Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Лидский районный исполнительный комитет
Главная / Информационно-разъяснительная работа / Материалы для единых дней информирования
20.08.2025

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА – ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА_август

  МАТЕРИАЛ для членов информационно-пропагандистских групп (август 2025 г.)   ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА – ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА на основе информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, материалов государственных СМИ   Слайд 1.   ПРЕЗЕНТАЦИЯ_PDF-файл Важнейшим фактором, движущей силой развития общества и государства в современных условиях является интеллектуальный потенциал человека. Мы наблюдаем все возрастающую роль человеческого капитала в развитии современной экономики. Человек с присущими ему способностями, знаниями и возможностью творчески и нестандартно решать поставленные задачи становится залогом успеха новых проектов. Глава государства А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «человеческий капитал является для нас самой высокой ценностью. Ибо это инвестиции в будущее», «человеческий капитал – это главный ресурс страны, на развитие которого мы всегда найдем средства» .         Слайд 2.   Национальная система образования – фактор экономического роста и благосостояния страны Беларусь является государством, где реализуется принцип непрерывности образования (образование через всю жизнь ), реализуется и гарантируется право на бесплатное получение образования.   Слайд 3.   Государственная поддержка образования в Республике Беларусь играет ключевую роль в обеспечении равного доступа к знаниям для всех слоев населения. Основой этой поддержки является система бесплатного среднего образования и бюджетные места в учреждениях высшего и среднего специального образования .   Слайд 4.   К другим мерам государственной поддержки относятся стипендии за счет средств республиканского или местных бюджетов, общежития, предоставляемые на время обучения. Ряд категорий обучающихся получают также бесплатное горячее питание, бесплатные учебники и пособия, спецодежду и обувь на практике и стажировках.   Особое внимание уделяется государственной поддержке одаренных учащихся и студентов . Действует специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, из средств которого 17 июля 2025 г. назначены очередные стипендии Президента 192 студентам УВО. Гранд-премий с присвоением звания лауреата специального фонда удостоены 28 победителей международных олимпиад и конкурсов. Справочно: В 2025 году 29 учащихся приняли участие в 5-ти международных олимпиадах, завоевав 28 медалей (3 золотых, 14 серебряных, 11 бронзовых). Абсолютным победителем XXI Международной географической олимпиады (iGeo-2025) стал выпускник брестской гимназии Николай Мисиюк. Кстати, победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний . Справочно. Ежегодно выпускники Гродненской области принимают участие в международных предметных олимпиадах в составе сборных команд Республики Беларусь. Только за последние пять лет представителями области завоевано 22 медали. Не является исключением 2025 год. Учащимися ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского г.Гродно» завоевано 4 медали: одна золотая и две серебряные на международной олимпиаде по физике и серебряная медаль на международной олимпиаде по математике. Кроме того, представители области вошли в состав команды                             Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах по географии и астрономии, которые пройдут в августе-октябре 2025 года.   Слайд 5.     На сегодняшний день национальная система образования позволяет удовлетворять потребность экономики в трудовых ресурсах за счет подготовки в учреждениях образования специалистов со средним специальным, высшим образованием, рабочих с профессионально-техническим, средним специальным образованием. Выпускники принимаются на первичные должности, для занятия которых не требуется стаж профессиональной деятельности. В республике сформирована система , объединяющая заказ на подготовку кадров, объем и структуру подготовки, а также трудоустройство специалистов, рабочих, служащих, подготовленных за счет бюджетных средств. Уместно будет отметить, что только наша страна на постсоветском пространстве сохранила систему профессионально-технического образования и среднего специального образования . Это с завистью отмечают все соседи, потому что высококвалифицированных рабочих, толковых инженеров и головастых технологов не хватает нигде в мире. Справочно. В Гродненской области проводится большая работа по созданию достойных условий для получения образования. Много внимания уделяется оснащению учреждений образования новым информационно-коммуникационным оборудованием, современной техникой. Оснащение современным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии трудового обучения, допризывной и медицинской подготовки позволяет организовать изучение предметов на повышенном уровне не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных школах. Развивается сеть профильного обучения, допрофильной подготовки. Охват учащихся X-XI классов профильным обучением в Гродненской области составляет не менее 70 %. С целью совершенствования форм профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования функционируют профильные классы (группы) педагогической аграрной, военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности. С 2024 года открыты медицинские, прокурорские и классы в интересах комитета государственного контроля. Учащиеся углубленно изучаются предметы, связанные с медициной, правом и деятельностью комитета государственного контроля.   Успехам в сфере образования способствует реализация требования нашего Президента о недопустимости в ней метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. При этом это не отменяет необходимости системы оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и прогрессивного. А это значит, что государством будут реализованы новые подходы по всемерному всестороннему формированию личности, как движущей силы развития общества и государства.   Слайд 6.     А это значит, что государством будут реализованы новые подходы по всемерному всестороннему формированию личности, как движущей силы развития общества и государства. С 1 сентября начнут действовать изменения, внесенные в Кодекс об образовании . Справочно: В частности, внесены изменения в ЦЭ и итоговую аттестацию школьников; введен новый порядок распределения, предусматривается больше гарантий для выпускников УВО и колледжей. Количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех; в сельские школы возвращена программа по обучению вождению; упрощена организация подвоза школьников; закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды и др.   Справочно: В Гродненской области приняты необходимые организационно-управленческие меры по проведению на высоком уровне новой формы аттестации выпускников в виде централизованного экзамена. На протяжении ряда лет область входит в тройку лучших в республике по результатам централизованного экзамена и централизованного тестирования. В 2025 году выпускниками области получен 261 максимальный стобалльный результат по итогам централизованного экзамена и централизованного тестирования.   Экспорт образовательных услуг в Республике Беларусь является перспективным направлением международного сотрудничества и укрепления гуманитарных связей. В последние годы белорусские учреждения образования активно развивают программы, направленные на привлечение иностранных студентов, особенно из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки (более 110 стран) . Наблюдается тенденция к росту востребованности белорусского образования среди иностранных граждан, желающих обучаться в УВО Республики Беларусь. Если в 2010 году в республике обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, то на 1 января 2025 г. уже порядка 34 тыс. (из более 110 стран) . Привлекательность белорусского образования обусловлена высоким качеством преподавания, доступными условиями обучения, современными учебными программами и признанием дипломов за рубежом. Для стимулирования экспорта образовательных услуг государство реализует ряд мер: упрощение визового режима для иностранных студентов, поддержка рекламных кампаний за рубежом, развитие онлайн-курсов и платформ дистанционного обучения. Эти шаги позволяют не только расширить приток студентов, но и укрепить экономическое положение учреждений образования, сделать их менее зависимыми от государственного финансирования. В более широком контексте экспорт образования способствует формированию положительного имиджа Беларуси как страны, ориентированной на знания, диалог и международное партнерство. Иностранные выпускники, получившие образование в Беларуси, являются примером народной дипломатии, способствующей развитию взаимопонимания между народами. Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию функционирования и развития системы образования Республики Беларусь. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели по данным переписи населения 2019 года, как уровень грамотности взрослого населения (99,9%), охват общим базовым, общим средним, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и научно-ориентированным образованием занятого населения (99,6%). Справочно: По индексу уровня образования в 2024 году Республика Беларусь заняла 40-е место из 193 стран (2023 г. – 57-е место из 207 стран). Состояние и перспективы развития отечественной науки Беларусь – страна, в которой развивается целая индустрия интеллекта, для которой создан научный ландшафт. Сформирована междисциплинарная многовекторная структура, включающая академическую, вузовскую и отраслевую компоненты, функционирующие в тесном взаимодействии. Работают многочисленные отраслевые лаборатории, совместные кафедры, кластеры, центры. Все это обеспечивает получение новейших результатов мирового уровня и наукоемкой продукции, решает задачи научно-технологического суверенитета, импортозамещения и наращивания экспорта.   В Беларуси утверждены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026-2030 годы . Это цифровые технологии и искусственный интеллект, инновационные технологии в промышленности, биологические и медицинские технологии, инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности, научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства. Для реализации этих направлений Республика Беларусь располагает соответствующим кадровым научным потенциалом .             Слайд 7. Каждый третий научный работник – это молодой ученый в возрасте до 35 лет. В Республике Беларусь создана система стимулирования и привлечения в научную сферу одаренной молодежи . Справочно: открытый конкурс по назначению стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым; открытый конкурс по назначению стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам; конкурс научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов;   конкурс на выполнение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований совместно научными группами под руководством молодых ученых Беларуси и России и др. Ежегодно в различных отраслях экономики внедряется более 300 академических разработок, способствующих повышению конкурентоспособности Республики Беларусь на международных рынках. Приведем некоторые примеры инновационных производств, разработки которых были внедрены в реальный сектор по состоянию на июль 2025 г . На базе Института физики им. Б.И.Степанова создано инновационное производство по выпуску экспортоориентированных высокотехнологичных лазерных систем с диодной накачкой нового поколения, а также прецизионных оптических элементов лазерного качества. Освоен выпуск новейших образцов техники, в том числе: электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 120 т; самосвала карьерного грузоподъемностью 136 т; шлаковоза грузоподъемностью 80 т с чашей объемом 11 м³ и тяжеловоза грузоподъемностью 150 т (ОАО «БЕЛАЗ») ; трактора «Беларус» на базе бесступенчатой трансмиссии с двигателем Weichai (Вейчай) мощностью 330 л. с.; трактора «Беларус» с центральным приводом и передним ведущим мостом увеличенной грузоподъемности (ОАО «МТЗ») ; новых грузовых автомобилей, включая модели с правым расположением органов управления; перронного автобуса второго поколения с двигателем мощностью 300 л. с. (ОАО «МАЗ») . В ОАО «Планар» поставлен на производство высокопроизводительный генератор изображений с применением технологии пространственно- световой модуляции. Разработан ассортимент и освоена технология производства новых видов продуктов мясных и из мяса птицы (изделия колбасные, полуфабрикаты) с пониженной калорийностью для питания детей дошкольного и школьного возраста с повышенным индексом массы тела. Для примера, фактический выпуск импортозамещающей продукции и услуг по разработкам НАН Беларуси, внедренным в экономику, составляет порядка 335 млн долларов США в год . Одну из ключевых позиций в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь занимают технопарки , которые активно содействуют усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и инновационными предприятиями в производственной, кадровой, научно-исследовательской сферах. На сегодняшний день в республике действуют 14 технопарков, расположенных во всех регионах страны: по одному в Брестской, Гомельской и Гродненской областях, по два в Минской и Могилевской областях, три в Витебской области и четыре в г.Минске. Справочно: По итогам 2024 года численность работников резидентов технопарков составила 6 424 человека, что на 83% больше аналогичного показателя 2021 года (3 506 человек). Объем выпуска продукции резидентами технопарков за 2024 год составил более 1 млрд рублей, что в три раза больше, чем было зафиксировано в 2021 году – 320,3 млн рублей. По итогам 2024 года резидентами технопарков поставлено на экспорт продукции на 459,6 млн рублей (в 2021 году – 137,9 млн рублей). В Беларуси проводится системная работа по развитию международного научно-технического сотрудничества . Основные усилия государства направлены на углубление взаимодействия в Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ и со странами дальней дуги. Белорусские ученые сотрудничают с коллегами со всего мира. Новые возможности перед Беларусью открывает присоединение 4 июля 2024 г. в Астане к Шанхайской организации сотрудничества.   Начато взаимодействие в рамках соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. Развивается и научное сотрудничество со странами дальней дуги. В их числе Китай, Индия, Турция, Венесуэла, Сингапур и многие другие. Только на базе организаций НАН Беларуси действует 33 международных исследовательских центра с организациями России, Китая, Вьетнама, Турции, ЮАР и др. Одним из ключевых направлений интеграции является научно-техническое и инновационное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Союзные программы и проекты уже доказали свою успешность. Значимые результаты получены в области космоса, микроэлектроники, медицины, агропромышленных технологий и по другим направлениям. В настоящее время выполняются три научно-технические программы Союзного государства: «Интелавто» – разработка системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящей существующие аналоги, в т.ч. управления двигателем, бортовой безопасности, роботизированного управления, высокоэффективных электродвигателей и других компонетов для электрического и гибридного транспорта; «Компонент-Ф» – разработка новых образцов лазерной техники, применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской техники; «Комплекс-СГ» – разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства. Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию функционирования и развития системы образования Республики Беларусь. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели по данным переписи населения 2019 года, как уровень грамотности взрослого населения (99,9%) , охват общим базовым, общим средним, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и научно-ориентированным образованием занятого населения (99,6%) . Достижения и успехи развития Республики Беларусь отмечены на международном уровне. В рейтинге достижения Целей устойчивого развития Беларусь заняла 32-е место среди 167 стран согласно Sustainable Development Report 2025. По индексу человеческого развития среди 193 стран, по данным Доклада ПРООН о человеческом развитии в 2025 году, Беларусь занимает 65-е место в Глобальном индексе человеческого развития (ИЧР). В рамках оценки достижения страны в трех основных аспектах: продолжительность жизни, образование и уровень жизни, Беларусь принадлежит к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития .   **** Слайд 8.     «Инвестиции в науку являются ключевым условием экономической стабильности и состоятельности любого государства. Мы в этом не исключение. Время такое, что без реальных достижений в научной сфере движение вперед невозможно» ,– сказал Президент на совещании по анализу деятельности Национальной академии наук Беларуси. Слайд 9.