Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
Главная / Информационно-разъяснительная работа / Материалы для единых дней информирования
20.08.2025

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ_август

  МАТЕРИАЛЫ для членов информационно-пропагандистских групп (август 2025 г.)        О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ                                 Материал подготовлен Управлением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гродненского облисполкома   Противодействие торговле людьми в мире базируется на Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанием за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной преступности (принят в г. Палермо 15.11.2000) (далее – Палермский протокол). В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь                       «О противодействии торговле людьми» (далее — Закон о ПТЛ), который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми. Статья 1 Закона о ПТЛ говорит о том, что противодействие торговле людьми – это деятельность государственных органов, иных организаций, включая международные и иностранные организации, по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Таким образом, противодействие торговле людьми включает в себя два блока: – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений; – деятельность по защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Законом о ПТЛ выделены основные понятия связанные с противодействием торговли людьми: Торговля людьми – преступление, предусмотренное статьей 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК); Преступления, связанные с торговлей людьми –  преступления, предусмотренные статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК РБ.     Жертва торговли людьми – физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без  гражданства), в отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление. 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации жертв торговли людьми, а также вводит                              30-дневный срок, в течение которого человек гарантированно может пройти реабилитацию. Во исполнение Закона и Палермского протокола заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, который утвержден Правительством Беларуси (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 №439). Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций. Реабилитационную помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты. Лица, которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, имеют возможность в течение 30 дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе. В центральном аппарате МВД, ГУВД Минского горисполкома и всех УВД областных исполкомов в подразделениях по противодействию торговле людьми назначены ответственные лица, которым разъяснен алгоритм действий при идентификации и перенаправлении жертв торговли людьми. Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции. Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения. Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет . Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет. Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в                         10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено). В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми; 4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка. В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска). Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как  «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты для реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены самостоятельно выявлять и реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного социального заказа в рассматриваемой сфере. Сотрудниками по наркоконтролю и противодействию торговли людьми области (далее — НиПТЛ) с целью своевременного принятия мер по противодействию торговле людьми на территории Гродненской области, на постоянной основе проводится анализ эффективности работы в данной сфере.  Согласно анализа складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области следует отметить, что свою деятельность лица, занимающиеся вербовкой граждан Республики Беларусь для эксплуатации (в том числе сексуальной), проходящие в 2020-2025 годах по уголовным делам (ч.1,2 ст.171 УК РБ),  осуществляли посредством сети Интернет, рассылая предложения о высокооплачиваемой работе в сфере оказания интимных услуг пользователям анкет, зарегистрированным и находящимся в открытом доступе в социальных сетях и на сайтах знакомств, нередко имеющим ссылки на группы в мессенджере «Телеграм». Следует констатировать, что противоправная деятельность вербовщиков девушек для последующего их использования в занятии проституцией за рубежом, также «переместилась» в сеть Интернет. Фигуранты, используя сайты знакомств и социальные сети Интернета, осуществляют свою противоправную деятельность по поиску и подбору интересующих пользователей. Злоумышленники, используя уже налаженные связи и возможности, посредством сети Интернет осуществляют вербовочные действия, организовывают для девушек оформление необходимых выездных документов (визы, авиабилеты по ксерокопиям паспортов на открытые даты вылета), оплачивают все сопутствующие расходы, связанные с прибытием девушки в место «назначения», при этом категорически отказываются приезжать на территорию Беларуси, как для вербовочных встреч, так и для их последующего сопровождения. На основе анализа оперативной ситуации, определены используемые фигурантами Интернет-ресурсы социальной направленности: «Вконтакте», сайты знакомств «Blusystem.org», «Mamba.ru», «Tabor.ru» «Swing-zone.com», мессенджеры «Telegram», «WhatsApp», отработка которых проводится на постоянной основе. Так в 2024 годуна территории Гродненской области выявлено 6 (АППГ – 7, -1) преступлений, предусмотренные Палермским протоколом, в т.ч. 5 (АППГ – 3,+2) тяжких. (5 – по ч.2 ст. 171 УК РБ, 1 – по ч.1 ст. 171 УК РБ). Установлено 2 факта организации занятия проституцией с вывозом за рубеж. Количество идентифицированных жертв торговли людьми составило 24 человека (+5), в т.ч. 17 (+1) несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации. За 7 месяцев 2025 года по линии противодействия трафикингу выявлено 13 (АППГ – 1, +12) преступлений, предусмотренных Палермским протоколом, все относятся к категории тяжких и особо тяжких (ч.2 ст. 171 УК РБ). Предварительное расследование окончено по 17 (АППГ - 0) преступлениям в отношении двух лиц. Справочно. Сотрудниками УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома совместно с сотрудникам ОНиПТЛ КМ Гродненского РОВД, установлен и задержан житель Гродненской области который на территории Республики Беларусь организовал занятие проституцией 13 лиц женского пола. (В общей сложности в отношении указанного гражданина всего возбуждено 16 уголовных дел по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь). По результатам проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий 10 октября 2024 года прокуратурой Дятловского района возбуждено уголовное дело по ч.1. ст. 171 УК Республики Беларусь в отношении жителя д. Засетье, Дятловского района, который в период с 16 марта по 31 июля 2024 года , под видом оказания услуг массажа организовал занятие проституцией своей супруги .           В рамках выполнения постановления Совета Министров           Республики Беларусь от 11.06.2015 №485 «Об идентификации жертв торговли людьми» идентифицировано 11 (+4) жертв торговли людьми, из которых 2 несовершеннолетних.            Ярким примером для Гродненской области служит пресечение канала вывоза женщин за пределы Республики Беларусь в целях сексуальный эксплуатации . Когда граждане 22 и 25 лет организовали канал вывоза женщин за пределы Республики Беларусь с целью сексуальной эксплуатации . В отношении фигурантов суммарно возбуждено 4 уголовных дела по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь.           Б лагодаря выявлению фактов вывоза женщин за пределы Республики Беларусь  для сексуальной эксплуатации, получена информация, что вербовка женщин осуществляется не только через социальные сети путем размещения объявлений, но и среди знакомых девушек которые уже выезжали за пределы Республики Беларусь  для занятия проституцией, при этом заманивая высоким доходом, хорошим отношением принимающей стороны (безопасность, возможность вернутся домой в любое время), условиями проживания (гостиницы, отели), условиями работы (рестораны, ночные клубы) и в общем «красивой обеспеченной жизнью». На основании полученных сведений составлен социальный потрет выезжающей девушки : молодая девушка до 30 лет, с хорошими внешними данными, из неблагополучной или неполной семьи, часто воспитывающаяся в детском доме или в приемной семье, имеющая среднее либо средне-специальное образование, не имеющая высокого источника дохода либо вообще его не имеющая, н е привлекавшаяся к административной ответственности за занятие проституцией на территории Республики Беларусь.           Также следует отметить, что самыми уязвимыми категориями для совершения преступлений в сфере торговли людьми, связанными с внутренней эксплуатацией, являются лица, оказывающие услуги интимного характера за денежное вознаграждение (занимающиеся проституцией).  По результатам оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по противодействию проституции в 2024 году за занятие проституцией задержано 104 (АППГ-102 (+2) лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь (далее – протоколы). По результатам проведенных мероприятий сотрудниками НиПТЛ области за 7 месяцев2025 года за занятие проституцией задержано 63 лица, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь. Справочно . В отчетном периоде 2025 года на территории Республики Беларусь выявлено 418 фактов занятия проституцией из которых: г.Минск – 84 , Брестская область – 75, Гродненская область – 63 , Гомельская область – 61 , Могилевская область – 51 , Минская область – 50, Витебская область – 34. В связи с чем следует отметить, что согласно анализа складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области, используемые ранее методы и способы поиска потенциальных «клиентов» лицами, причастными к занятию проституцией в открытых источниках (объявления в газетах, реклама по ТВ в виде бегущих строк, рассылка сообщений посетителям бань-саун и агроусадеб, обзванивание номеров гостиниц), в настоящее время изжиты и не актуальны. Противоправная деятельность в основном осуществляется посредством сети Интернет (сайты знакомств, сообщества и группы в социальных сетях, тематические интернет-ресурсы, мессенджеры и закрытые телеграм- каналы). Также нередки случаи, когда наряду с преступлениями данной категории выявляются факты изготовления и распространения материалов порнографического характера с использованием несовершеннолетних. В ходе переписки педофил, как правило, склоняет детей к изготовлению и пересылке интимных фото- и видеоизображений, которые в последующем могут использоваться в том числе для шантажа.  В 2024 году выявлено                 11 преступлений, квалифицируемых по ст.343-1 УК, в 2025 выявлено 7 таких преступлений. Для установления лиц, склонных к накапливанию и распространению в пиринговых сетях Интернета материалов порнографического содержания с участием несовершеннолетних (малолетних), с использованием методов «OSINT»осуществляется мониторинг сети Интернет. Типичным примером является задержание 28 -летнего жителя                        г. Минска , который в социальной сети «ВКонтакте», а также в мессенджере « Телеграм » распространял порнографические материалы с изображением несовершеннолетн их , при этом фотоизображения и видеоролики фигурант выманивал у потерпевших ведя переписки интимного характера под видом такого же несовершеннолетнего. Фигурант осужден к 5 годам лишения свободы.   Подводя итоги следует отметить, что в общей сложности за 2024 год и 7 месяцев 2025 года выявлено 19 преступлений, связанных с торговлей людьми, в т.ч. 18 тяжких и особо тяжких. Количество идентифицированных жертв торговли людьми суммарно составило 35 человек, в т.ч. 19 несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации, при этом были выявлены сотрудниками милиции. Информация о всех жертвах направлялась в Гродненскую областную организацию Белорусского Общества Красного Креста, либо Международную организацию по миграции в                        Республике Беларусь для применения в отношении них мер по защите и реабилитации.