Важнейший
документ стратегического планирования – Концепцию национальной
безопасности – утвердит в ближайшие дни Всебелорусское народное
собрание. Соответствующее постановление Совбеза об одобрении ее проекта
(равно как и проекта Военной доктрины Беларуси) Президент Беларуси
Александр Лукашенко подписал 12 февраля. Принятие Концепции – это наш
ответ на геополитические изменения в мире, новые вызовы и угрозы.
Международный институт стратегических исследований в Лондоне утверждает,
что в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из
которых находились в «горячей» фазе, то есть применялась военная сила. В
этой связи особенно актуальна переработка данного документа,
поскольку сегодня задача сохранения мира — приоритет для большинства
государств планеты.
Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Мы вполне адекватно реагируем на очередные брошенные нам вызовы —
провокации, санкции, политические ультиматумы и прочее. Но все испытания
— это прежде всего опыт. А опыт — это бесценный материал для разработки
стратегии дальнейшего развития. Адаптация Концепции национальной
безопасности под реалии сегодняшнего дня — вполне логичный и очень
своевременный шаг… Геополитический интерес к Беларуси со стороны
западного гегемона — история не одного столетия. Но технологии и методы
ведения гибридных войн постоянно совершенствуются. А мы должны смотреть
еще дальше и работать на опережение.
На заседании Совета Безопасности, 20 февраля 2023 года. Основополагающий военно‑политический документ
Концепция национальной безопасности — основополагающий
военно‑политический документ, который регламентирует подходы государства
к обеспечению собственной безопасности в различных сферах. В нашей
стране предыдущая редакция концепции была принята в 2010 году. С тех пор
существенно изменилась расстановка политических сил вокруг Беларуси,
принята новая редакция Конституции.
Сегодня ведущие государства включились в бескомпромиссную борьбу за
геополитическое доминирование, а планета находится в стадии формирования
многополярного мироустройства. С 2010 года существенно шагнули вперед
военная наука и практика, появились новые высокотехнологичные образцы
вооружения, в том числе с элементами искусственного интеллекта. Страны
Запада на практике осуществили государственные перевороты с
использованием механизмов «цветных революций» во многих уголках мира, в
том числе в соседней Украине.
На лондонском саммите Североатлантического союза в 2019 году был
запущен процесс реформирования и дальнейшего расширения НАТО. В это же
время вышел в свет аналитический доклад корпорации RAND, выполненный по
заказу правительства США, под названием Extending Russia. Competing from
advantageous ground («Растягивая Россию. Противостояние с выгодных
позиций»).
Планировалось путем эскалации внутреннего протестного потенциала
лишить Россию союзников, создать вдоль ее западных границ «санитарный
кордон» и включить Беларусь в сферу влияния Запада.
Как следствие, в августе 2020 года наша страна стала объектом деструктивного воздействия.
Сценарий на уничтожение
Очередное исследование RAND 2021 года, выполненное по заказу
Вашингтона, носило поистине одиозное название: «Конкурировать с Россией
по‑военному. Последствия обычного и ядерного конфликтов». В очередной
раз на свет были извлечены теоретические концепции по «разложению
противника изнутри». Главным методом воздействия провозглашалось
противопоставление России всем остальным государствам, русского народа —
всему остальному миру, а внутри страны — стравливание отдельных групп
населения между собой. Важное место отводилось вопросам подрыва
экономики за счет политики изоляции и санкций, а также прямому военному
противостоянию «чужими руками». Это должно было привести к ухудшению
уровня жизни, обострению внутриполитической ситуации, истощению
ресурсов, распаду России и поглощению Беларуси. В этом сценарии в
качестве ключевых элементов рассматривались НАТО и ЕС, а главным орудием
должна была стать Украина, превращенная с 2014 года в анти‑Россию.
По сути, с 2022 года США и их сателлиты запустили процесс уничтожения
союза России и Беларуси посредством экономического удушения и гибридной
войны руками украинского режима. Сохранение собственного доминирования
стало главной идей Запада и породило новую волну насилия, а сила
превратилась в главный межгосударственный аргумент.
В январе 2022 года была предпринята попытка государственного переворота
в Казахстане, где только благодаря усилиям ОДКБ в рамках реализации
механизма обеспечения коллективной безопасности удалось сохранить мир.
Все это обусловило объективную необходимость корректировки
фундаментальных основ обеспечения национальной безопасности в нашей
стране и было практически реализовано в период с 2022 по 2023 год.
С учетом новых тенденций
Анализ положений проекта Концепции национальной безопасности Беларуси
образца 2023 года, размещенной в свободном доступе, свидетельствует о
том, что документ существенно расширен и дополнен. В частности,
приведены в соответствие с современными достижениями науки общие
положения раздела I.
Расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения
биологической безопасности в отдельное направление, что отражает опыт
ведения современных войн и вооруженных конфликтов и тенденции военного
искусства.
Учтены новации в сфере социальных наук и дополнения, закрепленные в
Конституции страны в части содержания политической, экономической,
социальной, демографической и научно‑технологической безопасности.
Впервые в концептуальном документе подобного уровня появился термин
«электоральный суверенитет» и были раскрыты механизмы его обеспечения.
Обоснованно уточнены и обновлены более двух третьих разделов концепции.
Разделы II и III переработаны кардинально, что позволило отразить
тенденции современного мира, уточнить национальные интересы нашего
государства и перечень угроз национальной безопасности в различных
сферах. Существенное внимание уделено в документе национальной
идентичности, историческому наследию, традиционным ценностям, которые
стали объектами непосредственного оперирования в современном
межгосударственном противоборстве.
В рамках разделов IV и V раскрыты цели, задачи и принципы обеспечения
национальной безопасности, переработаны подходы к нейтрализации
внутренних и внешних угроз. Расширены разделы, касающиеся
научно‑технологической, информационной и военной сфер безопасности.
Важным дополнением документа является уточнение индикаторов состояния
национальной безопасности и включение Всебелорусского народного собрания
в перечень субъектов обеспечения национальной безопасности.
Элемент стратегического сдерживания
Вместе с тем в рамках всенародного обсуждения Концепции национальной
безопасности, которое было инициировано Главой государства, научным
сообществом и гражданами страны были предложены отдельные дополнения и
уточнения. Они касались вопросов защиты института традиционной семьи,
предотвращения деструктивных проявлений, затрагивающих вопросы
демографической безопасности, повышения уровня социальной
ответственности бизнеса, преодоления диспропорций регионального
развития, конкретизации перечня привлекаемых сил и средств.
О некоторых из этих положений следует сказать более подробно. Так,
заявления Польши о стремлении разместить на собственной территории
американское ядерное оружие и Израиля о возможности применения атомных
зарядов (несмотря на официальное отрицание наличия) на фоне эскалации
конфликта в секторе Газа заставили дополнить пункт 5 концепции. В
окончательной редакции он выглядит следующим образом: «Растет количество
государств, желающих стать обладателями ядерного оружия или размещать
его на своей территории, прежде всего в Европе. Возрастают риски
ядерного конфликта».
Данное дополнение в полной мере отражает направления трансформации
современных рисков и вызовов, в том числе инициированного Западом
снижения порога применения тактического ядерного оружия в конфликтах
различной степени интенсивности и декларируемого террористами
использования «грязных» боеприпасов на основе низкообогащенного урана и
отработанного ядерного топлива. Кроме того, оно объективно обосновывает
решение о размещении в Беларуси российского ядерного оружия как
важнейшего элемента стратегического сдерживания.
Традиционные ценности и ментальная чистота
Существенный резонанс и отзыв в белорусском обществе получили вопросы
духовно‑нравственного характера, защиты института традиционной семьи,
повышения эффективности обеспечения безопасности в демографической
сфере. Они нашли отражение в ряде разделов концепции. Так, в качестве
стратегического национального интереса внесено положение о «всесторонней
защите и сбережении института традиционной семьи как союза между
женщиной и мужчиной по рождению». В пункте 29 одной из основных угроз
национальной безопасности названы «депопуляция, демографическое
старение, снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности
жизни, разложение института традиционной семьи». А основным направлением
нейтрализации внутренних источников угроз в демографической сфере
определено «всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее
простое воспроизводство населения, укрепление института семьи,
недопущение ее деградации, сохранение традиционных духовно‑нравственных
ценностей».
Белорусы следуют христианским заповедям и не приемлют содомию и
«гендерный переход», проповедуемые Западом, сохраняют традиционные
ценности и ментальную чистоту. Наши граждане озабочены будущим своих
детей и настаивают на законодательном закреплении подобных положений в
доктринальных документах государства.
Дополнительное развитие в рамках Концепции национальной безопасности
получили положения в части, касающейся «гражданского общества». Они
нашли отражение в пунктах 31, 64 и 71 документа. Так, в первом в
качестве внутреннего источника угроз национальной безопасности в
политической сфере назван «недостаточный уровень развития субъектов
гражданского общества, отвечающего национальным интересам, а также его
взаимодействия с государственными институтами по ключевым вопросам
жизнедеятельности Республики Беларусь». Во втором и третьем субъекты
гражданского общества названы элементом системы обеспечения национальной
безопасности, их ресурс планируется использовать для реализации
положений документа.
Запрос на мир, безопасность и справедливость
Ряд дополнений в концепцию вытекает из особенностей социально
ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации
принципа социальной справедливости. В абзаце пятом пункта 56
закрепляется положение о «совершенствовании системы адресной помощи
населению и повышении социальной ответственности бизнеса», а в абзаце
двадцатом — «улучшение материально‑технической базы объектов социальной
сферы, устранение диспропорций регионального развития».
Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на
безопасность и стабильность. События во многих уголках мира и в нашем
собственном доме свидетельствуют, как легко их потерять и каких
неимоверных усилий стоит их сохранить. Беларусь — мирная страна, а наши
граждане хорошо усвоили горькие уроки истории.
Обновленная Концепция национальной безопасности вобрала в себя все
новое, что было разработано обществом в самых различных сферах
деятельности, обобщила накопленный опыт и полученные за десятилетие
знания. Концепция логична по содержанию, написана языком, доступным для
широкого круга пользователей, в полной мере отвечает условиям
современного и перспективного межгосударственного противоборства.
Принятие этого документа — очередной шаг по сохранению мира на нашей
земле и обеспечению всесторонней безопасности белорусского общества.
Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не
имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный
диалог, но не потерпит силового диктата.
Национальная безопасность остается государственным приоритетом, а ее
обеспечение — стратегической задачей, для реализации которой у нас есть
прозорливый руководитель, внутреннее единство, верные союзники и
необходимые ресурсы. Созидание и развитие, а не разрушение и уничтожение
— главные ориентиры белорусского общества, и мы их готовы защищать.
Николай БУЗИН, доктор военных наук, председатель Постоянной комиссии
Палаты представителей Национального собрания по правам человека,
национальным отношениям и средствам массовой информации.