16.01.2024

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА_январь

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2024 г.)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА

 

По материалам, подготовленным

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

 

Способность государства обеспечить политическую безопасность – свидетельство его состоятельности.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, принимая 15 июня 2023 г. верительные грамоты послов зарубежных государств, «Беларусь уже долгие годы остается своего рода заповедным краем спокойствия и стабильности. В таких условиях комфортно жить и работать».

Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность Беларуси реализовывать независимую государственную политику. Поэтому эти вопросы традиционно находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь. Особенно сегодня, когда против нашей страны развязаны информационная, санкционная и другие войны, беспрецедентные по своему масштабу.

«Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: начиная с местных органов власти, местных Советов, Всебелорусского народного собрания и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество» – отметил А.Г.Лукашенко 28 июля 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. и Главой Администрации Президента Республики Беларусь Сергеенко И.П.

Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) изменения – часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

 

Основные новации избирательного законодательства:

·       изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);

·       Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;

·       предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;

Справочно:

Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.

·       оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;

·       предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);

·       регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;

·       изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;

·       оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;

·       предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;

·       закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

·       предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутатыПалаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);

·       предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);

Справочно:

Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).

·       изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;

·       уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);

 

Справочно:

Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.

·       предусмотрены определенные изменения порядка голосования.

 

Справочно:

Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.

Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.

Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:

·       предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;

·       введен запрет выдвиженияна выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;

·       установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;

·        предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов,учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).

Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.

Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.

С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единойгосударственной системе регистрации и учета правонарушений»). 

Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления – в течение трех дней со дня поступления запроса).

В период подготовки и проведения единого дня голосования
будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных, предупредительно-профилактических мер по недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны организованных групп и отдельных лиц. 

В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее – ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.

Отвечая 6 октября 2023 г. на вопрос о вероятности повторения событий мятежа 2020 года в период предстоящей электоральной кампании, Президент А.Г.Лукашенко заявил: «Не повторится.
Это невозможно… Мы уже этого наелись, мы люди опытные, обучаемся как следует
. Пусть даже не рассчитывают раскачать Беларусь. Мы этого не позволим. Это – наша страна. Те, кто раскачивают, знают, к чему это приведет».

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА

 

Избирательная кампания – знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.

Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов. 

Вместе с тем практика проведения электоральных кампаний в отдельных странах Запада демонстрирует несовершенство избирательного законодательства этих государств и, как следствие, – значительное количество фиксируемых нарушений.

 

Справочно:

Сегодня в США острые дискуссии вызывает тема электоральной реформы: предложения республиканцев по радикальным изменениям избирательной системы блокируются демократами. Пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий неоднократно приводили к тому, чтомертвые души не только голосовали, но и избирались. Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния), причем во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.

Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате.По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней). Как считает глава делегации ПА ОБСЕ П.Х.Понс,«выборы в Польше показали эрозию системы сдержек и противовесов государства».  

В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г. выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8 тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами
в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.

В Беларуси в полной мере учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал
20 ноября 2023 г. указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и
№ 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь».

В соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение выборов в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования 25 февраля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Справочно:

Избиратели в зависимости от места регистрации для голосования будут получать от 2 бюллетеней (как, например, жители г.Минска для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и Минского городского Совета депутатов) до
4 бюллетеней
(как, например, жители сельских населенных пунктов для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и депутатов сельского, районного и областного Советов депутатов).

Согласно избирательному законодательству для удобства избирателей выдаваемые бюллетени будут отличаться по цвету и (или) иметь отличительный знак.

Выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва состоятся 4 апреля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания начинается через 15 дней и заканчивается не позднее чем через 25 дней после единого дня голосования.  

Информация о подготовке и проведении электоральной кампании–2024 размещается на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в разделах «Выборы депутатов в единыйдень голосования» и «Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва».

Не позднее 6 марта 2024 г. ЦИК должна определить дату выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества. Согласно избирательному законодательству, крайней датой проведения выборов делегатов ВНС является 10 апреля 2024 г. В соответствии с частью 5 статьи 89–2 Конституции Республики Беларусь, первое заседание ВНС в новом конституционном статусе должно состояться не позднее
60 дней после выборов депутатов, т.е. не позднее 25 апреля 2024 г.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2024 ГОДА

В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В Гродненской области осуществлен ряд организационных мероприятий по подготовке к проведению единого дня голосования в 2024 году.

