Главная / Новости республики
23.04.2024

Что включает в себя обновленная Концепция национальной безопасности, которую утвердят на ВНС

 Важнейший документ стратегического планирования – Концепцию национальной безопасности – утвердит в ближайшие дни Всебелорусское народное собрание. Соответствующее постановление Совбеза об одобрении ее проекта (равно как и проекта Военной доктрины Беларуси) Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 12 февраля. Принятие Концепции – это наш ответ на геополитические изменения в мире, новые вызовы и угрозы. Международный институт стратегических исследований в Лондоне утверждает, что в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе, то есть применялась военная сила. В этой связи особенно актуальна переработка данного документа, поскольку сегодня задача сохранения мира — приоритет для большинства государств планеты.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы вполне адекватно реагируем на очередные брошенные нам вызовы — провокации, санкции, политические ультиматумы и прочее. Но все испытания — это прежде всего опыт. А опыт — это бесценный материал для разработки стратегии дальнейшего развития. Адаптация Концепции национальной безопасности под реалии сегодняшнего дня — вполне логичный и очень своевременный шаг… Геополитический интерес к Беларуси со стороны западного гегемона — история не одного столетия. Но технологии и методы ведения гибридных войн постоянно совершенствуются. А мы должны смотреть еще дальше и работать на опережение.

На заседании Совета Безопасности, 20 февраля 2023 года. Основополагающий военно‑политический документ Концепция национальной безопасности — основополагающий военно‑политический документ, который регламентирует подходы государства к обеспечению собственной безопасности в различных сферах. В нашей стране предыдущая редакция концепции была принята в 2010 году. С тех пор существенно изменилась расстановка политических сил вокруг Беларуси, принята новая редакция Конституции.

Сегодня ведущие государства включились в бескомпромиссную борьбу за геополитическое доминирование, а планета находится в стадии формирования многополярного мироустройства. С 2010 года существенно шагнули вперед военная наука и практика, появились новые высокотехнологичные образцы вооружения, в том числе с элементами искусственного интеллекта. Страны Запада на практике осуществили государственные перевороты с использованием механизмов «цветных революций» во многих уголках мира, в том числе в соседней Украине.

На лондонском саммите Североатлантического союза в 2019 году был запущен процесс реформирования и дальнейшего расширения НАТО. В это же время вышел в свет аналитический доклад корпорации RAND, выполненный по заказу правительства США, под названием Extending Russia. Competing from advantageous ground («Растягивая Россию. Противостояние с выгодных позиций»).  
Планировалось путем эскалации внутреннего протестного потенциала лишить Россию союзников, создать вдоль ее западных границ «санитарный кордон» и включить Беларусь в сферу влияния Запада. 
Как следствие, в августе 2020 года наша страна стала объектом деструктивного воздействия.

Сценарий на уничтожение

Очередное исследование RAND 2021 года, выполненное по заказу Вашингтона, носило поистине одиозное название: «Конкурировать с Россией по‑военному. Последствия обычного и ядерного конфликтов». В очередной раз на свет были извлечены теоретические концепции по «разложению противника изнутри». Главным методом воздействия провозглашалось противопоставление России всем остальным государствам, русского народа — всему остальному миру, а внутри страны — стравливание отдельных групп населения между собой. Важное место отводилось вопросам подрыва экономики за счет политики изоляции и санкций, а также прямому военному противостоянию «чужими руками». Это должно было привести к ухудшению уровня жизни, обострению внутриполитической ситуации, истощению ресурсов, распаду России и поглощению Беларуси. В этом сценарии в качестве ключевых элементов рассматривались НАТО и ЕС, а главным орудием должна была стать Украина, превращенная с 2014 года в анти‑Россию.
По сути, с 2022 года США и их сателлиты запустили процесс уничтожения союза России и Беларуси посредством экономического удушения и гибридной войны руками украинского режима. Сохранение собственного доминирования стало главной идей Запада и породило новую волну насилия, а сила превратилась в главный межгосударственный аргумент.
В январе 2022 года была предпринята попытка государственного переворота в Казахстане, где только благодаря усилиям ОДКБ в рамках реализации механизма обеспечения коллективной безопасности удалось сохранить мир.

Все это обусловило объективную необходимость корректировки фундаментальных основ обеспечения национальной безопасности в нашей стране и было практически реализовано в период с 2022 по 2023 год.

С учетом новых тенденций

Анализ положений проекта Концепции национальной безопасности Беларуси образца 2023 года, размещенной в свободном доступе, свидетельствует о том, что документ существенно расширен и дополнен. В частности, приведены в соответствие с современными достижениями науки общие положения раздела I.  
Расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление, что отражает опыт ведения современных войн и вооруженных конфликтов и тенденции военного искусства. 
Учтены новации в сфере социальных наук и дополнения, закрепленные в Конституции страны в части содержания политической, экономической, социальной, демографической и научно‑технологической безопасности. 
Впервые в концептуальном документе подобного уровня появился термин «электоральный суверенитет» и были раскрыты механизмы его обеспечения.
Обоснованно уточнены и обновлены более двух третьих разделов концепции. Разделы II и III переработаны кардинально, что позволило отразить тенденции современного мира, уточнить национальные интересы нашего государства и перечень угроз национальной безопасности в различных сферах. Существенное внимание уделено в документе национальной идентичности, историческому наследию, традиционным ценностям, которые стали объектами непосредственного оперирования в современном межгосударственном противоборстве.

В рамках разделов IV и V раскрыты цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности, переработаны подходы к нейтрализации внутренних и внешних угроз. Расширены разделы, касающиеся научно‑технологической, информационной и военной сфер безопасности. Важным дополнением документа является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности и включение Всебелорусского народного собрания в перечень субъектов обеспечения национальной безопасности.

Элемент стратегического сдерживания

Вместе с тем в рамках всенародного обсуждения Концепции национальной безопасности, которое было инициировано Главой государства, научным сообществом и гражданами страны были предложены отдельные дополнения и уточнения. Они касались вопросов защиты института традиционной семьи, предотвращения деструктивных проявлений, затрагивающих вопросы демографической безопасности, повышения уровня социальной ответственности бизнеса, преодоления диспропорций регионального развития, конкретизации перечня привлекаемых сил и средств.

О некоторых из этих положений следует сказать более подробно. Так, заявления Польши о стремлении разместить на собственной территории американское ядерное оружие и Израиля о возможности применения атомных зарядов (несмотря на официальное отрицание наличия) на фоне эскалации конфликта в секторе Газа заставили дополнить пункт 5 концепции. В окончательной редакции он выглядит следующим образом: «Растет количество государств, желающих стать обладателями ядерного оружия или размещать его на своей территории, прежде всего в Европе. Возрастают риски ядерного конфликта».
Данное дополнение в полной мере отражает направления трансформации современных рисков и вызовов, в том числе инициированного Западом снижения порога применения тактического ядерного оружия в конфликтах различной степени интенсивности и декларируемого террористами использования «грязных» боеприпасов на основе низкообогащенного урана и отработанного ядерного топлива. Кроме того, оно объективно обосновывает решение о размещении в Беларуси российского ядерного оружия как важнейшего элемента стратегического сдерживания.

Традиционные ценности и ментальная чистота

Существенный резонанс и отзыв в белорусском обществе получили вопросы духовно‑нравственного характера, защиты института традиционной семьи, повышения эффективности обеспечения безопасности в демографической сфере. Они нашли отражение в ряде разделов концепции. Так, в качестве стратегического национального интереса внесено положение о «всесторонней защите и сбережении института традиционной семьи как союза между женщиной и мужчиной по рождению». В пункте 29 одной из основных угроз национальной безопасности названы «депопуляция, демографическое старение, снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни, разложение института традиционной семьи». А основным направлением нейтрализации внутренних источников угроз в демографической сфере определено «всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее простое воспроизводство населения, укрепление института семьи, недопущение ее деградации, сохранение традиционных духовно‑нравственных ценностей».
Белорусы следуют христианским заповедям и не приемлют содомию и «гендерный переход», проповедуемые Западом, сохраняют традиционные ценности и ментальную чистоту. Наши граждане озабочены будущим своих детей и настаивают на законодательном закреплении подобных положений в доктринальных документах государства.
Дополнительное развитие в рамках Концепции национальной безопасности получили положения в части, касающейся «гражданского общества». Они нашли отражение в пунктах 31, 64 и 71 документа. Так, в первом в качестве внутреннего источника угроз национальной безопасности в политической сфере назван «недостаточный уровень развития субъектов гражданского общества, отвечающего национальным интересам, а также его взаимодействия с государственными институтами по ключевым вопросам жизнедеятельности Республики Беларусь». Во втором и третьем субъекты гражданского общества названы элементом системы обеспечения национальной безопасности, их ресурс планируется использовать для реализации положений документа.

Запрос на мир, безопасность и справедливость

Ряд дополнений в концепцию вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости. В абзаце пятом пункта 56 закрепляется положение о «совершенствовании системы адресной помощи населению и повышении социальной ответственности бизнеса», а в абзаце двадцатом — «улучшение материально‑технической базы объектов социальной сферы, устранение диспропорций регионального развития».
Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. События во многих уголках мира и в нашем собственном доме свидетельствуют, как легко их потерять и каких неимоверных усилий стоит их сохранить. Беларусь — мирная страна, а наши граждане хорошо усвоили горькие уроки истории.
Обновленная Концепция национальной безопасности вобрала в себя все новое, что было разработано обществом в самых различных сферах деятельности, обобщила накопленный опыт и полученные за десятилетие знания. Концепция логична по содержанию, написана языком, доступным для широкого круга пользователей, в полной мере отвечает условиям современного и перспективного межгосударственного противоборства. Принятие этого документа — очередной шаг по сохранению мира на нашей земле и обеспечению всесторонней безопасности белорусского общества.
Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата. 
Национальная безопасность остается государственным приоритетом, а ее обеспечение — стратегической задачей, для реализации которой у нас есть прозорливый руководитель, внутреннее единство, верные союзники и необходимые ресурсы. Созидание и развитие, а не разрушение и уничтожение — главные ориентиры белорусского общества, и мы их готовы защищать.

Николай БУЗИН, доктор военных наук, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации.