Главная / Историко-культурное наследие

Историко-культурное наследие

Замок ХIV в.

г. Лида

История возникновения, основные этапы формирования и развития, события и лица, связанные с памятником

Каменный замок в Лиде приказал построить Великий князь литовский, русский, жмойтский Гедимин (1316-1341 гг.). Строили с 1323 по 1328 год пленные из Волыни и Киева. В 1323 году Гедимин направил Папе Иоанну ХХІІ послание, в котором высказал готовность принять христианство за цену мира с крестоносцами. Папа запретил крестоносцам походы на литовское княжество, было составлено четырёхлетнее перемирие. В 1325 году Гедимин выдал свою дочку Альдону за Казимира – сына польского короля Владислава Локетка. В 1326 году литовские послы заключили мир с Новгородом. В условиях мира с соседями князь Гедимин возвел Лидский замок и укрепления в Вильно. Свое назначение замок исполнил частично: отбился от нападения отряда смоленского князя Юрия Святославовича 5 августа 1406 года, от войск князя Свидригайла - в августе 1433 года, но сдался без боя крестоносцам в январе 1392 года и войскам Ивана Хованского в декабре 1659-го. После 1659 года в оборонческих целях замок не использовался. В замке происходили события большой значимости. Здесь в 1386-м принес присягу Великому князю литовскому и королю польскому Ягайле полоцкий князь Скиргайло. В 1422 году проходил знаменитый свадебный пир короля Владислава Ягайлы и княжны Софьи Гольшанской. В июле 1506 года подписал предсмертное завещание король Александр в присутствии литовских магнатов, своей жены Елены Иоанновны – дочери Великого московского князя Ивана ІІІ. Отсюда отходило на победную Клецкую битву шляхетное ополчение. На территории замка до 1553 года находилась православная церковь, жилые и хозяйственные постройки, колодец, с 1568 года суд, архив. Руины замка в ХІХ столетии привлекли внимание известных художников Пешки, Орды, Грязнова и др. В руинах замка в ХІХ столетия показывали киноленты, заливали лед, служили мессу, устраивали соревнования, давали старт мотоциклетным ралли. В июле 1941 году в замке был лагерь советских военнопленных. После войны внутренний двор замка использовался как спортивный стадион. С 2004 года замок действует как туристический объект. Проводятся рыцарские фестивали, турниры, устраиваются выставки, проводятся зрелищные мероприятия. 


История исследований памятника

В начале ХХ столетия Лидский замок осмотрел русский архитектор, деятель в области реставрации памятников средневековой архитектуры, сотрудник Императорской Археологической Комиссии П. П. Покрышкин. Благодаря Покрышкину Лидский замок получил статус неприкосновенного, из средств МВД были выделены двумя траншами 1943 рубля - и в 1909-1910 годах проведён первый ремонт. В 1920-е раскопки в замке провел польский археолог Тадеуш Бурша, были сооружены две тонкие стенки в юго-восточном и юго-западном углах. Первые документально подтвержденные археологические работы в Лидском замке провел аспирант института истории АН БССР М. А. Ткачёв. В 1970 г. он обмерил стены и заложил несколько шурфов в замковом дворе. Были найдены фрагменты глиняной и стеклянной посуды 14-17 ст., обломки черепицы, кафеля и облицовочной полихромной плитки. В 1974 году в замковом дворе 12 небольших шурфов заложил научный сотрудник института истории АН БССР Я. Г. Зверюга. В 1975-м реставрацию Лидского замка включили в план работ Специальных учено-реставрационных мастерских (СНРМ) Министерства культуры БССР. В сентябри 1976 году были проведены архитектурно-археологические исследования, которые подтвердили уникальность постройки. Научный руководитель работ С. Г. Багласоў предложил проект полного восстановления замка. Его предложения были приняты Лидским горкомом партии и горисполкомом, были выделены необходимые денежные средства, которые позволили провести широкомасштабные археологические исследования. Руководил археологическими раскопками аспирант института истории АН БССР А. А. Трусов. Летом 1977 году в замковом дворе были заложены пять раскопов. Археологические работы выполняли студенты исторического факультета БГУ.

