Как отметил Александр Лукашенко, такой состав совещания абсолютно обоснован.
– Наиважнейший вопрос мы сегодня обсудим – кадры. Как говорил классик, они решают все. Это действительно так. Это истина, – сказал глава государства.
Он сразу обозначил, что на совещании предстоит всесторонне обсудить работу с кадрами и определиться, в каком направлении двигаться дальше, какие есть недостатки.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси выстроена стройная система управления государством: экономикой занимается правительство, идеологией, кадровыми вопросами, правовым контролем и подготовкой нормативных актов главы государства – Администрация Президента, на губернаторах лежат все эти функции в областном разрезе, в городах и районах – соответственно.
– Ответственные определены. Если вы у меня спросите, удовлетворен ли я выстроенной системой функционирования кадров, сразу скажу: нет, – сказал белорусский лидер. Он пояснил, что это прежде всего относится к работе Администрации Президента, хотя кадровая политика, конечно, шире – ее осуществляют все те, кто присутствует на совещании.
– Мы имеем правовую базу и хороший практический опыт. Но время не стоит на месте, поэтому надо работу совершенствовать. Может быть, и систему, – сказал Александр Лукашенко.
По словам Президента, большой недостаток в том, что “мы всякую размазню начинаем слушать”. К примеру, если Администрация где-то недорабатывает или не работает, то правительство начинает объяснять, что выполнение задачи якобы невозможно.
Он привел в пример работу по созданию производства новых боеприпасов. Изначально Президенту докладывали, что организовать это будет очень сложно. Но глава государства поручил вплотную заняться этим вопросом, и в итоге поставленные им задачи были выполнены.
В качестве еще одного примера Александр Лукашенко привел состояние дел в сельском хозяйстве. Каждое утро глава государства получает сводки с полей. Президент сравнил: Брестская и Гродненская области находятся примерно в одинаковых условиях, но в первой темпы работ по заготовке кормов в два раза выше.
– В чем дело? Я же не сравниваю Гродно и Брест с Витебском. А кто гарантирует Каранику, что завтра вся его техника и он не будут переброшены в Витебск для того, чтобы оказать поддержку там? Вы чего медлите? Мне нужен результат, особенно в критической ситуации, – потребовал глава государства. – В сельском хозяйстве ситуация пусть не критическая, но очень серьезная. Но это мы на следующей неделе послушаем правительство, как оно думает из этой ситуации выходить.
Президент еще раз подчеркнул, что все кадры будут оцениваться по результату работы:
– Чтобы вы понимали, что, глядя на страну, я оцениваю работу кадров и думаю: а почему нет в этом направлении движения, вы чего ждете? Поэтому никаких размазываний, разговоров и бойких докладов не надо. Нужен результат. И по этому критерию будем оценивать все кадры.
Совершенствование кадровой работы – это сложная многоуровневая задача, которая касается не только производственной, но и социальной сферы. В части закрепления кадров нужно использовать как колоссальный опыт советского периода, так и те подходы, которые выработаны на современном этапе.
– Не открою Америку, если подчеркну, что ситуация остается наиболее стабильной в коллективах, где принимаются все возможные меры для закрепления кадров, в том числе молодых специалистов, – сказал глава государства. – К сожалению, у нас есть еще и те, кто работает по принципу “латания дыр”. Созданием привлекательных социально-бытовых условий им заниматься недосуг, общаться с коллективом они не умеют, а порой просто не хотят.
По словам Президента, отдельные руководители местной власти не понимают всей глубины вопроса и бездействуют.
– При таком отношении наши даже самые амбициозные экономические планы останутся на бумаге, чего допустить, конечно же, я не могу. Анализируя ситуацию, я еще в октябре прошлого года заострил внимание на этой проблеме и поручил Администрации Президента и правительству внедрить от облисполкома до самого низового уровня систему согласования кадровых перемещений, – сказал Александр Лукашенко и поинтересовался, как она реализуется на местах, достаточно ли принятых мер и требуются ли дополнительные.
По словам Президента, хоть постепенно к руководителям местных органов и организаций приходит понимание, что спрос с них за результаты работы с кадрами будет только возрастать, на местах зачастую присутствует много формализма.
Еще один вопрос для обсуждения, который обозначил Александр Лукашенко, – это пересаживание, передвижение нерадивых начальников из одного руководящего кресла в другое. О таких фактах главу государства, по его словам, проинформировала Администрация Президента.
– А где решения ваши? – спросил Александр Лукашенко. – Вы кадровую работу осуществляете. Что вы мне все пишите: там плохо и там плохо? Вы меня в очередной раз заставляете об этом говорить и меры принимать. Так вносите предложения!
Глава государства подчеркнул, что пересаживание нерадивых, провалившихся руководителей из одного кресла в другое – сродни коррупции.
Он отметил, что еще в 2014 году Декретом №5 был введен запрет трудоустройства на руководящие должности лиц, уволенных ранее по дискредитирующим обстоятельствам. Как доложили Президенту, контроль за этой работой налажен, хотя, как считает Александр Лукашенко, в этой сфере еще есть над чем работать.
– Отдельные руководители начинают либеральничать при расставании с неудавшимися управленцами, мягко говоря. Додумались подменять основания их увольнения. Позволяют горе-начальникам как ни в чем не бывало опять “всплывать” на ответственных участках работы. Хотят казаться хорошими для всех, – привел примеры Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что ответственность здесь несут губернаторы и председатели гор-, райисполкомов, и в таких вопросах нельзя заниматься либерализмом.
В целях усиления исполнительской дисциплины и ответственности за работу с кадрами глава государства уже ставил вопрос о необходимости закрепления действующего механизма на законодательном уровне. Такое предложение поступило из Администрации Президента в виде проекта решения главы государства.
– Сегодня также его обсудим, – сказал Александр Лукашенко. – Хотел бы услышать и другие рациональные предложения от присутствующих. Они должны касаться также мер стимулирующего характера для привлечения и сохранения кадрового потенциала страны.
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко на совещании отметил, что в стране действует многоуровневая система работы с кадрами, охватывающая практически все вопросы комплектования государственных органов и организаций. По его словам, имеется необходимая законодательная основа, регламентирующая работу всех субъектов этой сферы отношений. Принято 10 актов главы государства, ряд постановлений правительства, локальных документов министерств и исполкомов.
– Если мы совершенствуем что-то, всякие акты правительства по кадровым вопросам нужно убрать, это не их дело. Они там пускай согласовывают, мы же без них не принимаем ничего. Они пусть вносят хоть десяток кандидатур вам. Вы анализируете, вносите Президенту. Я к чему это? Не потому, что не доверяю правительству. Мы умеем любой вопрос размазать по столу или по всей стране. Зачем? Есть орган, который занимается кадровой политикой. Зачем в развитие решений Президента еще какие-то постановления правительства? Это наша беда, – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Никаких отсылочных документов быть не должно, подчеркнул Президент. Человек должен понимать: если решение по кадрам принято, то оно исчерпывающее.