МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(октябрь 2023 г.)
«О профилактике травматизма на производстве»
Отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда.
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Закон «Об охране труда» применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
внедрение систем управления охраной труда;
социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;
сотрудничество между работодателями и работающими;
использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
государственное управление охраной труда на территориальном уровне;
управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению;
надзор за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
разработку и обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории;
содействие в обучении и организацию проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не являются подчиненными организациями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
анализ причин производственного травматизма в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по его профилактике;
информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
оказание практической и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении и устранении нарушений требований безопасности;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;
иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
В 2023 году вопросы профилактики производственного травматизма, контроля за соблюдением в организациях законодательства об охране труда 43 раза рассматривались на заседаниях облисполкома и горрайисполкомов, проведено 51 заседание комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах, на которых рассмотрено 135 вопросов.
По вопросам условий и охраны труда проведено 520 семинаров, в которых приняли участие 11 529 человек, повысили квалификацию по вопросам охраны труда 1 836 работников. В комиссиях облисполкома и горрайисполкомов прошли проверку знаний по вопросам охраны труда 1 895 человек, в том числе внеочередную проверку – 17, из них 9 - руководителей организаций. Подготовлено и издано 4 видеофильма, 5 методических (справочных) пособий и 287 плакатов по охране труда для размещения в общественных местах как социальной рекламы, направленной на популяризацию здоровых и безопасных условий труда.
За 9 месяцев 2023 года созданными при горрайисполкомах 19 мобильными группами по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда проведено 1 418 обследований организаций, в том числе 687 объектов организаций агропромышленного комплекса и 254 строительных организаций, в ходе которых выявлено 12 909 нарушений правил и норм по охране труда, из них в агропромышленном комплексе – 6 276, строительных организациях – 2 497.
Информация о состоянии условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма в Гродненской области 310 раз размещалась в областных и районных газетах, на интернет-сайтах облисполкома и горрайисполкомов, региональном радио и телевидении
С целью профилактики и распространения передового опыта в вопросах охраны труда в области регулярно проводятся дни охраны труда: раз в полугодие - областной с единой повесткой, определяемой областной комиссией по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме, ежеквартально – городские и районные с повестками, определяемыми соответствующими территориальными комиссиями и ежемесячно – организациями области, а также 28 апреля – Всемирный День охраны труда с повесткой, определяемой Международной организацией труда.
В соответствии с решением Гродненского облисполкома от 23 февраля 2023 г. № 70 на территории Гродненской области с 6 по 12 марта в области проведено мероприятие «Неделя нулевого травматизма», которое было приурочено к проводимому 9 марта областному Дню охраны труда с единой повесткой «Обеспечение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, механизмов, оборудования, инструмента». При проведении данных мероприятий члены комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при облисполкоме и горрайисполкомах посетили 125 организаций области, в т.ч. где в 2022-2023 гг. регистрировались случаи производственного травматизма с тяжкими последствиями.
В соответствии с указанным решением второе мероприятие «Неделя нулевого травматизма» будет проведено с 6 по 12 ноября 2023 года и которое также будет приурочено к проводимому 9 ноября областному Дню охраны трудас единой повесткой «Обеспечение безопасности труда при проведении работ повышенной опасности».
Всемирный День охраны труда с повесткой «Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда» проведен в организациях области 28 апреля.
С целью стимулирования работы по охране труда, повышения заинтересованности нанимателей Гродненской области в создании здоровых и безопасных условий труда работников продолжена работа по проведению ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Гродненской области. На I этапе ежегодного областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда за 2022 год в Гродненской области приняли участие 1073 организаций, во II этап прошли 49 организаций.
18 мая 2023 года решением Гродненского облисполкома № 246 утверждены итоги ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Гродненской области за 2022 год и определены 12 организаций-победителей в 4 номинациях, которым в качестве денежного вознаграждения выплачено 25 160 рублей.
Для усиления профилактики производственного травматизма на производстве, с целью повышения ответственности должностных лиц и работников организаций сельского хозяйства за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждения случаев производственного травматизма в области регулярно проводятся месячники безопасности труда в организациях агропромышленного комплекса.
Такие месячники уже проведены: с 1 апреля по 1 мая -во время весенних полевых работ, с 15 июля по 15 августа - во время проведения уборки урожая зерновых и зернобобовых культур, с 7 сентября по 7 октября - во время проведения уборки кукурузы.
Также проведены месячник безопасности труда:
в мае-июле - в учреждениях системы образования и учреждениях сферы культуры Гродненской области;
с 1 по 30 июня - при проведении строительных работ
с 12 июня по 12 июля - в учреждениях здравоохранения.
На выполнение мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями трудаорганизациями коммунальной и частной форм собственности израсходовано 41,5 млн.рублей при запланированных на 2023 год 73,5 млн. рублей.
Это позволило в организациях коммунальной и частной форм собственности привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 578 рабочих мест для 705 работников и улучшить условия труда на 178 рабочих местах для 268 работников.
В январе-июне 2022 года в ходе реализации мероприятий по выполнению задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы 25 организаций признаны базовыми организациями по охране труда, созданы и переоснащены в организациях области 10 кабинетов и 155 уголков по охране труда, построено и реконструировано 113 санитарно-бытовых помещений.
Одним из целевых показателей, характеризующим выполнение задачи 4 Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, является внедрение систем управления охраной труда в соответствии с требованиями законодательства в организациях, за исключением микроорганизаций и организаций, созданных в отчетном году. По итогам 2023 года значение указанного показателя должно составить 90%.
По оперативным данным, 2 157 организаций коммунальной и частной форм собственности внедрили СУОТ в соответствии с новыми требованиями законодательства об охране труда, что составляет 91,9%.
По итогам реализации программы в 2025 году целевой показатель должен составить 100%.
Вместе с тем, несмотря на проводимую работу по данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в январе-сентябре 2023 года в сравнении с январем-сентябрем 2022 года в организациях Гродненской области при снижении числа погибших с 11 до 9, допущен рост общего числа травмированных с 148 до 175.
Коэффициент частоты травмирования (количество пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве на 100 тыс. застрахованных по
обязательному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний) в Гродненской области за
январь-сентябрь 2023 года составил 47,2 в том числе со смертельным исходом 2,4 (по
республике – 36,7 и 2,2 соответственно).
Оперативные
данные свидетельствуют об увеличении количества травмированных в организациях коммунальной
формы собственности
с 72 работающих в январе-сентябре 2022 года до 101 в 2023 году
и без ведомственной подчиненности с 36 до 44 человек, из которых
2 погибли.
В
организациях архитектуры и строительства коммунальной формы собственности отмечен
рост числа травмированных на производстве
в 2 раза с 5 до 10 работающих, сельского хозяйства с 48 до 58, пищевой
промышленности с 4 до 9, жилищно-коммунального хозяйства с 4 до 5,
здравоохранения с одного до 4.
В организациях торговли произошло 2 случая травмирования, культуры и спорта и туризма – по одному случаю, в то время как за аналогичный период прошлого года случаев травмирования не зарегистрировано.
В организациях транспорта и коммуникации зарегистрировано 2 погибших на производстве (за январь-сентябрь 2022 года случаев гибели не отмечено).
|
Общее количество травмированных на производстве / из них в состоянии алкогольного опьянения |
В том числе: |
||
|
погибших на производстве / из них в состоянии алкогольного опьянения |
|||
январь-сентябрь |
январь-сентябрь |
|||
2022 года |
2023 года |
2022 года |
2023 года |
|
Гродненская область, из них в организациях: |
148/2 |
175/2 |
9/- |
11/- |
республиканской формы собственности |
40/- |
30/- |
4/- |
2/- |
коммунальной формы собственности |
72/2 |
101/2 |
6/- |
5/- |
без ведомственной подчиненности |
36/- |
44/- |
1/- |
2/- |
Рост количества травмированных на
производстве допущен
в организациях г. Гродно с 46 до 48, в том числе погибших с 2 до 3.
В организациях Щучинского и Кореличского районах наблюдается рост числа травмированных на производстве с 3 до 8 и с 5 до 11 соответственно. Кроме того в этих районах в 2023 году погибло 3 и один работник соответственно, в то время как за аналогичный период 2022 года случаев гибели не зарегистрировано.
Наблюдается увеличение общего
числа травмированных
на производстве в организациях Гродненского района с 8 до 10, Волковысского - с 13 до 19, Лидского - с 14 до 17,
Новогрудского - с 1 до 10, Слонимского - с 3 до 9, Зельвенского - с 2 до 5,
Ошмянского - с 4 до 5.
В организациях Свислочского района в январе-сентябре 2023 года допущено травмирование 2 работников, в то время как за аналогичный период прошлого года травмирования не зарегистрировано.
В организациях Берестовицкого
района в январе-сентябре 2023 года зарегистрирован один погибший на
производстве, за январь-сентябрь
2022 года случаев гибели не отмечено.
Анализ причин несчастных
случаев по области
за январь-сентябрь 2023 года указывает, что основными являются:
нарушение потерпевшим
трудовой дисциплины, требований локальных правовых актов, технических
нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда – 39,4
процента от общего количества травмированных по области (в то время, как по
республике –
26,7 процента);
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – 5,2 процента от общего количества травмированных по области (по республике – 3,8 процента);
допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда – 3,6 процента (по республике – 3,4 процента);
нарушение правил дорожного движения потерпевшим – 2,1 процента от общего количества травмированных (по республике – 1,8 процента).
В январе-сентябре 2023 года в организациях Гродненской области количество несчастных случаев, произошедших в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, составило 32 процента от общего числа травмированных и 33,3 процента от общего числа погибших (по республике 27,4 и 18,8 процентов соответственно);
В результате падения потерпевшего при передвижении, составило 19,4 процента от общего количества травмированных и 11,1 процента погибших (по республике 18,6 и 2,5 процентов соответственно).
При пожаре
травмировано 1,1 процента работников
и 22,2 процента погибло (по республике 0,7 и 5 процентов соответственно).
В результате,
падения, обрушения конструкций, зданий
и сооружений, обвалов предметов, грунта и т.п. погибло
11,1 процента работников от общего числа погибших (по республике
10 процента).
Процент пострадавших в
результате отравления составил
1,7 процента и 11,1 процента от общего числа погибших (по республике 0,7 и 2,5
процентов соответственно).
В результате
дорожно-транспортных происшествиях пострадало
10,3 процента от общего числа травмированных (по республике
7,6 процента).
При повреждении в
результате контакта с представителями флоры и фауны травмировано 8 процентов
работников (по республике
5,3 процента).
В организациях области при воздействии вредных веществ пострадало 2,3 процента работников от общего количества травмированных (по республике 1,9 процента).
Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев на производстве в текущем году показал, что по вине работодателя погибло и тяжело травмировано 24 человека (32,9%), в аналогичном периоде 2022 года – 14 работающих (21,9%).
Это свидетельствует о том, что руководители и специалисты предприятий не всегда принимают исчерпывающие меры по обеспечению безопасности труда и указывает на низкий уровень производственной дисциплины.
В связи с чем, в настоящее время, первостепенной задачей является реализация мероприятий, направленных на повышение культуры производства и развитию чувства ответственности самих работающих за собственную безопасность и за безопасность работающего рядом.
На решение обозначенных проблем направлена и реализация концепции «Нулевой травматизм» и его 7 золотых правил, предлагающая качественно новый подход к организации профилактики производственного травматизма.
Использование данной Концепции, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, будет способствовать дальнейшему снижению производственного травматизма, как с тяжкими последствиями, так и общего травматизма в целом.