Главная / Гродненское областное управление Госпромнадзора / Система информации об опасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Система информации об опасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Система информации об опасности (далее - СИО) - это система, оповещающая об опасности при движении автомобильного транспортного средства с опасными грузами, а также определяющая первоочередные (экстренные) мероприятия по ликвидации последствий аварий и инцидентов в случае их возникновения при перевозке опасных грузов. Требования к СИО при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам общего пользования на территории Республики Беларусь установлены Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 35 (далее - Правила).

СИО включает в себя следующие элементы: 1. таблички оранжевого цвета для обозначения транспортных средств, перевозящих опасные грузы, согласно приложению 5 к Правилам. Таблички оранжевого цвета должны соответствовать следующим требованиям: общий фон (фон граф «Идентификационный номер опасности» и «№ ООН» – оранжевый) – оранжевый; таблички должны иметь размеры 40 см на 30 см. Если размеры и конструкция транспортного средства таковы, что имеющаяся площадь поверхности не позволяет прикрепить эти таблички оранжевого цвета, то длина их основания может быть уменьшена до не менее 300 мм, высота – до не менее 120 мм, а ширина черной окантовки – до не менее 10 мм. В этом случае для табличек оранжевого цвета, расположенных спереди и сзади транспортного средства, может использоваться иной набор размеров в указанных пределах; рамка таблички, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом; ширина букв в графах «Идентификационный номер опасности» и «№ ООН» равна 15 мм; рамка и разделительные линии таблички наносятся шириной, равной 15 мм; написание буквенно-цифрового идентификационного номера опасности производится строго в соответствии с порядком букв и цифр; № ООН и идентификационный номер опасности на табличке оранжевого цвета должны быть выдавленными, нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 минут (на 2 табличках оранжевого цвета, установленных на транспортных единицах, перевозящих опасные грузы в упаковках, идентификационные номера не указываются). Таблички оранжевого цвета должны располагаться спереди и сзади транспортного средства, перпендикулярно его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства. Крепление табличек на транспортных средствах должно производиться с помощью устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию. Таблички оранжевого цвета должны быть легко читаемы с расстояния 40 м, быть съемными или закрывающимися. Таблички, не относящиеся к перевозимым опасным грузам, должны быть сняты или закрыты.

2. письменные инструкции согласно подразделу 5.4.3.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - соглашение ДОПОГ). (Справочно: Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) было совершено в Женеве 30 сентября 1957 года под эгидой Европейской экономической комиссии ООН и вступило в силу 29 января 1968 года. На основании Протокола об изменении названия ДОПОГ, принятого 13 мая 2019 года Конференцией сторон соглашения, с 1 января 2021 года вступило в силу новое название соглашения - Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Республика Беларусь является страной-участницей данного Соглашения, ряд положений и требований Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов является обязательным и при внутриреспубликанских перевозках опасных грузов). На случай аварийной ситуации, которая может возникнуть во время перевозки опасного груза, в кабине транспортного средства (у водителя) в легкодоступном месте должны быть письменные инструкции, содержащие сведения о мерах, принимаемых в случае аварии, инцидента или иной чрезвычайной ситуации. Инструкции передаются перевозчиком водителю (экипажу) транспортного средства для ознакомления до начала рейса (перевозки опасных грузов).

3. информационную карточку для расшифровки идентификационного номера опасности, указанного на табличке оранжевого цвета, согласно приложению 6 к Правилам. Информационная карточка изготавливается из плотной бумаги. На лицевой стороне карточки дается расшифровка основного и дополнительного номера опасности, а на оборотной стороне приведены 3 идентификационные номера опасности. Идентификационный номер опасности может состоять из двух или трех цифр, перед которыми в соответствующих случаях проставляется буква «X». Если перед идентификационным номером опасности стоит буква «X», то это означает, что данное вещество выделяет легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. Идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно № ООН, имеющемуся на табличке оранжевого цвета на транспортном средстве.

4. специальную окраску и надписи на транспортных средствах (цистернах). Кузова транспортных средств, цистерны, прицепы и полуприцепыцистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих опасных грузов опознавательные цвета, предусмотренные конструкторской документацией (за исключением транспортных средств, принадлежащих Государственному пограничному комитету, Министерству внутренних дел) и иметь соответствующие надписи. Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства (цистерны), перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм. Запрещается нанесение на цистернах и контейнерах, перевозящих опасные грузы, надписей, не предусмотренных Правилами, за исключением наименования перевозчика и его логотипа, рекламы.

5. знаки опасности, маркировочные знаки. На боковых и на обеих торцевых сторонах по центру контейнеров, контейнеров-цистерн или переносных цистерн, а также на боковых сторонах и сзади цистерн должны быть размещены большие знаки опасности, соответствующие перевозимому опасному грузу и, при необходимости, маркировочный знак вещества, опасного для окружающей среды, маркировочный знак перевозки груза при повышенной температуре. Опасность вещества для окружающей среды указывается в паспорте безопасности вещества. Если автоцистерна или съемная цистерна, перевозимая на транспортном средстве, имеют несколько отсеков (секций) и в них перевозятся два или более опасных груза, большие знаки опасности (а также таблички оранжевого цвета) должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющийся на каждой боковой стороне, должен быть размещен на задней стороне транспортного средства (а спереди и сзади транспортного средства – таблички оранжевого цвета наиболее опасного груза (для легковоспламеняющихся жидкостей – 4 вещества с самой низкой температурой вспышки)). В случае необходимости одних и тех же знаков опасности для всех отсеков, эти знаки опасности должны быть размещены по одному на каждой боковой стороне и на задней стороне транспортного средства. Если для одного и того же отсека требуется более одного знака опасности, эти знаки опасности должны быть размещены рядом друг с другом. При перевозке опасных грузов в контейнере на внешней стороне его должны быть нанесены большие знаки опасности, аналогичные знакам опасности, нанесенным на их упаковках. Образцы знаков опасности, соответствующих классам опасных грузов, маркировочных знаков, а также требования по их размещению изложены в соглашении ДОПОГ в главе 5.2 «Маркировка и знаки опасности» и главе 5.3 «Размещение больших знаков опасности и маркировки на контейнерах, контейнерах для массовых грузов, МЭГК, МЕМU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах».

6. маркировку, характеризующую транспортную опасность на упаковках, согласно приложению 1 к Правилам. Данная маркировка включает в себя знаки опасности, манипуляционные знаки (приложение 4 к Правилам), № ООН и надлежащие отгрузочные наименования опасных грузов. Манипуляционные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом и в зависимости от длины и ширины грузового места (упаковки) иметь размеры: 75×105 мм при длине и ширине грузового места до 1 м включительно; 108×148 мм при длине и ширине грузового места 1 м. Допускается применение размера 148×210 мм при длине и ширине грузового места свыше 1,5 м. Манипуляционные знаки должны быть черного цвета на светлых поверхностях и белого или светло-желтого на черных и темных.

7. включение проблескового маячка оранжевого цвета. При этом следует знать, что, согласно Правилам дорожного движения, маячок оранжевого цвета, установленный на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения участников дорожного движения о возможной опасности.

8. включение ближнего света фар. При движении на транспортном средстве, перевозящем опасные грузы, включение фар ближнего света является обязательным, независимо от времени суток, погодных условий, скорости движения транспортного 5 средства, состояния дороги и других факторов. Таким образом, СИО является важной составляющей организационно-технических мероприятий, выполняемых для обеспечения безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Организация СИО и соблюдение предъявляемых к ней требований является обязанностью перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей опасных грузов.