В условиях нестабильности
мировой экономики страны «евразийской пятерки» в своем совместном развитии
ориентируются на потребности общества и бизнеса. Приоритеты развития единого
рынка, отвечающего интересам жителей всех стран Союза, закреплены Программой
совместных действий государств – членов по защите прав потребителей.
Тема 2025 года принята в
соответствии с указанной программой. Она подчеркивает значимость защиты прав
потребителей и призвана обратить внимание на справедливое разрешение споров
потребителей и бизнеса.
В
текущем году запланированы информационные и обучающие мероприятия по проблемам
сохранения баланса интересов предпринимателей и общества. Предстоящая работа
охватит жителей всех пяти государств – членов. Это позволит популяризировать политику ЕАЭС в области защиты
прав потребителей, расширить действующие и внедрить новые механизмы поддержки и
развития добропорядочных взаимоотношений между участниками потребительского
рынка Союза.
Исследования,
проводимые Евразийской экономической комиссией, показывают, что ключевой
проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос
и подрывающей экономическое развитие, остаются недобросовестные действия
продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей.
Тема «Потребитель
– в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров» призвана обратить внимание на справедливое
разрешение споров потребителей и бизнеса. Основа такой работы заложена Программой
совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в
сфере защиты прав потребителей.
Закон
Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» распространяется
на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками,
представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из
договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения,
энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного
оказания услуг и иных подобных договоров.
В
соответствии с законодательством Республики Беларусь государственную защиту
прав потребителя в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг
осуществляет управление торговли и услуг Лидского райисполкома.
В 2024
году специалистами управления было рассмотрено 84 обращения граждан. Наиболее
распространены обращения граждан связанные с выполнением работ, поставкой
предварительно оплаченных товаров, приобретением некачественных товаров.
Также специалистами
управления на постоянной основе проводятся консультации населения по вопросам
защиты прав потребителей, оказывается помощь в представлении интересов
потребителей в суде. По результатам рассмотрения в суде исков, поданных в
интересах потребителей, в 2024 году возмещено около 42 000 рублей материального вреда. Хотелось бы
обратить внимание населения, что устные договорённости, не подтверждённые
соответствующими документами, либо невнимательно изученные условия договора
между потребителем (заказчиком) и продавцом (исполнителем) зачастую
препятствуют защите прав потребителя.
Неоднократно
обращалось внимание потребителей на последствия приобретение товаров в местах,
не установленных для торговли. Приобретая товар «с земли» потребитель осознано подвергает
себя риску.
В
частности, реализация продуктов питания осуществляется в антисанитарных
условиях, при отсутствии необходимого
технологического и холодильного оборудования.
Реализуемая
в местах несанкционированной торговли продукция сомнительного качества может
стать причиной возникновения и распространения инфекционных, массовых
неинфекционных заболеваний людей, а консервированные продукты домашнего
приготовления могут стать причиной поражения организма токсином ботулизма,
приводящего к тяжелым отравлениям.