Главная / Военный комиссариат / Законодательство / Закон О мобилизационной подготовке и мобилизации

Закон О мобилизационной подготовке и мобилизации

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 октября 2000 г. № 449-З

О мобилизационной подготовке и мобилизации

Принят Палатой представителей 2 октября 2000 года
Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 16 мая 2001 г. № 23-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 50, 2/766) ;

Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 8-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1560) ;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2012 г. № 338-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1890) ;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 126-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2564) ;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012) ;

Закон Республики Беларусь от 3 апреля 2024 г. № 363-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2024, 2/3083)

 

Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь, устанавливает права, обязанности и ответственность государственных органов, организаций независимо от форм собственности (далее – организации) и граждан Республики Беларусь (далее – граждане) в этой области.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

аппарат усиления – граждане, привлекаемые для оказания помощи военным комиссариатам (обособленным подразделениям), органам государственной безопасности в проведении оповещения, призыва и отправки (поставки) мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы), другие войска и воинские формирования;

войсковая мобилизация – комплекс мероприятий по переводу Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на организационно-штатную структуру военного времени, а также по их укомплектованию личным составом в установленные сроки в соответствии со штатами и нормами военного времени, обеспечению вооружением, военной техникой и материальными ценностями за счет созданных в мирное время государственного и (или) мобилизационного материальных резервов и ресурсов экономики Республики Беларусь;

мобилизационная задача – задача по проведению мероприятий по мобилизационной подготовке для обеспечения устойчивой работы экономики и систем жизнеобеспечения населения в период нарастания военной угрозы и в военное время, определенная Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, государственным органом, организацией, подчиненной Совету Министров Республики Беларусь;

мобилизационная подготовка – система предпринимаемых в мирное время мероприятий по подготовке экономики Республики Беларусь, государственных органов, организаций, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также специальных формирований, создаваемых государственными органами (далее – специальные формирования), к обеспечению защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя Республики Беларусь и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время;

мобилизационное задание – задание по удовлетворению потребностей государства и нужд населения в период нарастания военной угрозы и в военное время, установленное Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, государственным органом, организацией, подчиненной Совету Министров Республики Беларусь;

мобилизационный орган – подразделение в составе государственного органа, организации, осуществляющее организацию мобилизационной подготовки и мобилизации государственного органа, сферы (отрасли) экономики, административно-территориальной единицы, организации, в том числе контроль за их проведением;

мобилизация – комплекс мероприятий по переводу экономики Республики Беларусь, государственных органов, организаций на работу в условиях военного времени, а также комплекс мероприятий войсковой мобилизации. Мобилизация в Республике Беларусь может быть полной или частичной.

Статья 2. Правовая основа мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовую основу мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации, а также международные договоры Республики Беларусь.

Статья 3. Основные принципы мобилизационной подготовки и мобилизации

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и согласованность.

Статья 4. Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации составляют:

разработка мобилизационных планов экономики Республики Беларусь, государственных органов, организаций, Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований;

нормативно-правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

определение условий работы и подготовка государственных органов, организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

определение мобилизационных материальных потребностей и формирование государственного оборонного заказа на военное время;

подготовка экономики Республики Беларусь к работе в период мобилизации и в военное время;

подготовка к проведению войсковой мобилизации и ее проведение;

сохранение, развитие действующих, создание новых мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Республики Беларусь, Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований и нужд населения в военное время;

создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для использования в военное время в интересах экономики и обороны Республики Беларусь;

подготовка техники, предназначенной для комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

накопление, хранение и освежение материальных ценностей в государственном и мобилизационном материальных резервах;

создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение, военную и специальную технику, производимые (ремонтируемые) в организациях в интересах государственного оборонного заказа на военное время;

подготовка и организация нормированного снабжения населения основными продовольственными товарами и другими товарами первой необходимости в период мобилизации и в военное время;

создание и подготовка запасных пунктов управления государственных органов к работе в условиях военного времени;

подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

организация воинского учета военнообязанных и призывников в государственных органах, организациях;

подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований в мирное и в военное время;

бронирование на период мобилизации и на военное время военнообязанных, работающих в государственных органах, организациях;

оценка состояния мобилизационной готовности Республики Беларусь;

проведение учений, тренировок и занятий по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

проведение мероприятий по переводу государственных органов, организаций на работу в условиях военного времени;

осуществление войсковой мобилизации;

проведение мероприятий по переводу экономики Республики Беларусь, государственных органов, организаций на работу в условиях военного времени;

подготовка и повышение квалификации работников мобилизационных органов;

проведение учений, тренировок и занятий с аппаратом усиления военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности;

участие в учениях, тренировках и занятиях, проводимых под руководством должностных лиц органов военного управления, командиров воинских частей, военных комиссаров (начальников обособленных подразделений военных комиссариатов) и руководителей местных исполнительных и распорядительных органов;

международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Президент Республики Беларусь:

определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Беларусь;

утверждает мобилизационные планы Республики Беларусь, план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов при мобилизационной подготовке и мобилизации;

определяет уполномоченный государственный орган по мобилизационной подготовке экономики;

вводит на территории Республики Беларусь в случаях военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

устанавливает режим работы государственных органов, организаций в период мобилизации и в военное время;

ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

устанавливает отдельным категориям граждан право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации;

издает указы и распоряжения по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

устанавливает порядок представления Советом Министров Республики Беларусь доклада о состоянии мобилизационной подготовки экономики и мобилизационной готовности государственных органов, сфер (отраслей) экономики, административно-территориальных единиц;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 6. Полномочия Совета Безопасности Республики Беларусь в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Совет Безопасности Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления стратегии в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

вносит предложения Президенту Республики Беларусь для принятия решений по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и выполнения принятых Президентом Республики Беларусь решений по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

решает иные задачи в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Совет Министров Республики Беларусь:

руководит в пределах своих полномочий мобилизационной подготовкой и мобилизацией;

осуществляет мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, в том числе организует выполнение государственными органами, организациями отдельных мобилизационных заданий (задач) в мирное время;

организует разработку Мобилизационного плана экономики Республики Беларусь;

определяет порядок заключения договоров на выполнение организациями мобилизационных заданий (задач) и обеспечение этих заданий (задач) материально-техническими ресурсами;

определяет порядок и источники финансирования мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации;

организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Республики Беларусь, о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением войсковой мобилизации;

организует в установленном порядке перевод экономики на работу в условиях военного времени;

организует воинский учет военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время военнообязанных, работающих в государственных органах, организациях;

организует проведение учений, тренировок и занятий по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

определяет порядок создания и подготовки специальных формирований;

определяет порядок сохранения, развития действующих и создания новых мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей экономики Республики Беларусь, Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований и нужд населения в военное время;

определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение, военную и специальную технику, производимые (ремонтируемые) в организациях в интересах государственного оборонного заказа на военное время;

вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

устанавливает порядок контроля за состоянием мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности отраслей экономики и организаций;

представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь доклад о состоянии мобилизационной подготовки экономики и мобилизационной готовности государственных органов, сфер (отраслей) экономики, административно-территориальных единиц;

решает в пределах своих полномочий вопросы финансирования мобилизационной подготовки и мобилизации из республиканского бюджета;

утверждает перечень особо важных объектов, связанных с материальным обеспечением Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований и населения в военное время;

утверждает перечни, нормы и объемы материальных ресурсов, необходимых для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований, организации нормированного снабжения населения основными продовольственными товарами и товарами первой необходимости в военное время;

организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

организует сотрудничество с другими государствами по вопросам мобилизационной подготовки экономики Республики Беларусь;

организует подготовку и повышение квалификации работников мобилизационных органов;

определяет порядок передачи имущества высвобождаемых военных городков в безвозмездное пользование местным исполнительным и распорядительным органам в период мобилизации и в военное время, если иное не установлено законодательными актами;

осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 71. Полномочия и функции уполномоченного государственного органа по мобилизационной подготовке экономики

Уполномоченный государственный орган по мобилизационной подготовке экономики в пределах своих полномочий:

разрабатывает Мобилизационный план экономики Республики Беларусь;

организует работу государственных органов по мобилизационному планированию экономики;

координирует деятельность государственных органов, организаций в области мобилизационной подготовки экономики;

совместно с государственными органами разрабатывает проекты плана накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и плана накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

согласовывает мобилизационные планы государственных органов, административно-территориальных единиц;

разрабатывает методические документы по организации мобилизационной подготовки экономики и мобилизации экономики;

подготавливает проекты законов, правовых актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, международных договоров в области мобилизационной подготовки экономики;

представляет в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проект доклада о состоянии мобилизационной подготовки экономики и мобилизационной готовности государственных органов, сфер (отраслей) экономики, административно-территориальных единиц;

организует подготовку должностных лиц государственных органов, организаций по вопросам мобилизационной подготовки экономики и мобилизации экономики;

осуществляет сотрудничество с другими государствами по вопросам мобилизационной подготовки экономики Республики Беларусь;

осуществляет контроль за мобилизационной подготовкой экономики и мобилизационной готовностью государственных органов, организаций, сфер (отраслей) экономики, административно-территориальных единиц.

Статья 8. Полномочия и функции государственных органов, за исключением местных исполнительных и распорядительных органов, в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Государственные органы, за исключением местных исполнительных и распорядительных органов, в пределах своих полномочий:

создают мобилизационные органы;

организуют подготовку и повышение квалификации работников мобилизационных органов;

разрабатывают и реализуют мобилизационные планы;

обеспечивают мобилизационную подготовку соответствующих отраслей, подведомственных им организаций, а при введении военного положения организуют перевод их на работу в условиях военного времени;

организуют заключение договоров на выполнение мобилизационных заданий (задач) подведомственными им организациями, а также иными организациями, являющимися соисполнителями по выполняемым мобилизационным заданиям (задачам), независимо от форм собственности;

разрабатывают проекты инструкций (положений) о мобилизационной подготовке соответствующих отраслей;

организуют воинский учет военнообязанных и призывников в подведомственных им организациях, бронирование на период мобилизации и на военное время военнообязанных, работающих в этих государственных органах, а также в подведомственных им организациях, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

создают в соответствии с утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь мобилизационными заданиями специальные формирования, используемые в военное время в интересах экономики и обороны Республики Беларусь;

координируют и контролируют проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в подведомственных им организациях, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

Статья 9. Полномочия и функции местных исполнительных и распорядительных органов в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий:

создают мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов;

разрабатывают мобилизационные планы;

проводят при введении военного положения мероприятия по переводу местных исполнительных и распорядительных органов, подведомственных им организаций, соответствующих территорий на работу в условиях военного времени;

осуществляют мероприятия по мобилизационной подготовке местных исполнительных и распорядительных органов, а также организаций, не находящихся в ведении иных государственных органов;

организуют воинский учет военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время военнообязанных, работающих в этих органах, а также в организациях, не находящихся в ведении иных государственных органов;

организуют и обеспечивают проведение мероприятий, предусмотренных законодательством по мобилизационной подготовке и мобилизации;

координируют и контролируют проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в подведомственных организациях, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий;

проводят во взаимодействии с иными государственными органами мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

оказывают содействие военным комиссариатам, органам государственной безопасности в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

организуют в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники по нарядам военных комиссариатов на пункты сбора (оповещения и сбора) или в воинские части, размещение граждан, призванных на военную службу по мобилизации, оказание жилищно-коммунальных, бытовых услуг, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, а также предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и другого имущества согласно мобилизационным планам;

обеспечивают представление военным комиссариатам сведений о регистрации организаций.

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов несут персональную ответственность за проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации на соответствующей территории.

ГЛАВА 3
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 10. Обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Организации в пределах своих полномочий обязаны:

создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов;

разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

проводить мероприятия по подготовке производства к выполнению мобилизационных заданий (задач);

заключать договоры на выполнение мобилизационных заданий (задач) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

выполнять мобилизационные задания (задачи) согласно заключенным договорам в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на пункты сбора (оповещения и сбора) военных комиссариатов, органов государственной безопасности или в воинские части;

обеспечивать поставку техники на пункты сбора (оповещения и сбора) военных комиссариатов, органов государственной безопасности или в воинские части в соответствии с мобилизационными планами;

предоставлять в соответствии с законодательством здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные средства и другое имущество согласно мобилизационным планам с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

осуществлять ведение воинского учета военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время военнообязанных, работающих в организациях, оказывать содействие военным комиссариатам, органам государственной безопасности в мобилизационной работе.

Организации не вправе отказываться от заключения договоров на выполнение мобилизационных заданий (задач) в целях обеспечения обороны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (задачи).

Возмещение убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (задач), осуществляется в порядке, определяемом законодательством.

Юридические лица, на которых возложены функции редакции средства массовой информации, обязаны распространять подготовленную Министерством обороны и местными советами обороны информацию о проведении мобилизации и необходимости явки военнообязанных в военные комиссариаты (обособленные подразделения), органы государственной безопасности.

Статья 11. Обязанности граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Граждане обязаны:

являться по вызову на пункты сбора (оповещения и сбора) военных комиссариатов (обособленных подразделений), сельских (поселковых) исполнительных комитетов, органов государственной безопасности или в воинские части в период проведения учений, тренировок и занятий по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов, для участия в аппарате усиления, а также в период мобилизации и в военное время. О необходимости явки граждане могут быть оповещены посредством СМС-сообщений;

выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках, направлениях и распоряжениях военных комиссариатов, органов государственной безопасности;

предоставлять в соответствии с настоящим Законом в военное время в целях обеспечения обороны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с компенсацией государством стоимости отчужденного имущества и возмещением причиненных убытков в порядке, установленном законодательством.

Граждане в период мобилизации в целях обеспечения безопасности государства:

в мирное время вправе принимать участие в выполнении работ оборонного характера;

в период военного положения и в военное время привлекаются к выполнению работ оборонного характера, а также в установленном порядке зачисляются в специальные формирования.