В 1978-м детальному изучению попал замковый двор. Территория двора была разбита на квадраты (4х4), каждый из которых разрывался как отдельный раскоп. Всего было заложено 17 раскопов. В 1980 году в центральной части двора были заложены четыре раскопа. Детально исследовались два давнишних колодца. Изучение культурного слоя замкового двора продолжилось в 1985-1987 годах под руководством младшего научного сотрудника Института истории АН БССР А. К. Кравцевича. С 1979 году в Лидский краеведческий музей было передано 18 тысяч артефактов, главным образом, фрагменты керамической посуды, а также обломки кирпича, кафеля, черепицы, стеклянной посуды, металлические замки, ключи, инструменты, подковы, арбалетные болты, каменные ядра, монеты. Самые интересные артефакты хранятся в институте истории АН Беларуси. По результатам археологического исследования М. А. Ткачёв, С. Г. Багласов, А. А. Трусов внесли свои предложения по реконструкции Лидского замка. С 2012 по 2016 годы проведена реставрация и реконструкция Лидского замка за счет средств государственной программы “Замкі Беларусі”. 


Описание историко-культурной ценности

Замок построен из валунов, кирпича и извести. В плане – это неправильный четырёхугольник с двумя угловыми башнями. Стены толщиной 1,5-2 метров, высотой 14 метром, сложены из валунов и извести. Вверху они переходят в боевую галерею, кирпичная стенка галереи имела один ряд бойниц. Помост галереи опирался на деревянные балки. Юго-западная башня строилась одновременно со стенами. С начала 15 столетия построена северо-восточная башня, вдоль северной стены вырыт ров, на реке Лидейка поставлена дамба, которая позволила создать вокруг замка водное оборонческое пространство. Отлично сохранилась южная стена вплоть до бойниц, на высоту до 11-12 метров, восточная и северная на высоту до восьми метров, хуже сохранилась западная – устояла только центральная часть до высоты шести метров. В южной стене сохранилось семь бойниц. От юго-западной башни не осталось даже фундаментов, северо-восточная башня уцелела до высоты четырёх метров. В северо-восточной башне сохранились два камина, четыре ниши, вход и лестница в стене. Замковый двор полностью перекопан.

Ансамбль бывшего кляштора пиаров:

Свято-Михайловская церковь (бывший Иосифовский костёл) кляшторный корпус 1797-1824 годы, 1863 год (православная церковь)

 г. Лида, ул. Советская, 20

Храм-ротонда накрыт полусферическим куполом с восьмигранным фонарём. К основному круглому в плане объему прилегают более низкие прямоугольные; по оси восток-запад – присоединяются более низкие прямоугольные притвор с четырех колонным портиком на главном фасаде и двухэтажные сакристии, с юга и севера – небольшие ризалиты. В оформления фасадов и интерьера использован дорический ордер. Портик и ризалиты увенчаны треугольными фронтонами. Стены прорезаны высокими прямоугольными оконными проёмами. Внутри зала размещено весемь пар дорических колонн, которые несут упрощенный антаблемент. По поперечной оси – боковые входные порталы. Потолок раскрашен в технике гризайль с имитацией кессонов и розеток.

Здание

1912 год

г. Лида, ул. Фабричная, 6

Одноэтажное в плане строение с двухскатной крышей. Торцовые фасады завершены щитами. Размещено обособленно. Основной строительный материал кирпич. Оконные проёмы прямоугольные, выполнены из дерева.

Здание

1912 год

г. Лида, ул. Советская, 31

Здание построено из кирпича в начале 20 векаП–подобный в плане одноэтажный объём выделен высокой мансардной крышей. Главный фасад имеет симметрично-осевую композицию, которая подчёркнута боковыми двухколонными портиками. Центральный вход фланкирован пилястрами, ранее здесь был четырёхколонный портик с фронтоном, выдвинутым в пешеходную часть улицы. Симметрия фасада подчёркнута прямоугольными оконными проёмами. Со стороны дворового фасада полукруглая терраса, фланкированная боковыми крыльями дома.


Здание типографии

конец XIX столетия

г. Лида, ул. Ленинская, 23

Двухэтажное в плане строение с двускатной крышей. Размещено обособленно. Торцовые фасады завершены щитами. Основной строительный материал кирпич. Оконные проёмы прямоугольные. На территории, на которой в настоящее время расположена Лидская типография, в середине XIX века был «Городской острог». На плане уездного города Лида, который был составлен в 1842 году, показаны две квадратные постройки и ограда. В начале ХХ века, были построены кирпичные здания, а территория была окружена высокой кирпичной стеной с башнями. В этой тюрьме сидели в заключении участники революционных событий 1905-1907 гг. В польское время территория называлась тюрьма на Каменке или просто «Каменка». В 1936 году здесь удерживались в заключении наиболее активные участники забастовки на фабрике «Ардаль» и заводе «Неман». В 1941-1942 гг. в тюрьме находились евреи. В 1947-1951 гг.  располагалась трудовая детская колония для малолетних преступников.

Каплица Матери Божьей Ружанцовой

1824 год

д. Белица, Лидский район

Построена в 1824 году из дерева монахами-доминиканцами. На юго-восточной окраине деревни, на кладбище. Прямоугольный сруб с трёхгранной апсидой. Двухскатная жестяная крыша на главном фасаде завершена четырёхгранной шатровой башенкой-колокольней с маковкой. Треугольный щит главного фасада имеет арочную нишу, в которой установлена деревянная скульптура Христа. Фасады горизонтально обшиты, расчленены прямоугольными оконными проёмами в плоских наличниках. Каплица Матери Божьей Ружанцовой – памятник народного деревянного зодчества.

Костёл Преображения Господня

1840, 1932 годы

д. ВаверкаЛидский район

На южной окраине деревни, на левом берегу реки Вавюрка. Окаймленный бутовым ограждением с трёхпролётными арочными воротами. Храм не имеет выразительной архитектурно-стилевой планировки – это памятник архитектуры историзма с использованием стилизованных элементов ренессанса, барокко, классицизма, конструктивизма. Построенный по канону трёхнефовой двухбашенной восьмигранными ярусами колоколен под колоколовидными куполами с фонарями; средняя – небольшим фигурным фронтонам. Плоскостные фасады расчленены арочными, прямоугольными и квадратными оконными проёмами. Торцовая стена центрального нефа завершена барочным вогнуто-выпуклым щитом. Классицистической рустовкой обработан нижний ярус фронтального фасада, в середине которого прямоугольный входной проём под “разорванным” двухгранным фронтоном. Внутреннее пространство храма разделено на нефы двумя рядами мощных аркатур на четырёхгранных пилонах. Над нартексом на широкой арке размещена галерея хоров с органом. Неф перекрыт плоским кессонным деревянным потолком в стиле ренессанса. Апсиду завершает одноярусный деревянный алтарь, который завершён вогнуто-выпуклым фронтоном и расчленён на три части витыми колоннами, между которыми две скульптуры.

Костел в д. Ваверка – пример межвоенной архитектуры на землях Западной Беларуси, в котором сочетаются черты многочисленных исторических архитектурных стилей, что привело к формированию своеобразного, характерного для этого региона и периода архитектурного романтизма в деревянном и в каменном зодчестве.

Костёл Святого Михаила

1837 год

д. Нетеч, Лидский район

Костёл построен в 1837 году из кирпича и дерева помещиком Станиславом Ласковичем. Прямоугольный в плане накрыт двускатной крышей объём с трёхгранной алтарной частью (апсидой). На фасадах строения выделен конструкционный каркас в виде кирпичных столбов. Деревянные простенки вертикально обшиты и прорезаны прямоугольными и арочными оконными проёмами, полукруглыми люкарнами (на фасаде). Главный фасад выделен четырьмя пристенными колоннами и завершён треугольным фронтоном с башенкой-колокольней над ним (возведено в 1920 году вместо восьмигранной). Над апсидой вальма крыши завершена четырёхстолбовой шатровой сигнатуркой. Внутреннее пространство разделен четырьмя гранёными столбами на три нефы. Алтарной перегородкой отделён объем апсиды с боковыми сакристиями. Над входом – хоры на двух колоннах. Перед храмом отдельно построена каменная трёхярусная четырёхгранная шатровая колокольня. Костёл – памятник культовой архитектуры с выдержанными формами классицизма. 

 

Костел Воздвижения Святого креста

Декоративное оформление интерьера костела Воздвижения Святого креста:

3 алтаря и амбон, орнаментальная лепка, росписи сводов и стен

ХVIII столетие

г. Лида, ул. Советская, 2

Автор проекта Иоганн Христофор Глаубиц, умер 30 марта 1767 года, не увидев свое творение. Он оставил много архитектурных строений, как на территории Беларуси, так и в Литве. Проект Лидского костёла – его последняя работа. Лидский костёл – органичная часть городской застройки. Удивительная гармония с природой придает ему необычную тайную красоту. В очертаниях костёла отражена часть многовековых представлений о загадочной силе Бога. У костёла счастливая судьба: храм не закрывался, выдержал две мировые войны и за прошедшие годы почти не изменил свой облик – исчезла только башня с крестом и небольшая колокольня. Композиция главного фасада двухъярусная, завершена фигурным фронтоном. Плоскости главного и боковых фасадов расчленены пилястрами. Центральный неф костёла перекрыт вместе с алтарной частью цилиндрическим сводом с распалубками, боковые – цилиндрическими на подпружных арках. Сакристии перекрыты плоским потолком на падугах. Над входом хоры. Интерьер украшен фресковой росписью, скульптурой и орнаментальной лепкой, исполненной в стили позднего барокко.

В интерьере костёла три каменных алтаря: центральный и два боковых. Центральный алтарь раскрепован четырьмя колоннами коринфского ордера, раскрашенными под мрамор, и спаренными пилястрами того же ордера. Антаблемент с крепкими раскреповками и развитым карнизом. Боковые алтари без фигурной резьбы. Главный алтарь выпукло-вогнутый с колоннами. Между колоннами, рядом с коринфо-рококовыми позолоченными капителями находятся серо-белые, деревянные фигуры святых Петра и Павла в полный рост. Одежда и волосы, как бы возбуждены вихрем, вулканической силой, выглядят монументально  торжественно. Святой Пётр стоит на стороне Евангеле, протягивая слегка согнутую левую руку с повешенными на пальцах ключами в направления Христа. Руке с ключами соответствует выдвинутая влево вперед левая нога и дружеский наклон головы. Такое движение называется «жестом Брута». Этот жест придает Святому Петру нечто от орла на вершине горной скалы. Чуть выступая, находится статуя Святого Павла с мечом, который висит между пальцами правой руки, а в левой руке он держит открытую книгу. Лицо у святого аскетическое, с выступающими скулами. Христос в полный рост на кресте серо-белого цвета занимает главную, центральную часть алтаря. Христос исполнен в технике идеализированного реализма. У него прекрасное лицо, с классическими чертами, без следа мучения. Верх алтаря украшает пара ангелов. На своде главного нефа, на фасадной стене органного хора и на своде сакристий – фрески, которые представляют цикл создания мира и человека. Колонны костёла покрыты фресковой имитацией. Пол выполнен из мраморных плит, уложенных в шахматном порядке. Скамейки и исповедальни выполнены в стили барокко, есть амбон. Орган ХIХ столетия в стиле нового Ренессанса звучит очень приятно на слух. Органный хор размещается на одном из пустых мест, парапет хора изогнут, получается вогнутая линия.


Крестовоздвиженская церковь

1810 год     

д. Бобры, Лидский район

Композиция церкви включает в себя прямоугольный в плане объём притвора, основной зал алтарной части с приделами. В 1880 году над притвором надстроена колокольня, при входе сделан тамбур. Основной объём и алтарная часть накрытый вальмовой крышей. Четвериковый ярус колокольни завершает шатёр с луковицеобразной головкой. Притвор, основной объем и алтарная часть объединены общим карнизом. Стены вертикально обшиты, на цокольной части строения имитирован руст, характерный для каменной архитектуры классицизма. Помещения церкви связаны между собой арочными проёмами. В апсиде живописная раскраска (пейзаж). Иконостас выстроен в один ярус, в котором семь икон. Храм решён в традициях народного деревянного зодчества.

Крестовоздвиженская церковь

1928 год

д. Белица, Лидский район 

Церковь построена в начале 1928 года из дерева. Прямоугольный в плане объем переходит в трёхгранную апсиду. Двускатная крыша с вальмами над апсидой завершена со стороны главного фасада восьмигранной шатровой башней с маковкой. Над алтарной частью купол на гранёном барабане. Треугольный щит на главном фасаде имеет арочную нишу, в которой установлена деревянная скульптура Христа. На фоне фигурного горизонтально-вертикального наличника фасадов выделяются прямоугольные оконные проёмы в простых наличниках. Вход организован через небольшой притвор (бабинец) под двускатной крышей. Зал церкви перекрыт обшитым подшивным потолком на падугах, над входом – хоры на четырёх столбах, на которые ведёт боковая лестница. Одноярусный иконостас с семью иконами. Памятник народного деревянного зодчества.

Михайловский костёл

1900-1905 годы

 д. Белогруда, Лидский район

Памятник архитектуры неороманского стиля. Монументальный храм построен согласно канону трёхнефовой двухбашенной базилики. Многообъёмная пространственная композиция динамично нарастает от низких сакристий, гранёной апсиды, крыльев трансепта к ее вертикальным доминантам – две башням под остроконечными шпилями. С  ними контрастирует портативная четырёхгранная шатровая сигнатурка в конце двухскатной крыши. Вход на фасаде выделен перспективным арочным порталом, над которым четырёхпролётная аркада и окно-роза, объединенные арочной трёхобломной нишей. Такими же, но меньшими порталами решены входы в нижнем ярусе башен. Все объемы, ярусы башен, фасадный щит окаймлены аркатурными фризами. Боковые фасады на первом ярусе расчленены арочными окнами-бифориумами, на втором – окнами-трифориумами и лопатками-пилонами в простенках. Крылья трансепта на торцовых фасадах отмечены окнами-розами в плоскости двугранных щитов, завершенных массивными крестами. Кирпичной кладкой выполнены элементы архитектурного декора: лопатки, наличники одиночных и сдвоенных арочных оконных проемов, рельефные кресты, профили и раскреповки. 

Внутреннее пространство разграничено на нефы мощными аркадами на четырёхгранных пилонах, перекрыто крестовыми сводами на подпружных арках и люнетах, украшенными фресковой орнаментально-арабесковой раскраской. Полукруглая апсида перекрыта конхой на распалубках, отмежевана арочным просветом, над которымдвухярусный алтарь в неороманском стиле. В его центре образ Матери Божьей Милосердной (втораяя половина 17 ст.) – копия образа Богородицы конца 15 ст. из Остробрамской часовни в костёле св. Терезы в Вильнюсе. Аналогичные, но меньшего масштаба одноярусные четырёхколонные алтари в крыльях трансепта. Мелкая балюстрада алтаря завершена четырьмя фигурками архангелов. На левом пилоне пресбитерия размещена деревянная гранёная кафедра амбона, на фронтальных гранях пилона и настенных пилястрах – терракотовые панно-станции на тему Крестного пути Христа на Голгофу. Над нартексом ограниченная балюстрадой антресоль хоров с органом.


Покровская церковь

1774 год

д. Гончары, Лидский район

Покровская церковь – памятник народного деревянного зодчества. Базиликального типа, трехнефовый, прямоугольный в плане сруб переходит в прямоугольную трёхгранную апсиду с боковыми ризницами. К главному фасаду присоединена трёхъярусная, четвериковая башня-колокольня, завершённая луковицеподобным куполом на коротком восьмерике. Стены церкви вертикально обшиты досками. Окна прямоугольные, размещены в верхней части стен. Внутреннее пространство церкви сочленено тремя парами квадратных в сечении столбов на три нефа. Центральный неф вдвое шире за боковые и перекрыт килеподобным (бочечным) сводом. Потолки боковых нефов плоские. В боковых нефах выделены сакристии, по сторонам притвора – два подсобных помещения (ризницы). Над входом – хоры, под ними – боковые клети и лестницы. Иконостас с иконой Тайной Вечери. Покровская церковь размещена на юго-восточной окраине деревни, на старом кладбище. Старейшая на Лидчине.


Покровская церковь

начало XX столетия

д. ЗбляныЛидского района

Покровская церковь – кресто-купольный храм. Па продольной планировочной оси размещена трёхярусная колокольня с купольным верхом и арочной галереей, основной объём с пятигранной апсидой. В пространственной композиции доминирует купол основного объёма, установлен на восьмигранном световом барабане. Архитектурный декор включает профилированный карниз, наличники арочных оконных проемов, угловые лопатки. В интерьере световой барабан поддерживают подпружные арки, перекрытия – цилиндрические своды. Памятник архитектуры русско-византийского стиля.


Покровская церковь – кресто-купольный храм. Па продольной планировочной оси размещена трёхярусная колокольня с купольным верхом и арочной галереей, основной объём с пятигранной апсидой. В пространственной композиции доминирует купол основного объёма, установлен навосьмигранном световом барабане. Архитектурный декор включает профилированный карниз, наличники арочных оконных проемов, угловые лопатки. В интерьере световой барабан поддерживают подпружные арки, перекрытия – цилиндрические своды. Памятник архитектуры русско-византийского стиля.

Здание почты

1930 год

г. Лида, ул. Мицкевича, 8

Здание почты построено в 1935 году английской строительной фирмой в стиле конструктивизма. Основной объём здания четырёхэтажный, к нему присоединены два одноэтажных блока. Первый этаж облицован крупноразмерной плиткой. Операционный зал имеет стеклянную крышу. Площадь всего здания примерно три тысячи метров квадратных.

В начале 20-х годов польские власти интенсивно восстанавливали разрушенное войной почтовое хозяйство. Почта размещалась в старом дореволюционном деревянном здании, в котором было тесно и почте, и телеграфу. Поэтому власти Виленского почтового округа и местные городские власти совместными усилиями в середине 30-х годов начали строить в Лиде новое здание почты по английскому проекту. В 1938 г. почта города переселилась в новое благоустроенное здание. В 1939 г. начальником почты был Ян Дробязгевич. Районный телефонный и телеграфный узел связи имел свои именные календарные штемпеля. В начале 30-х годов на телеграфе использовался календарный штемпель с надписью "LIDA 1/TELEGRAF". В "Списке абонентов телефонной сети дирекции округа почты и телеграфов в Вильно за 1939 год в Лиде насчитывалось 260 номеров телефонов. Но в городе было их больше, так как некоторые абоненты: суд, прокуратура, полиция, городские управления (магистрат, староство, военный гарнизон, почта), некоторые учреждения железной дороги, заводы и фабрики обладали небольшими коммутаторами с дополнительными телефонными номерами.

Осенью 1939 года работа лидской почты коренным образом была перестроена. В городе осталось два почтовых учреждения – районная контора связи и почтовое отделение на станции. Лидский железнодорожный узел вошел в состав Белостокской железной дороги. 8 июля 1944 года в ходе операции "Багратион" Лида была освобождена от фашистских оккупантов. 25 июля районная контора связи возобновила работу. Начальником лидской почты приказом № 1 от 26 июля 1944 года назначается Н. П. Васильев, заместителем начальника конторы по почтовой части – В. Д. Конан, а по электросвязи – А. С. Ковалевич. С 25 августа 1944 года на должность начальника районной конторы связи был назначен Ф. Г. Лукин. Работа почты в 1944-1945 гг. проходила в тяжелых условиях. Для доставки писем из отделений связи в районный узел использовался гужевой транспорт. Иногда обмен почтой между отделениями связи осуществлялся пешими курьерами, велосипедистами. Очень редко для доставки почты использовался случайный автотранспорт. В здании почты располагались: уездный узел связи (1937-1939), районная контора связи (1939-1941), Lida Deutsche Dionstpost ostland (1941-1944), Лидская районная контора связи, районный узел почтовой связи.

Бывшая усадьба

Конец ХІХ – начало ХХ столетия

аг. Тарново, Лидский район

Усадебный дом – каменное асимметричное в плане строение с живописной ступенчатой композицией фасадов. Основной частью строения является двухэтажный объем с центральным выступлением-ризалитом на главном фасаде. С западной стороны размещена одноэтажная пристройка, с восточной – доминирующая в силуэте четырёхэтажная башня. В пластике фасадов использованы элементы разных исторических стилей. С обеих сторон центрального ризалита над гонами размещены балконы. Углы основного объёма рустованные. Центральная ось главного фасада выделена щипцами ризалита и вертикальным рядом полуциркульных окон с профилированными арочными сандриками. Планировка строения анфиладно-коридорная. Этажи основного объема связаны лестницей, которая размещена в центре строения. Усадьба – памятник эклектичной архитектуры.

Церковь Рождества Богородицы

1793 год, XIX столетие

 д. Голдово, Лидский район

Церковь из дерева находится на северной окраине деревни. Реконструирована в 19 столетии. Перед церковью установлена двухярусная шатровая колокольня каркасной конструкции. Состоит из прямоугольного в плане притвора и основного сруба, пятигранной абсиды с низкой ризницей. Над притвором – четверик колокольни, который накрыт шатром с луковицеподобной головкой на восьмигранном барабане. Основной сруб накрыт двускатной крышей с вальмами над обсидой. При переходе от основного объема к алтарной пристройке крыша образует треугольные нависи. Стены церкви обшиты. Оконные проёмы лучковые, размещены в верхней части стен. Притвор освещается двумя люкарнами, размещенными с обеих сторон входа. Интерьер церкви зального типа. Три дверных проёма, связывающие  притвор с основным помещением обрамляют широкие массивные наличники. Над входом – хоры. Церковь – памятник деревянного зодчества.

Эскизы фасадов историко-культурных ценностей

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ  от 21 апреля 2003 г. N 194-З  

Указ Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 N 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны» 

ПАМЯТКА «О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной ценности» 

Подготовка предложений о придании культурным ценностям статуса историко-культурной ценности: практические рекомендации (текст)

Подготовка предложений о придании культурным ценностям статуса историко-культурной ценности: практические рекомендации (презентация)

Рекомендации о составе и порядке разработки проектов зон охраны материальных историко-культурных ценностей

Совместные разъяснения МАРТ и Министерства культуры о некоторых вопросах размещения средств наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны 

Рекомендации по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны»