном мире
экономические, социальные и политические процессы в разных странах
взаимообусловлены и испытывают взаимовлияние. В этих условиях коррупция,
организованная преступность, нелегальный бизнес угрожают как национальной
безопасности отдельных стран, так и безопасности мирового сообщества. Все это
следует принимать во внимание, совершенствуя политику противодействия коррупции
и защищая свои национальные интересы в целях обеспечения экономической
безопасности страны и повышения позиций Республики Беларусь в ведущих
международных рейтингах, характеризующих конкурентоспособность, деловую среду,
уровень инновационного развития, эффективность государственного управления для
улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у
национальных и иностранных инвесторов к проводимой политике.
В сфере борьбы с коррупцией в
Республике Беларусь успешно применяется комплексный подход, включающий в себя
как борьбу с проявлениями коррупции и с правонарушителями в целях пресечения их
противоправной деятельности, так и проведение антикоррупционной политики,
выступающей самостоятельной функцией государства. Насколько действенной будет в
дальнейшем политика противодействия коррупции заранее оценить сложно. Мировой
опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех антикоррупционной кампании во
многом зависит от политической воли руководства. В Республике Беларусь борьба с
коррупцией с середины 90-х годов находится под контролем Главы государства,
заявившего, что «Коррупция – это угроза политической и экономической
безопасности страны, полное разложение государственного аппарата, абсолютная
потеря управления экономическим сектором и тормоз на пути становления правового
социального демократического государства».
Стержнем антикоррупционного
воспитания является перевод антикоррупционных требований общества во внутренние
моральные установки и убеждения каждого сотрудника. Став таковыми однажды, они
послужат верным компасом в последующей жизни. В этом смысле об
антикоррупционном воспитании можно говорить, как о двуедином процессе. С одной
стороны, оно предполагает формирование у сотрудника необходимых знаний (к
примеру, правовых основ формирования и обеспечения антикоррупционного
поведения) и представлений о соответствующем моральном идеале, о нравственном и
безнравственном поведении, о моральных принципах и нормах. С другой стороны,
антикоррупционное воспитание состоит в создании глубокой внутренней потребности
поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными элементами
нравственного сознания.
Успех по формированию
антикоррупционных норм и установок в коллективе начинается с личности, стиля,
примера руководителя. Влияние личности воспитателя составляет ту созидательную
силу, которую нельзя заменить ни книгами, ни нотациями, ни системой наказаний –
поощрений. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как
велит другим.
Важной
задачей антикоррупционного воспитания является формирование у сотрудников
прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими,
правовыми, эстетическими, религиозными) самым решительным образом влияют на все
стороны деятельности и поведения человека. Они представляют укоренившиеся в
сознании принципы, нормы и идеалы, которым он считает необходимым следовать.
Именно они определяют линию антикоррупционного поведения сотрудника, выступая в
своей совокупности в качестве мотивов. Сотрудник, обладающий должными
моральными убеждениями, никогда не позволит себе злоупотребление служебным
положением, стяжательство и коррупционное поведение. В случае если такой
сотрудник является руководителем, то он не позволит себе того, что считает
непозволительным для подчиненных.
Специалист, допускающий
элементы коррупционного поведения в своей профессиональной деятельности, уже
профессионально деформирован. Это значит, что у него сложились определенные
моральные установки в отношении общества, самого себя и собственного труда.
Государственный служащий, сознательно нарушающий антикоррупционные моральные и
юридические нормы, тем самым ставит себя выше их, а значит выше
профессионального сообщества и общества как такового.
Основной результат
антикоррупционного воспитания видится в подготовке специалиста, способного
выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных
структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других не
правовых действий.
Территориальными
подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными
правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению
коррупционных преступлений. Грамотные и профессиональные действия, современные
методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и
технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности
лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений.
Так, в январе-апреле 2025
года в следственные подразделения УСК по Гродненской области поступило 56
заявлений и сообщений о преступлениях коррупционной направленности, из которых
по ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) – 28,
ст.424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями) – 1, ст. 425 УК
(бездействие должностного лица) – 2, ст. 426 УК (превышение власти или
служебных полномочий) – 16, ст. 430 УК (получение взятки) – 3, ст. 431 УК (дача
взятки) – 6.
По результатам рассмотрения
отмеченных сообщений и заявлений о преступлениях возбуждено 13 уголовных дел по
ст.210 УК, 3 – по ст.426 УК, 2 – по ст.430 УК и по 1 по ст.ст.424 и 431 УК.
За 4 месяца текущего года
наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в таких
сферах, как жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, а также промышленность.
К примеру, прокуратурой
Гродненской области 28.03.2025 по ч.1 ст.430 УК возбуждено
уголовное дело в отношении С., который, являясь директором КУП «Лидский
государственный заказчик в сфере ЖКХ», то есть должностным лицом, в период с
июля 2022 года по январь 2025 года, действуя с единым умыслом, в несколько этапов,
находясь в г.Лида и Лидском районе, принял для себя от директора СОДО
«Гидроспецфундаментстрой», действовавшего в интересах указанного общества, в
качестве взятки выгоду имущественного характера в виде оказанных на
безвозмездной основе услуг по проведению строительно-отделочных работ в
принадлежащем ему на праве частной собственности домах и постройках,
расположенных на территории Лидского района, и материальные ценности в виде строительных материалов на общую сумму
не менее 5 192,43 рублей за решение вопросов, входящих в его компетенцию –
своевременную оплату в полном объеме выполненных СОДО «Гидроспецфундаментстрой»
работ по договорам строительного подряда, заключенных и исполняемых в указанный
выше период с возглавляемым им унитарным предприятием.
Также прокуратурой области
28.03.2025 по ч. 1 ст.210 УК возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Ч.,
который, работая в должности директора ОАО «Авиакомпания Гродно», являясь
должностным лицом, руководствуясь единым умыслом, из корыстных побуждений,
выразившихся в получении незаконно начисленной заработной платы при совершении
не менее 93 прогулов, злоупотребляя служебными полномочиями, в период времени с
мая 2022 года по январь 2025 года совершил хищение денежных средств в размере
15 675,21 рублей, путем утверждения табелей учета рабочего времени, содержащих
заведомо для него ложные сведения.
Ошмянским РОСК 14.03.2025 по
ч. 3 ст. 426 УК возбуждено уголовное дело в отношении директора «Ошмянский
сыродельный завод» филиала ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»,
заведующей лаборатории указанного филиала и заместителя генерального директора
по общим вопросам ОАО «Белтрубопроводстрой», которые умышленно, в группе лиц по
предварительному сговору совершили действия, явно выходящие за пределы прав и
полномочий, предоставленных по службе, повлекшие тяжкие последствия для
предприятия «Ошмянский сыродельный завод» в виде причиненного имущественного
вреда в особо крупном размере.
Новогрудским РОСК 16.04.2025
возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.210 УК в отношении
директора учебно-спортивного учреждения «Новогрудская детско-юношеская
спортивная школа №1», который, работая в указанной должности, в период с января 2022 года по
декабрь 2024 года, похитил 7000 рублей, предназначенных для оплаты оказываемых
услуг в предоставлении беседок и гостиничных номеров в филиале
спортивно-биатлонного комплекса «Селец».
Вороновским РОСК 18.04.2025
по ч.2 ст.210 УК возбуждено уголовное дело в отношении директора КСУП
«Экспериментальная база «Октябрь», который, действуя с группой лиц по
предварительному сговору, совершил в период времени с 2015 года по 2016 год
хищение денежных средств в виде доплат к пенсии бывшего руководителя,
указанного КСУП на общую сумму 23 940 000 неденоминированных белорусских
рублей.
Этим же следственным
подразделением 08.05.2025 по ч.2 ст.426 УК возбуждено уголовное дело в
отношении заместителя директора КРСУП «Экспериментальная база «Боруны»,
который, являясь должностным лицом, действуя из корыстной заинтересованности,
выражающейся в создании видимости мнимого благополучия на предприятии в сфере
разведения крупного рогатого скота, желания избежать привлечения к материальной
и дисциплинарной ответственности, в феврале 2025 года, находясь в
неустановленном месте, совершил действия, выходящие за пределы предоставленных
ему полномочий, а именно, отдал незаконные указания находящейся в его
подчинении заведующей МТФ «Войневичи» КРСУП «Экспериментальная база «Боруны» о
составлении фиктивных бухгалтерских документов о движении животных и отчета о
движении скота и птицы за февраль 2025 года, являющиеся официальными
документами, в которые последняя внесла заведомо ложные, заниженные сведения о
количестве павших в указанном месяце голов КРС.
Гродненским МОСК 26.04.2025
по ч.2 ст.430 УК возбуждено уголовное дело в отношении генерального
директора ОАО «Гроднопромстрой», который в период с апреля 2024 года по
26.04.2025, являясь должностным лицом, за благоприятное решение вопросов,
входящих в его компетенцию, в ходе неоднократных встреч с заместителем
директора ООО «СтройМаксимум», принял от него для себя в качестве взятки
денежные средства в общей сумме не менее 13 900 рублей.
До настоящего времени
расследование отмеченных уголовных дел не завершено. Вместе с тем в случае их
окончания путем передачи для рассмотрения в суд, виновные лица будут привлечены
к строгой ответственности, вплоть до лишения свободы.
Примечательно, что лицо,
давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место
вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявил о
содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
***
Подводя итог следует
отметить, что борьба с коррупцией в Беларуси – не кратковременная кампания, а
важнейшая государственная задача в деле укрепления независимости и суверенитета
нашего государства, обеспечения общественной безопасности. Главные источники
успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная
социальная политика, опора на народ и гласность. Вести борьбу с коррупцией
следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть
направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на
установление и ликвидацию причин, ее порождающих.