Гражданам, состоящим на воинском учете, запрещается выезд с места жительства без разрешения военного комиссара, а военнообязанным, состоящим в запасе органов государственной безопасности, – без разрешения начальника управления Комитета государственной безопасности по области, управления Комитета государственной безопасности по городу Минску и Минской области с момента объявления мобилизации.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу по мобилизации по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, либо будучи оповещенными о необходимости явки посредством СМС-сообщений, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших их явке на указанные мероприятия, прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение), управление Комитета государственной безопасности по области, управление Комитета государственной безопасности по городу Минску и Минской области, в котором состоят на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки.

Граждане несут ответственность в соответствии с законодательством за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 111. Участие граждан в аппарате усиления

Для участия в учениях, тренировках и занятиях, проводимых под руководством должностных лиц органов военного управления, военных комиссаров (начальников обособленных подразделений военных комиссариатов), начальников органов государственной безопасности, осуществляющих воинский учет военнообязанных, привлекаются граждане, входящие в аппарат усиления военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности.

На период проведения учений, тренировок и занятий с аппаратом усиления гражданам предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством.

Статья 112. Участие в учениях, тренировках и занятиях

Для участия в учениях, тренировках и занятиях, проводимых под руководством должностных лиц органов военного управления, командиров воинских частей, военных комиссаров (начальников обособленных подразделений военных комиссариатов) и руководителей местных исполнительных и распорядительных органов, привлекаются военнообязанные, предназначенные на воинские должности по штатам военного времени.

На период проведения учений, тренировок и занятий военнообязанным, предназначенным на воинские должности по штатам военного времени, предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством.

Состав и количество привлекаемых для участия в учениях, тренировках и занятиях военнообязанных, предназначенных на воинские должности по штатам военного времени, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил и Комитетом государственной безопасности.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 12. Мобилизационные органы

Государственные органы, организации, имеющие мобилизационные задания (задачи) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также для контроля за их проведением создают мобилизационные органы.

Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (задач) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (задач) или задач вместо создания мобилизационных органов могут назначаться работники, выполняющие функции мобилизационных органов.

Руководители мобилизационных органов или работники, выполняющие функции мобилизационных органов, подчиняются непосредственно руководителям соответствующих государственных органов, организаций.

Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в государственных органах и организациях, определяются в соответствии с Положением о мобилизационных органах, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Должностные лица государственных органов, организаций создают работникам мобилизационных органов необходимые условия для выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Статья 13. Военно-транспортная обязанность

Для обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск, воинских и специальных формирований в период мобилизации и в военное время в Республике Беларусь устанавливается военно-транспортная обязанность.

Военно-транспортная обязанность распространяется на государственные органы, организации, в том числе на речные порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан – собственников транспортных средств.

Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Статья 14. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с законодательством о государственных секретах.

ГЛАВА 5
БРОНИРОВАНИЕ ВОЕННООБЯЗАННЫХ НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАН НА СЛУЖБУ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 15. Бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время

Бронирование военнообязанных, работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Бронирование военнообязанных проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности государственных органов и организаций.

Военнообязанные, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на период предоставления отсрочки.

Статья 16. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 161. Направление граждан на службу в государственные органы для комплектования специальных формирований по мобилизации

Направлению на службу в государственные органы для комплектования специальных формирований по мобилизации подлежат военнообязанные, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Направление граждан на службу в государственные органы для комплектования специальных формирований по мобилизации осуществляется военными комиссариатами в порядке, определяемом Министерством обороны совместно с этими государственными органами.

Статья 17. Право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации

На отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации имеют право граждане:

забронированные в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

имеющие нетрудоспособных членов семьи, нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе и не находящихся на полном государственном обеспечении, – при отсутствии других трудоспособных лиц, проживающих на территории Республики Беларусь, обязанных в соответствии с законодательством содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно;

имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 18 лет (граждане женского пола – одного ребенка), супруга – инвалида І группы;

имеющие на иждивении и воспитывающие без матери ребенка в возрасте до 18 лет;

имеющие ребенка, которому оказывается паллиативная медицинская помощь;

имеющие двух и более детей, один из которых является ребенком-инвалидом;

являющиеся опекунами или попечителями своих родных братьев (сестер);

мужского пола в случае беременности супруги, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, имеющие на иждивении трех детей в возрасте до 18 лет;

в случае беременности;

матери (отцы) которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без отца (матери).

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации может предоставляться также другим категориям граждан по решению Президента Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 18. Финансирование мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации

Финансирование мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств организаций и других источников, предусмотренных законодательством.

Работы, проводимые в целях обеспечения обороны и безопасности государства, подлежат финансированию из республиканского бюджета.

Работы по мобилизационной подготовке, проводимые в целях повышения устойчивости функционирования местных исполнительных и распорядительных органов и подведомственных им организаций, подлежат финансированию из местных бюджетов.

Работы по мобилизационной подготовке, проводимые по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования, подлежат финансированию из средств этих организаций.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Льготы государственным органам, организациям, выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации

Ответственность за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации определяется законодательными актами.

ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 21. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко