20.08.2025
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ_август
МАТЕРИАЛЫ
для членов
информационно-пропагандистских групп
(август 2025 г.)
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Материал подготовлен
Управлением по наркоконтролю и противодействию
торговле людьми УВД Гродненского облисполкома
Противодействие торговле людьми в мире базируется на
Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и
детьми, и наказанием за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных
Наций против транснациональной преступности (принят в г. Палермо 15.11.2000)
(далее – Палермский протокол).
В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики
Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее — Закон о ПТЛ), который вобрал в себя и систематизировал нормы
всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и
декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона
учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития
преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.
Статья 1 Закона о ПТЛ говорит о том, что противодействие
торговле людьми – это деятельность государственных органов, иных организаций, включая
международные и иностранные организации, по предупреждению, выявлению,
пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, защите и
реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать
от торговли людьми или связанных с ней преступлений.
Таким образом, противодействие торговле людьми включает в
себя два блока:
– деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению
торговли людьми и связанных с ней преступлений;
– деятельность по защите и реабилитации жертв торговли
людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или
связанных с ней преступлений.
Законом о ПТЛ выделены основные понятия связанные с
противодействием торговли людьми:
Торговля людьми – преступление, предусмотренное статьей 181 Уголовного кодекса Республики
Беларусь (далее — УК);
Преступления, связанные с торговлей людьми – преступления,
предусмотренные статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182,
частями 2 и 3 статьи 343-1 УК РБ.
Жертва торговли
людьми – физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный
гражданин или лицо без гражданства), в
отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление.
16
декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и
изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»
(далее – Закон). Закон определяет основы идентификации жертв торговли людьми, а
также вводит 30-дневный
срок, в течение которого человек гарантированно может пройти реабилитацию. Во
исполнение Закона и Палермского протокола
заинтересованными государственными органами совместно с международными и
неправительственными организациями разработан Национальный механизм
идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, который
утвержден Правительством Беларуси (постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке
идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты
гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней
преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в
силу 22 июня 2015 г. (в редакции постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 29.07.2020 №439).
Созданный
механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает
участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и
неправительственных организаций.
Реабилитационную
помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и
2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней
преступлений.
Жертвам
торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако
отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого
срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи
регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства
здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной
защиты.
Лица,
которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений,
имеют возможность в течение 30 дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение
об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что
реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в
уголовном процессе.
В
центральном аппарате МВД, ГУВД Минского горисполкома и всех УВД областных
исполкомов в подразделениях по противодействию торговле людьми назначены
ответственные лица, которым разъяснен алгоритм действий при идентификации и
перенаправлении жертв торговли людьми.
Министерство
иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том
числе при содействии Международной организации по миграции. Реабилитацией жертв
торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство
образования и Министерство здравоохранения.
Министерство
труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст
старше 18-ти лет .
Министерство
образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти
лет.
Для
детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10
домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми
такого возраста в Беларуси не выявлено).
В
Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:
1)
предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;
2)
правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая
коллегиями адвокатов;
3)
медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том
числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы
торговли людьми;
4)
психологическая помощь;
5)
установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их
на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские
интернатные учреждения;
6)
содействие в трудоустройстве на постоянную работу;
7)
материальная поддержка.
В
рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от
трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
Значительный пласт работы в
сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной
организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие
как «Клуб деловых женщин», Белорусское
общество Красного Креста). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные
кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты для
реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены самостоятельно выявлять и
реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного
социального заказа в рассматриваемой сфере.
Сотрудниками по наркоконтролю и противодействию торговли людьми области
(далее — НиПТЛ) с целью своевременного принятия мер по противодействию торговле
людьми на территории Гродненской области, на постоянной основе проводится анализ
эффективности работы в данной сфере.
Согласно анализа
складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области следует
отметить, что свою деятельность лица, занимающиеся вербовкой граждан Республики
Беларусь для эксплуатации (в том числе сексуальной), проходящие в 2020-2025
годах по уголовным делам (ч.1,2 ст.171 УК РБ),
осуществляли посредством сети Интернет, рассылая предложения о
высокооплачиваемой работе в сфере оказания интимных услуг пользователям анкет,
зарегистрированным и находящимся в открытом доступе в социальных сетях и на
сайтах знакомств, нередко имеющим ссылки на группы в мессенджере «Телеграм».
Следует констатировать, что противоправная деятельность вербовщиков девушек для
последующего их использования в занятии проституцией за рубежом, также
«переместилась» в сеть Интернет. Фигуранты, используя сайты знакомств и
социальные сети Интернета, осуществляют свою противоправную деятельность по
поиску и подбору интересующих пользователей. Злоумышленники, используя уже
налаженные связи и возможности, посредством сети Интернет осуществляют
вербовочные действия, организовывают для девушек оформление необходимых
выездных документов (визы, авиабилеты по ксерокопиям паспортов на открытые даты
вылета), оплачивают все сопутствующие расходы, связанные с прибытием девушки в
место «назначения», при этом категорически отказываются приезжать на территорию
Беларуси, как для вербовочных встреч, так и для их последующего сопровождения.
На основе
анализа оперативной ситуации, определены используемые фигурантами Интернет-ресурсы
социальной направленности: «Вконтакте», сайты знакомств «Blusystem.org»,
«Mamba.ru», «Tabor.ru» «Swing-zone.com»,
мессенджеры «Telegram», «WhatsApp»,
отработка которых проводится на постоянной основе.
Так в 2024 годуна территории Гродненской области выявлено 6 (АППГ –
7, -1) преступлений, предусмотренные Палермским
протоколом, в т.ч. 5 (АППГ –
3,+2) тяжких. (5 – по ч.2 ст. 171 УК РБ, 1 – по ч.1 ст. 171 УК РБ). Установлено 2 факта организации занятия
проституцией с вывозом за рубеж.
Количество
идентифицированных жертв торговли людьми составило 24 человека (+5), в т.ч. 17
(+1) несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации.
За 7 месяцев
2025 года по линии противодействия трафикингу выявлено 13 (АППГ – 1, +12)
преступлений, предусмотренных Палермским протоколом, все относятся к категории
тяжких и особо тяжких (ч.2 ст. 171 УК РБ). Предварительное расследование
окончено по 17 (АППГ - 0) преступлениям в отношении двух лиц.
Справочно. Сотрудниками
УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома совместно с сотрудникам ОНиПТЛ КМ Гродненского РОВД, установлен и задержан житель Гродненской области который
на территории Республики Беларусь организовал занятие проституцией 13 лиц
женского пола. (В
общей сложности в отношении указанного гражданина всего возбуждено
16 уголовных дел по ч.2 ст. 171 УК Республики
Беларусь).
По результатам проведения
комплекса оперативно-розыскных мероприятий 10 октября 2024 года прокуратурой Дятловского района возбуждено уголовное дело по ч.1. ст. 171
УК Республики Беларусь в отношении жителя д. Засетье, Дятловского района,
который в период с 16 марта по 31 июля 2024 года , под видом оказания услуг массажа организовал занятие проституцией своей супруги .
В рамках выполнения постановления
Совета Министров Республики
Беларусь от 11.06.2015 №485 «Об идентификации жертв торговли людьми»
идентифицировано 11 (+4) жертв торговли людьми, из которых 2
несовершеннолетних.
Ярким примером для Гродненской области служит пресечение канала вывоза женщин за пределы Республики Беларусь в целях
сексуальный эксплуатации . Когда граждане 22 и 25 лет
организовали канал вывоза женщин за пределы Республики Беларусь с целью
сексуальной эксплуатации . В отношении фигурантов суммарно возбуждено 4 уголовных дела по ч.2 ст. 171 УК
Республики Беларусь.
Б лагодаря выявлению фактов вывоза женщин за пределы Республики Беларусь для сексуальной эксплуатации, получена
информация, что вербовка женщин осуществляется не только через социальные сети
путем размещения объявлений, но и среди знакомых девушек которые уже выезжали
за пределы Республики Беларусь для занятия проституцией, при этом заманивая высоким доходом, хорошим
отношением принимающей стороны (безопасность, возможность вернутся домой в
любое время), условиями проживания (гостиницы, отели), условиями работы
(рестораны, ночные клубы) и в общем «красивой обеспеченной жизнью».
На основании полученных сведений составлен социальный
потрет выезжающей девушки : молодая девушка до 30 лет, с хорошими внешними
данными, из неблагополучной или неполной семьи, часто воспитывающаяся в детском
доме или в приемной семье, имеющая среднее либо средне-специальное образование,
не имеющая высокого источника дохода либо вообще его не имеющая, н е
привлекавшаяся к административной ответственности за занятие проституцией на территории Республики Беларусь.
Также следует отметить, что самыми уязвимыми
категориями для совершения преступлений в сфере торговли людьми, связанными с
внутренней эксплуатацией, являются лица, оказывающие услуги интимного характера
за денежное вознаграждение (занимающиеся проституцией).
По результатам оперативно-розыскных и профилактических
мероприятий по противодействию проституции в 2024 году за занятие проституцией
задержано 104 (АППГ-102 (+2) лица, в отношении которых составлены протоколы об
административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь (далее –
протоколы).
По
результатам проведенных мероприятий сотрудниками НиПТЛ области за 7 месяцев2025 года за занятие проституцией задержано 63
лица, в отношении которых составлены протоколы об
административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь.
Справочно . В отчетном периоде 2025 года на территории Республики
Беларусь выявлено 418 фактов занятия
проституцией из которых: г.Минск – 84 , Брестская область – 75, Гродненская область – 63 , Гомельская область – 61 ,
Могилевская область – 51 , Минская область
– 50, Витебская область
– 34.
В связи с чем следует отметить, что согласно анализа
складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области, используемые ранее методы и способы поиска потенциальных
«клиентов» лицами, причастными к занятию проституцией в открытых источниках
(объявления в газетах, реклама по ТВ в виде бегущих строк, рассылка сообщений
посетителям бань-саун и агроусадеб, обзванивание номеров гостиниц), в настоящее
время изжиты и не актуальны. Противоправная деятельность в основном
осуществляется посредством сети Интернет (сайты знакомств, сообщества и группы
в социальных сетях, тематические интернет-ресурсы, мессенджеры и закрытые
телеграм- каналы).
Также нередки
случаи, когда наряду с преступлениями данной категории выявляются факты
изготовления и распространения материалов порнографического характера с
использованием несовершеннолетних. В ходе переписки педофил, как правило,
склоняет детей к изготовлению и пересылке интимных фото- и видеоизображений,
которые в последующем могут использоваться в том числе для шантажа. В 2024 году выявлено 11 преступлений,
квалифицируемых по ст.343-1 УК, в 2025 выявлено 7 таких преступлений.
Для установления лиц, склонных к накапливанию и
распространению в пиринговых сетях Интернета материалов порнографического
содержания с участием несовершеннолетних (малолетних), с использованием методов «OSINT»осуществляется
мониторинг сети Интернет.
Типичным примером является задержание 28 -летнего
жителя г. Минска , который в социальной сети «ВКонтакте», а также в мессенджере « Телеграм » распространял порнографические
материалы с изображением несовершеннолетн их , при этом фотоизображения и
видеоролики фигурант выманивал у потерпевших ведя переписки интимного характера
под видом такого же несовершеннолетнего. Фигурант осужден к 5 годам лишения
свободы.
Подводя итоги следует отметить, что в общей сложности за 2024 год и 7 месяцев 2025 года выявлено 19 преступлений, связанных с торговлей людьми, в т.ч. 18 тяжких и особо тяжких.
Количество идентифицированных жертв торговли людьми суммарно
составило 35 человек, в т.ч. 19 несовершеннолетних.
Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации, при этом были выявлены
сотрудниками милиции. Информация о всех жертвах направлялась в Гродненскую
областную организацию Белорусского Общества
Красного Креста, либо
Международную организацию по миграции в Республике Беларусь для применения в отношении них мер по защите и реабилитации.