20.08.2025
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА – ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА_август
МАТЕРИАЛ
для членов
информационно-пропагандистских групп
(август 2025
г.)
ОБРАЗОВАНИЕ
И НАУКА – ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
на основе информации
Национального
статистического комитета Республики Беларусь, Министерства образования
Республики Беларусь, Государственного комитета по науке и технологиям
Республики Беларусь,
Национальной
академии наук Беларуси,
материалов государственных СМИ
Слайд 1.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ_PDF-файл
Важнейшим фактором, движущей силой развития общества
и государства в современных условиях является интеллектуальный потенциал
человека. Мы наблюдаем все возрастающую роль человеческого капитала в
развитии современной экономики. Человек с присущими ему способностями,
знаниями и возможностью творчески и нестандартно решать поставленные задачи
становится залогом успеха новых проектов.
Глава
государства А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «человеческий капитал является
для нас самой высокой ценностью. Ибо это инвестиции в будущее», «человеческий
капитал – это главный ресурс страны, на развитие которого мы всегда найдем
средства» .
Слайд 2.
Национальная система образования – фактор экономического роста и
благосостояния страны
Беларусь является государством, где реализуется принцип непрерывности
образования (образование через всю жизнь ),
реализуется и гарантируется право на бесплатное получение образования.
Слайд 3.
Государственная
поддержка образования в Республике Беларусь играет ключевую роль в
обеспечении равного доступа к знаниям для всех слоев населения. Основой этой
поддержки является система бесплатного среднего образования и бюджетные
места в учреждениях высшего и среднего специального образования .
Слайд 4.
К другим мерам государственной поддержки относятся стипендии за счет
средств республиканского или местных бюджетов, общежития, предоставляемые на
время обучения. Ряд категорий обучающихся получают также бесплатное горячее
питание, бесплатные учебники и пособия, спецодежду и обувь на практике и
стажировках.
Особое внимание уделяется государственной поддержке одаренных
учащихся и студентов . Действует специальный фонд Президента
Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, из
средств которого 17 июля 2025 г. назначены очередные стипендии Президента 192
студентам УВО. Гранд-премий с присвоением звания лауреата специального фонда
удостоены 28 победителей международных олимпиад и конкурсов.
Справочно:
В 2025 году 29 учащихся приняли участие в 5-ти
международных олимпиадах, завоевав 28
медалей (3 золотых, 14 серебряных, 11 бронзовых). Абсолютным победителем XXI
Международной географической олимпиады (iGeo-2025) стал выпускник брестской
гимназии Николай Мисиюк.
Кстати, победители (дипломы I, II, III
степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам
зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний .
Справочно.
Ежегодно выпускники Гродненской
области принимают участие в международных предметных олимпиадах в составе сборных
команд Республики Беларусь. Только за последние пять лет представителями
области завоевано 22 медали.
Не является
исключением 2025 год. Учащимися ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского
г.Гродно» завоевано 4 медали: одна золотая и две серебряные на международной
олимпиаде по физике и серебряная медаль на международной олимпиаде по
математике. Кроме того, представители области вошли в состав команды Республики Беларусь
для участия в международных олимпиадах по географии и астрономии, которые
пройдут в августе-октябре 2025 года.
Слайд 5.
На сегодняшний день национальная система
образования позволяет удовлетворять потребность экономики в трудовых ресурсах за счет подготовки в учреждениях образования специалистов со средним
специальным, высшим образованием, рабочих с профессионально-техническим,
средним специальным образованием. Выпускники принимаются на первичные
должности, для занятия которых не требуется стаж профессиональной деятельности.
В республике сформирована система ,
объединяющая заказ на подготовку кадров, объем и структуру подготовки, а также
трудоустройство специалистов, рабочих, служащих, подготовленных за счет
бюджетных средств. Уместно будет отметить, что только наша страна на
постсоветском пространстве сохранила систему профессионально-технического
образования и среднего специального образования . Это с завистью отмечают
все соседи, потому что высококвалифицированных рабочих, толковых инженеров и
головастых технологов не хватает нигде в мире.
Справочно.
В Гродненской области проводится большая работа по созданию достойных условий для получения
образования. Много внимания уделяется оснащению учреждений образования новым
информационно-коммуникационным оборудованием, современной техникой. Оснащение современным
оборудованием кабинетов физики, химии, биологии трудового обучения, допризывной
и медицинской подготовки позволяет организовать изучение предметов на
повышенном уровне не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных школах.
Развивается сеть
профильного обучения, допрофильной подготовки. Охват учащихся X-XI классов
профильным обучением в Гродненской области составляет не менее 70 %. С целью совершенствования форм
профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования
функционируют профильные классы (группы) педагогической аграрной,
военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности. С
2024 года открыты медицинские, прокурорские и классы в интересах комитета
государственного контроля. Учащиеся углубленно изучаются предметы, связанные с
медициной, правом и деятельностью комитета государственного контроля.
Успехам в сфере образования способствует
реализация требования нашего Президента о недопустимости в ней метаний,
экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было
четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям.
При этом это не отменяет необходимости системы
оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и
прогрессивного.
А это значит, что государством будут
реализованы новые подходы по всемерному всестороннему формированию личности,
как движущей силы развития общества и государства.
Слайд 6.
А это значит, что государством будут реализованы новые подходы по
всемерному всестороннему формированию личности, как движущей силы развития
общества и государства.
С 1 сентября начнут действовать изменения,
внесенные в Кодекс об образовании .
Справочно:
В частности, внесены изменения в ЦЭ и итоговую
аттестацию школьников; введен новый
порядок распределения, предусматривается больше гарантий для выпускников УВО и
колледжей. Количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается
с двух до трех; в сельские школы возвращена программа по обучению вождению;
упрощена организация подвоза школьников; закреплена обязанность для школьников
придерживаться делового стиля одежды и др.
Справочно:
В
Гродненской области приняты необходимые организационно-управленческие меры по проведению
на высоком уровне новой формы аттестации выпускников в виде централизованного
экзамена. На протяжении ряда лет область входит в тройку лучших в республике по
результатам централизованного экзамена и централизованного тестирования.
В 2025 году выпускниками области получен 261
максимальный стобалльный результат по итогам централизованного экзамена и
централизованного тестирования.
Экспорт образовательных услуг в Республике Беларусь является перспективным направлением
международного сотрудничества и укрепления гуманитарных связей. В последние
годы белорусские учреждения образования активно развивают программы,
направленные на привлечение иностранных студентов, особенно из стран СНГ, Азии,
Африки и Латинской Америки (более 110 стран) .
Наблюдается тенденция к росту востребованности белорусского
образования среди иностранных граждан, желающих обучаться в УВО Республики
Беларусь. Если в 2010 году в республике обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, то на 1 января 2025 г. уже порядка 34 тыс. (из
более 110 стран) .
Привлекательность белорусского образования обусловлена высоким
качеством преподавания, доступными условиями обучения, современными учебными программами
и признанием дипломов за рубежом.
Для стимулирования экспорта образовательных услуг государство
реализует ряд мер: упрощение визового режима для иностранных студентов,
поддержка рекламных кампаний за рубежом, развитие онлайн-курсов и платформ
дистанционного обучения. Эти шаги позволяют не только расширить приток
студентов, но и укрепить экономическое положение учреждений образования,
сделать их менее зависимыми от государственного финансирования.
В более широком контексте экспорт образования способствует
формированию положительного имиджа Беларуси как страны, ориентированной на знания, диалог и международное партнерство.
Иностранные выпускники, получившие образование в Беларуси, являются примером
народной дипломатии, способствующей развитию взаимопонимания между народами.
Выбор курса на создание
социального государства позволил определить верную стратегию функционирования и
развития системы образования Республики Беларусь. Об этом свидетельствуют такие
макропоказатели по данным переписи населения 2019 года, как уровень грамотности
взрослого населения (99,9%), охват общим базовым, общим средним,
профессионально-техническим, средним специальным, высшим и
научно-ориентированным образованием занятого населения (99,6%).
Справочно:
По индексу уровня
образования в 2024 году Республика Беларусь заняла 40-е место из 193 стран
(2023 г. – 57-е место из 207 стран).
Состояние и
перспективы развития отечественной науки
Беларусь – страна, в которой развивается целая индустрия интеллекта,
для которой создан научный ландшафт. Сформирована междисциплинарная
многовекторная структура, включающая академическую, вузовскую и отраслевую
компоненты, функционирующие в тесном взаимодействии. Работают многочисленные
отраслевые лаборатории, совместные кафедры, кластеры, центры. Все это обеспечивает
получение новейших результатов мирового уровня и наукоемкой продукции, решает
задачи научно-технологического суверенитета, импортозамещения и наращивания
экспорта.
В Беларуси утверждены приоритетные
направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026-2030 годы .
Это цифровые технологии и искусственный
интеллект, инновационные технологии в промышленности, биологические и
медицинские технологии, инновационные технологии в агропромышленном комплексе и
пищевой промышленности, научное и научно-техническое обеспечение безопасности
человека, общества и государства.
Для реализации этих направлений
Республика Беларусь располагает соответствующим кадровым научным потенциалом .
Слайд 7.
Каждый третий научный
работник – это молодой ученый в возрасте до 35 лет.
В Республике
Беларусь создана система стимулирования и привлечения в научную сферу одаренной
молодежи .
Справочно:
открытый конкурс по назначению стипендий
Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым;
открытый конкурс по назначению стипендий
Президента Республики Беларусь аспирантам;
конкурс
научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов;
конкурс на выполнение фундаментальных научных
исследований и поисковых научных исследований совместно научными группами под
руководством молодых ученых Беларуси и России и др.
Ежегодно в различных отраслях экономики внедряется более 300 академических разработок, способствующих повышению
конкурентоспособности Республики Беларусь на международных рынках.
Приведем некоторые примеры
инновационных производств, разработки которых были внедрены в реальный сектор
по состоянию на июль 2025 г .
На базе Института физики им. Б.И.Степанова создано инновационное
производство по выпуску экспортоориентированных высокотехнологичных лазерных
систем с диодной накачкой нового поколения, а также прецизионных оптических
элементов лазерного качества.
Освоен выпуск новейших образцов техники, в том числе:
электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 120 т; самосвала
карьерного грузоподъемностью 136 т; шлаковоза грузоподъемностью 80 т с чашей
объемом 11 м³ и тяжеловоза грузоподъемностью 150 т (ОАО «БЕЛАЗ») ;
трактора «Беларус» на базе бесступенчатой трансмиссии с двигателем
Weichai (Вейчай) мощностью 330 л. с.; трактора «Беларус» с центральным приводом
и передним ведущим мостом увеличенной грузоподъемности (ОАО
«МТЗ») ;
новых грузовых автомобилей, включая модели с правым расположением
органов управления; перронного автобуса второго поколения с двигателем
мощностью 300 л. с. (ОАО «МАЗ») .
В ОАО «Планар» поставлен на производство высокопроизводительный
генератор изображений с применением технологии пространственно- световой
модуляции.
Разработан ассортимент и освоена технология производства новых видов
продуктов мясных и из мяса птицы (изделия колбасные, полуфабрикаты) с пониженной калорийностью для питания детей
дошкольного и школьного возраста с повышенным индексом массы тела.
Для примера, фактический выпуск импортозамещающей
продукции и услуг по разработкам НАН Беларуси, внедренным в экономику,
составляет порядка 335 млн долларов США в год .
Одну из ключевых позиций в развитии инновационного предпринимательства
Республики Беларусь занимают технопарки , которые активно содействуют
усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и
инновационными предприятиями в производственной, кадровой,
научно-исследовательской сферах.
На сегодняшний день в республике действуют 14 технопарков, расположенных
во всех регионах страны: по одному в Брестской, Гомельской и Гродненской областях,
по два в Минской и Могилевской областях, три в Витебской области и четыре в
г.Минске.
Справочно:
По итогам 2024 года
численность работников резидентов технопарков составила 6 424 человека,
что на 83% больше аналогичного показателя 2021 года (3 506 человек).
Объем выпуска продукции
резидентами технопарков за 2024 год составил более 1 млрд рублей, что
в три раза больше, чем было зафиксировано в 2021 году – 320,3 млн рублей.
По итогам 2024 года
резидентами технопарков поставлено на экспорт продукции на 459,6 млн рублей (в 2021 году – 137,9 млн рублей).
В
Беларуси проводится системная работа по развитию международного научно-технического сотрудничества . Основные усилия государства
направлены на углубление взаимодействия в Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ и со
странами дальней дуги.
Белорусские ученые сотрудничают с коллегами со
всего мира.
Новые возможности перед Беларусью открывает
присоединение 4 июля 2024 г. в Астане к Шанхайской организации сотрудничества. Начато
взаимодействие в рамках соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом
сотрудничестве.
Развивается и научное сотрудничество со
странами дальней дуги. В их числе Китай, Индия, Турция, Венесуэла, Сингапур и
многие другие.
Только на базе организаций НАН Беларуси
действует 33 международных исследовательских центра с организациями России, Китая,
Вьетнама, Турции, ЮАР и др.
Одним из ключевых направлений интеграции является научно-техническое и
инновационное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Союзные программы и проекты уже доказали свою успешность. Значимые результаты
получены в области космоса, микроэлектроники, медицины, агропромышленных
технологий и по другим направлениям.
В настоящее время выполняются три научно-технические программы
Союзного государства:
«Интелавто» – разработка системы бортовой электроники автотранспортных средств,
превосходящей существующие аналоги, в т.ч. управления двигателем, бортовой
безопасности, роботизированного управления, высокоэффективных электродвигателей
и других компонетов для электрического и гибридного транспорта;
«Компонент-Ф» – разработка новых образцов лазерной техники,
применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской
техники;
«Комплекс-СГ» – разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок
малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и
околоземного космического пространства.
Выбор курса на создание
социального государства позволил определить верную стратегию функционирования и
развития системы образования Республики Беларусь. Об этом свидетельствуют такие
макропоказатели по данным переписи населения 2019 года, как уровень грамотности
взрослого населения (99,9%) ,
охват общим базовым, общим средним, профессионально-техническим, средним
специальным, высшим и научно-ориентированным образованием занятого населения (99,6%) .
Достижения и успехи развития Республики
Беларусь отмечены на международном уровне.
В рейтинге достижения Целей устойчивого развития Беларусь заняла 32-е
место среди 167 стран согласно Sustainable Development Report 2025.
По индексу человеческого развития среди 193
стран, по данным Доклада ПРООН о человеческом развитии в 2025 году, Беларусь
занимает 65-е место в Глобальном индексе человеческого развития (ИЧР). В рамках
оценки достижения страны в трех основных аспектах: продолжительность жизни,
образование и уровень жизни, Беларусь принадлежит к категории стран с очень
высоким уровнем человеческого развития .
****
Слайд 8.
«Инвестиции
в науку являются ключевым условием экономической стабильности и состоятельности
любого государства. Мы в этом не исключение. Время такое, что без реальных
достижений в научной сфере движение вперед невозможно» ,– сказал Президент на совещании по анализу деятельности Национальной
академии наук Беларуси.
Слайд 9.