В Гродненской области образовано 13 округов по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Средняя численность избирателей на округ составляет 56 640 человек.

15 августа 2023 г. решением сессии Гродненского областного Совета депутатов установлено 60 избирательных округов, подлежащих образованию, и средняя численность избирателей на избирательный округ – 12 272 человек, по выборам депутатов Гродненского областного Совета депутатов 29-го созыва. Аналогичные решения, об установлении избирательных округов, подлежащих образованию, и средняя численность избирателей на избирательный округ, до 1 сентября 2023 г. приняты во всех городских, районных и сельских Советах депутатов области.

11 сентября 2023 г. на заседании Гродненского областного исполнительного комитета принято решение о представлении Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь предложения по образованию 13 избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва на территории Гродненской области.

23 октября 2023 г. президиумом Гродненского областного Совета депутатов и Гродненского областного исполнительного комитета принято решение об образовании 60 округов по выборам областного Совета депутатов.

В г. Гродно и во всех районах Гродненской области состоялись аналогичные совместные заседания президиумов соответствующих местных Советов депутатов и исполнительных комитетов по образованию избирательных округов по выборам депутатов местных Советов депутатов базового уровня и заседания городских (городов районного подчинения), сельских исполнительных комитетов по образованию избирательных округов по выборам депутатов местных Советов депутатов первичного уровня.

В Гродненской области планируется избрать:

13 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

60 депутатов Гродненского областного Совета депутатов;

31 депутата Гродненского городского Совета депутатов;

472 депутата районных Советов депутатов;

1 005 депутатов городских (в городах районного подчинения), сельских Советов депутатов.

В установленные календарным планом сроки в Гродненской области образовано 185 территориальных и окружных избирательных комиссий (1 областная, 13 окружных, 1 городская (областного подчинения), 17 районных, 2 городских (районного подчинения), 151 сельская).

Все комиссии сформированы в полном соответствии с требованиями ч.2, 3, 4 ст.34 Избирательного кодекса. В их составе не менее одной трети членов являются представителями политических партий и общественных объединений.

Всего в состав комиссий вошло 1197 представителей политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов, граждан.

В составе комиссий 43 представителя политических партий (3,6 %), 640 – от общественных объединений (53,5 %). В том числе от Белорусской партии «Белая Русь» 31 человек, Коммунистической партии Беларуси - 12. общественного объединения «Белая Русь» - 77 «Белорусского союза женщин» - 113, «Белорусского республиканского союза молодежи» - 54, объединения ветеранов - 75, объединений профсоюзов, входящих в ФПБ - 289, Белорусского фонда мира - 17, иных общественных объединений - 15. В составе избирательных комиссий 130 государственных служащих (10,9 %), 38 граждан до 31 года (3,2 %), 993 женщины (83,0 %).

Образованы 602 участка для голосования.

Не позднее 25 января 2024 года будут образованы участковые избирательные комиссии. Из практики предыдущих избирательных кампаний в их состав войдет более 6500 человек.

 С 17 декабря 2023 года по 15 января 2024 года (включительно) политическими партиями, трудовыми коллективами, гражданами осуществлено выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. После регистрации кандидатов в депутаты (крайний срок 30 января 2024 года) с 31 января по 24 февраля 2024 года (включительно) будет проходить агитационная кампания.

 С 9 февраля 2024 года начинается дежурство в участковых избирательных комиссиях, где граждане могут уточнить информацию о включении их в списки избирателей.

 С 20 февраля 2024 года участковые избирательные комиссии приступят к организации проведения досрочного голосования.

**** 

В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.

В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.

Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 9 ноября 2023 г.на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. подчеркнул: «Мы откровенно и честно сказали, что будем всячески участвовать в этих выборах. Я имею в виду вертикаль власти. Это очень важная кампания в Беларуси. Важнее политической кампании в будущем году нет. Следом же формирование Всебелорусского народного собрания, избрание делегатов на это собрание».

Власть сделает все для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет Республики Беларусь, провести выборы – 2024 спокойно, открыто и объективно.