1. Учредить самому «с нуля» коммерческую организацию;
2. Купить действующую организацию (долю в ней).
1-ый вариант - создание компании «с нуля»
Рассмотрим на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО).
По нашему мнению, эта форма ведения бизнеса является наиболее приемлемой по следующим причинам.
По сравнению с унитарным предприятием:
- у предприятия может быть только один участник, а в ООО – от 1-го до 50-ти. То есть в предприятие новых компаньонов не привлечешь, а это ограничивает возможности бизнеса в привлечении инвестиций путем продажи доли в нем;
- предприятие гораздо труднее продать по сравнению с обществом (об этом речь пойдет ниже);
- имущество предприятия, в отличие от имущества общества, не обособлено, т.е. оно не отделено от имущества учредителя. Предприятию оно принадлежит не на праве собственности, а на праве хозяйственного ведения, что не всегда хорошо для частного бизнеса, но это тема для отдельного материала.
По сравнению с закрытым акционерным обществом (ЗАО):
- у ООО не ограничен минимальный размер уставного фонда, а у ЗАО он составляет 100 базовых величин;
- ЗАО на сумму своего уставного капитала должно эмитировать акции, которые, в свою очередь, должны отдельно регистрироваться в отделах по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов по областям и городу Минску, а это дополнительная административная процедура. Последующее изменение устава влечет изменение либо номинала, либо количества акций с регистрацией там же.
Вариант учреждения ОАО менее приемлем, так как не рассчитан на малый и средний бизнес. Достаточно только сказать, что уставный фонд ОАО - 400 базовых величин (10800 рублей, или 5070 долларов США).
Несколько слов об учредителях – нерезидентах Республики Беларусь.
Если учредитель-нерезидент физическое лицо, то от него потребуется предоставить нотариально заверенный перевод паспорта (подпись переводчика нотариально удостоверяется). Для этого нужно, чтобы оригинал паспорта хотя бы на один день оказался на территории Беларуси, иначе нотариус не удостоверит подлинность его перевода.
Если учредитель-нерезидент юридическоелицо, то от него требуется предоставить нотариальный перевод выписки из торгового регистра. Дата выдачи выписки – не более одного года. На выписке должен стоять апостиль.
При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия (доверенность, протокол общего собрания учредителей (участников), в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности (на которой проставляется апостиль).
Этапы учреждения ООО:
1) Принятие решения об учреждении ООО, в котором должны быть определены:
1.1. В случае учреждения хозяйственного общества одним лицом (общество с одним участником) решение единственного учредителя должно содержать:
2. Согласование названия создаваемой компании
Для этого нужно обратиться с заполненной формой в областное управление юстиции (г.Гродно) либо направить заявление через Интернет (http://egr.gov.by). Ответ о согласовании/несогласовании придет по электронной почте.
3. Поиск юридического адреса
Какие-либо документы, например гарантийное письмо от владельца помещения, не нужны. Ответственность за достоверность сведений о месте нахождения организации несут ее учредители, когда подписывают и подают заявление в регистрирующий орган.
4. Подготовка устава ООО, в котором должны быть отражены как минимум:
5. Проведение учредительного собрания, на котором должны быть решены следующие вопросы:
Учредительное собрание оформляется протоколом либо решением единоличного учредителя.
6. Подписание устава
7. Уплата государственной пошлины (27 рублей, приблизительно 12 долларов США)
8. Подача заявления
Если среди участников есть иностранные граждане, то заявление подается в управление юстиции Гродненского областного исполкома.
Заявление должно быть подписано учредителями непосредственно при подаче, а не заранее. Допускается подача заявления по доверенности.
Если учредителей больше 3 (4 и более), то документы подает кто-то один из них.
9. Регистрация
Осуществляется в день подачи документов. Учредителям выдается устав с отметкой об этом и указанием номера в ЕГР.
Перечень документов для государственной регистрации:
- заявление
- устав в 2 экземплярах, его электронная копия
- платежный документ – госпошлина
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами
10. Через 5 рабочих дней выдаются документы о постановке на учет вновь созданной организации в компетентных государственных органах.
2-ой вариант - Покупка готового бизнеса
Покупка готовой компании (готового бизнеса) осуществляется чаще всего в форме покупки доли 100% в ООО. Цена сделки формируется сугубо рыночным способом, на основе спроса и предложения, т.е. как договорятся покупатель и продавец.
Стороны подписывают договор купли-продажи, для чего, согласно сформировавшейся практике, бухгалтерией подготавливается справка о составе и стоимости доли. Договор не обязательно удостоверять у нотариуса, достаточно простой письменной формы.
Продавец, т.е. выходящий участник, перед продажей должен в обязательном порядке сделать предложение о покупке другим участникам и самому обществу, которые обладают преимущественным правом на покупку. В случае их отказа можно продавать долю третьему лицу.
Вместе с тем предприятие тоже можно продать и купить.
Для этого нужно пройти следующие этапы:
1. Зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс в республиканском унитарном предприятии «Национальное кадастровое агентство». Услуги агентства платные: стоимость для юридических лиц составляет 22,5 базовых величин. Срок – 30 дней. За дополнительную плату можно сократить процедуру до 7 дней.
2. Затем там же, в агентстве, нужно зарегистрировать договор купли-продажипредприятия. Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре на его продажу на основе его полной инвентаризации. До подписания договора купли-продажи должны быть составлены и рассмотрены продавцом и покупателем результаты инвентаризации, бухгалтерский баланс (книга учета доходов и расходов, если применяется упрощенная система налогообложения), аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований;
3. Одновременно с государственной регистрацией договора купли-продажи предприятия регистрируется переход и возникновение права собственности на предприятие. Стоимость та же - 22,5 базовых величин.