для членов информационно-пропагандистских групп
(июль 2024 г.)
«О противодействии коррупции»
Материал подготовлен
Управлением Следственного комитета
Республики Беларусь по Гродненской области
На основании Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» Следственный комитет является государственным органом, участвующим в борьбе с коррупцией и осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, в соответствии с законодательными актами.
В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институционные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных, в том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.
Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность.
Территориальными следственными подразделениями Гродненской области за 6 месяцев текущего года окончено производство передачей прокурору для направления в суд по 21уголовному делу рассматриваемой категории в отношении 24 обвиняемых.
Сумма причиненного ущерба по уголовным делам отмеченной категории за 6 месяцев текущего года составила свыше 330 000 рублей. В ходе расследования дел виновными лицами возмещен ущерб на сумму 300 тысяч рублей, наложен арест на имущество обвиняемых в размере свыше 1 047 000 тысяч рублей.
Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:
статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за преступление, связанное с хищением имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, санкция данной статьи предусматривает наказание от 4 до 12 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
статьям 430 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам получения и дачи взятки, санкции статей предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и до 7 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа соответственно;
статьям 424 и 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями и превышению власти или служебных полномочий, санкции статей предусматривают наказание от 3 до 10 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
статье 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту злоупотребления властью, бездействия власти либо превышении власти, санкция статьи предусматривает наказание от 2 до 12 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Справочно.Следственными подразделениями УСК по Гродненской области за истекший период 2024 года завершено расследование ряда уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений.
Среди них уголовное дело в отношении главного ветеринарного врача одного из коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий Берестовицкого района (далее – КСУП), который, являясь должностным лицом, в период времени с декабря 2023 года по март 2024 года, в несколько приемов получил в качестве взятки от директора одного из ООО денежные средства в сумме 3 200 рублей за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, а именно по выбору ООО в качестве поставщика товаров и услуг, по приобретению кормовых пребиотиков для нужд КСУП.
Действия обвиняемого квалифицированы по ч.2 ст.430 (получение взятки должностным лицом, повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В июле 2024 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Должностное лицо приговорено к наказанию в виде 5 лет лишения свободы, со штрафом в размере 330 базовых величин, что составляет 13200 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Аналогичное преступление совершил директор одного из унитарных предприятий «Станция технического обслуживания» Лидского района (далее – СТО), который, являясь должностным лицом, в период времени с января 2020 года по январь 2024 года в несколько приемов получил от индивидуального предпринимателя денежные средства в сумме 4 800 долларов США за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, о передаче ИП во временное владение и пользование части нежилого помещения, принадлежащего СТО.
Действия обвиняемого квалифицированы по ч.2 ст.430 (получение взятки должностным лицом, повторно) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В мае 2024 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Должностное лицо приговорено к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, со штрафом в размере 350 базовых величин, что составляет 14000 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Примечательно, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Справочно. Дятловским районным отделом следственного комитета завершено расследование уголовного дела в отношении главного бухгалтера одного из обществ с ограниченной ответственностью (далее – ООО), который, являясь должностным лицом, в период времени с января 2019 года по май 2023 года, путем перечисления на свой карт счёт, а также путём незаконного начисления и получения наличных денежных средств в качестве оплаты командировочных расходов, похитил со счёта ООО денежные средства в сумме 21 307 рублей, что составляет более 250 базовых величин и является крупным размером.
Действия обвиняемого квалифицированы по ч.3 ст.210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное в крупном размере) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В июне 2024 года по уголовному делу постановлен обвинительный приговор. Должностное лицо приговорено к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, со штрафом в размере 100 базовых величин, что составляет 4000 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Следует отметить, что коррупция является серьезной общественно-политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государства, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.
Учитывая указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.
Общими механизмами профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются:
исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативно правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;
обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно-коммуникационных технологий при их осуществлении;
совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков, обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;
совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;
повышение эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;
развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;
обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;
осуществление деятельности. Направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;
повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;
периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.
Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией:
создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организацией в данной сфере;
оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;
внедрение системы оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;
изучение влияния практики применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведения электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.
Предупреждение коррупции в публичном секторе:
использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;
внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;
оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;
повышение активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;
расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;
обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
Территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению коррупционных преступлений.
Грамотные и профессиональные действия сотрудников Следственного комитета, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений.