МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
(сентябрь 2024 г.)
ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Материал подготовлен
УОПП МОБ УВД Гродненского облисполкома
Методика профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений включает в себя осуществление целого комплекса разнообразных мероприятий. Специфика работы милиции в данном направлении заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных» семей, острых бытовых конфликтов, осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту. Это такие направления, как обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях; принятие мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за «бытовые» преступления; взаимодействие с органами местной власти, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни; проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ограничению в дееспособности и лишению родительских прав. Кроме этого, с участием других субъектов профилактики на территории области сотрудниками ОВД проводится профилактическая работа в составе смотровых комиссий по отработке домовладений граждан, в части не только установления рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, но и предпосылок к противоправному поведению, в том числе в состоянии алкогольного опьянения их собственников и совместно проживающих лиц, в том числе ранее не попадавших в поле зрения ОВД, с принятием скоординированных совместных профилактических мер к таким лицам со стороны заинтересованных субъектов профилактики.
В каждом регионе с участием заинтересованных субъектов профилактики проводятся комплексные профилактические отработки административных участков, где отмечаются негативные тенденции в криминогенной обстановке.
И это далеко не весь перечень мероприятий, который проводится с целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Всем известно, что на факты домашнего насилия сотрудники ОВД реагируют незамедлительно.
МВД разработан подробный алгоритм действий сотрудников милиции при реагировании на факты семейно-бытовых конфликтов. Определен порядок контроля за полнотой проведенных мероприятий по ним (изложен в Инструкции об организации работы органов внутренних дел по профилактике правонарушений, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь от 03.01.2024 №1).
Исходя из сложившейся практики, в большинстве случаев
по результатам реагирования на семейно-бытовые конфликты по решению сотрудников
ОВД агрессор изолируется из семьи. Одновременно осуществляется направление
сведений о таких конфликтах иным субъектам профилактики. В текущем году ОВД
принято более 2 тысяч (2284) согласий
о передаче информации о домашнем насилии в центры социального обслуживания населения.
В целях оказания помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечено размещение в оперативно-дежурных службах территориальных органов внутренних дел информации о наличии в районах «кризисных» комнат, контактных телефонах работников, ответственных за размещение граждан, пострадавших от домашнего насилия, в том числе в ночное время суток.
По состоянию на 01 сентября текущего
года ОВД области
в соответствии с Законом «Об основах деятельности
по профилактике правонарушений» профилактический учет осуществляется в
отношении более 3 тысяч (3002) лиц,
допустивших домашнее насилие, с которыми проводится соответствующая
профилактическая работа.
Эффективному решению проблемы домашнего насилия способствует и использование такой меры индивидуальной профилактики правонарушений, как защитное предписание: позволяющее его применить как на стадии подготовки дел об административных правонарушениях к рассмотрению, так и в порядке уголовно-процессуального законодательства (по преступлениям против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства).
В текущем году к «дебоширам» такая мера применялась более 2 тысяч раз (2223). За нарушение требований защитного предписания граждане привлекались к административной ответственности 175 раз.
В сфере семейно-бытовых отношений в текущем году выявлено 2910 административных правонарушений, по превентивным статьям в сфере домашнего насилия (ст.ст.153, 154, 186 УК)возбуждено на 154 уголовных дела.
Безусловно, это достигнуто благодаря тесному взаимодействию с работниками прокуратуры, которым ОВД направляются ходатайства для начала административного процесса в случае нежелания потерпевшей стороны привлекать «дебошира» к ответственности.
Большая роль в профилактике бытовой преступности отводится проводимым информационным компаниям. Населению доводится информация, о порядке уведомления субъектов профилактики правонарушений о ставших известных случаях насилия в семьях соседей, знакомых, родственников и др.
Кроме того в каждом райисполкоме имеется свой Интернет-сайт.
На их базе созданы и поддерживаются в актуальном состоянии специализированные разделы с информацией по вопросам профилактики домашнего насилия (ответственность за домашнее насилие, порядок оказания и виды помощи пострадавшим и др.).
Как известно систематическое пьянство (и ведение асоциального образа жизни) приводит к конфликтным ситуациям в семье, является детерминирующим фактором как преступности в целом, так и правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
В целях деалкоголизации населения в текущем году выявлено более двухсот (234)административных правонарушений за производство и реализацию алкогольных суррогатов, а лица, занимающиеся данным видом деятельности, были привлечены к административной ответственности. Из незаконного оборота изъято более 33 тысяч литров (33650,9л.) самогона, браги и фальсифицированного алкоголя.
В ЛТП изолированно 765 хронических алкоголиков.
Эффективность данной работы зависит от слаженного взаимодействия на местах милиции и учреждений здравоохранения.
Помимо этого, обеспечено участие представителей наркологических служб в работе смотровых комиссий, заседаниях советов ОПОП.
В настоящее время сотрудниками ОВД по сообщениям о домашнем насилии потерпевшей стороне разъясняется возможность ограничения в дееспособности лица, допустившего насилие. В дееспособности ограничено 45 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ставящих по указанным причинам семью в тяжелое материальное положение.
Совместно с управлением здравоохранения облисполкома обеспечен взаимообмен информацией о гражданах, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, склонных к совершению правонарушений и общественно опасному поведению.
Благодаря принятым мерам по итогам 8 месяцев текущего
года сниженоколичество совершенных тяжких телесных повреждений
(с 11 до 5) и убийств (с 9 до 3)в сфере домашнего насилия.
Говоря о профилактике домашнего насилия необходимо затронуть тему противодействие преступности, связанной с посягательством на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.
Данный вопрос является достаточно щепетильным, но молчать ни в коем случае нельзя. Сегодня уже невозможно сделать вид, что этой проблемы нет в обществе. Она была всегда: как 10 лет назад так и 20, однако в то время обсуждать ее было не принято. В месте с тем, в последние годы ситуация кардинально изменилась.
На протяжении ряда лет в республике наблюдается сохранение высокого уровня преступности в данной сфере.
Справочно: работа заинтересованных субъектов профилактики по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних строится в соответствии с Планом организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2023–2024 годы, утвержденного первым заместителем премьер-министра Республики Беларусь 10.03.2023 № 33/102-477/118-дсп.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что так называемых педофилов в последнее время стало очень много. В этой можно отметить, что именно в последние годы наше общество стало поднимать верхушку айсберга, в том числе благодаря широкому освещению данного вопроса в средствах массовой информации. Совершенно очевидно, что проблему отрицать нельзя, нельзя ее замалчивать, а необходимо делать шаги, чтобы разобраться, выявить и раскрыть преступление.
Преступления в сфере половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм асоциального поведения, в том числе и домашнего насилия и всегда вызывают широкий общественный резонанс негативной направленности.
Важно понимать, что такая категория преступлений имеет скрытый, латентный характер. Согласно букве закона, сексуальное насилие над несовершеннолетними – это тяжкое преступление. С медицинской точки зрения, педофилия – это психическое расстройство, выражающееся в отклонениях сексуального предпочтения и патологическом влечении к детям. Иными словами, в каком бы ключе не трактовалось это явление, оно представляет собой серьезную девиацию, несущую угрозу для общества.
Сексуальное насилие в отношении детей имеет следующие формы: физическое и психологическое.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Физическое сексуальноенасилие выражается в совершении с ребенком конкретных действий сексуального характера или использовании его тела, изображения, образа в сексуальных целях. Сюда можно отнести:
непосредственно педофилию;
использование детской проституции;
торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации;
использование детей для порносъемок.
Психологическое или эмоциональное насилие это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития ребенка (страх, волнение, унижение, отчаяние).
Справочно: К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):
· изнасилованиезаведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
· насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
· половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
· развратные действия (статья 169 УК);
· понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
Согласно пункту второму части 2 статьи 174 УПК Республики Беларусь (далее – УПК) принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы, предусмотренных статьями 166 – 170 УК, относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия.
Законодательство республики в данном направлении постоянно совершенствуется, разработаны законопроекты о введении административной ответственности за хранение и просмотр детской порнографии и меры принудительного лечения лиц, страдающих «педофилией».
Работа по предотвращению сексуального насилия в отношении детей включает целый комплекс мер. Правоохранители используют специальные программы для упрощения отслеживания преступников в Интернете, занимаются мониторингом общественного мнения, привлекают к взаимодействию учреждения здравоохранения, образования, заинтересованные госорганы и неправительственные организации для распространения информации о проблеме, своевременного реагирования на изменения в поведении ребенка и выявления злодеяний. С каждым годом эта работы совершенствуется, в том числе изучается международный опыт.
В рамках либерализации уголовного закона приняты
инициативы МВД в части установления административной преюдиции
в статье 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК),
с целью послабления ответственности в отношении фактов распространения
материалов порнографического характера, не представляющих общественной
опасности, а также переориентированием сотрудников на выявление тяжких и особо
тяжких преступлений.
Путем принятия примечания к статьям 166 (Изнасилование), 167 (Насильственные действия сексуального характера) УК, реализована выдвинутая в 2020 г. инициатива, которая в целях недопущения повторной виктимизации снизила обязательный возрастной порог для проведения экспертиз в отношении детей в возрасте до 12 лет, признавая тем самым их нахождение заведомо в беспомощном состоянии (уязвимом положении).
Соответствующие изменения внесены и в ст. 168 УК «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. В частности, примечание к данной норме определяет, что лицо, совершившее действия, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим).
Преступность, связанная с посягательством на половую неприкосновенность несовершеннолетних, имеет высокий уровень латентности. Очевидно, что преступления указанной категории, как правило, совершаются без свидетелей, потерпевшие сообщают о совершенном преступлении по прошествии продолжительного периода времени, когда следы преступления уже уничтожены, либо возникают проблемы в их дальнейшем использовании в качестве доказательств (постирано белье, вымыто тело, уничтожены записи с камер наблюдения и т.д.).
Данные факты обусловлены разными причинами, в том числе боязнью мести со стороны лиц, совершивших преступления, придания огласке произошедшего, а также возрастом потерпевших, в силу которого не все понимают противоправность совершенных в отношении них действий, а в отношении малолетних еще и их беспомощным состоянием, а также мнением ребенка, что в том, что с ним произошло, виноват он сам. Выявление таких преступлений осложняется и нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, мотивируя, это тем, что разглашение данных сведений негативно повлияет на репутацию несовершеннолетнего и семью, где он воспитывается.
Крайне важно своевременное выявление и предоставление правоохранительным органам материалов и сведений, подтверждающих факт сексуального насилия над ребенком, в том числе информацию о его физическом и психологическом состоянии. Активно используется алгоритм взаимодействия (методические рекомендации) правоохранительных органов с учреждениями здравоохранения, образования. Участники такой конструктивной деятельности предоставляют правоохранительным органам материалы и сведения, подтверждающие факт сексуального насилия над ребенком, в том числе информацию о его физическом и психологическом состоянии, которая в последующем может быть использован при формировании доказательственной базы.
Значительная доля преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних совершается близкими людьми: родителями, опекунами, сожителями матерей.
ОВД во взаимодействии с заинтересованными принят ряд мер по повышению эффективности противодействия преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.
МВД совместно с Минобразования и представительством детского фонда ООН в Беларуси запустило информационный ресурс kids.pomogut.by. Портал предназначен для получения онлайн-консультаций и информации по безопасному поведению детей в сети Интернет, оказания квалифицированной помощи детям, родителям, педагогам.
Подытоживая выступление, хочется особо подчеркнуть, что эффективный механизм противодействия педофилии может быть выстроен только при условии консолидации совместных усилий. Реальная вовлеченность в эту работу всех социальных институтов призвана способствовать снижению рисков и угроз в данной сфере и является залогом успешности принимаемых мер. Защита детей от надругательства – это наша общая задача и необходимо сделать все от нас зависящее, для того, чтобы не допустить увеличения числа искалеченных судеб.